Угольный развод Александра Вагина на $160 млн. В списке богатейших женщин России может появиться новичок — бывшая жена Александра Вагина Ирина. Супруги развелись пять лет назад, однако до сих пор продолжают раздел имущества, которое Forbes оценивает минимум в $550 млн, в лондонском суде
О том, что бывший совладелец «Распадской» Александр Вагин развелся с супругой Ириной, Forbes сообщил адвокат Андрей Грязнов, представлявший интересы бизнесмена. Forbes также ознакомился с решением мирового суда района Арбат города Москвы, расторгшего брак 5 мая 2015 года. Истцом выступил сам Вагин, указавший, что супруги фактически не живут вместе с 1995 года.
В ноябре 2015 года имущество супругов поделил кипрский семейный суд города Никосии. Решение разделить имущества на Кипре было обоюдно принято супругами. Именно на Кипре зарегистрирована компания Verocchio Enterprisses Ltd, через которую Вагин владел долей (5,79% акций) в металлургическом холдинге Evraz. Сам бизнесмен также проживает на Кипре, говорит его знакомый. Суд Никосии принял решение разделить имущество бывших супругов в равных долях. Российское имущество Вагиных, в частности, земельный участок и дом в поселке Барвиха, также, по словам Грязнова, были разделены в равных долях, но уже российским судом.
В результате раздела имущества Вагина получила 50% в Verocchio, об этом свидетельствуют данные кипрского реестра. А в декабре 2017 года офшор продал принадлежавшие ему акции Evraz. На бирже этот пакет в тот момент стоил порядка $320 млн.
Но взаимные претензии бывших супругов исчерпаны не были — сейчас тяжба между ними продолжается в третейском суде в другой юрисдикции, рассказал Forbes источник, знакомый с подробностями бракоразводного процесса. Еще один собеседник Forbes уточнил, что речь идет о третейском суде Лондона, а предметом спора стали дивиденды Evraz, которые Вагин получал, будучи в браке, и которые, как считает истица, могли быть израсходованы не в интересах семьи.
В прошлом году Forbes оценил состояние Александра Вагина в $550 млн. Его основа — деньги, полученные от продажи пакета акций Evraz, и дивиденды. Исходя из этого, состояние Ирины Вагиной может составлять минимум $160 млн — если учитывать только деньги, полученные от продажи акций Evraz. Но пока бракоразводный процесс между супругами не завершен окончательно, Forbes использует их для расчета состояния только Александра Вагина. Ирина Вагина не ответила на просьбу пообщаться с Forbes, переданную через знакомых. Forbes направил запрос адвокату Владимиру Бершадеру, представлявшему интересы Вагиной в ходе бракоразводного процесса и возглавляющему Verocchio.
В 1990-е Александр Вагин вместе с партнером Геннадием Козовым скупал акции угледобывающего предприятия «Распадская». К 1993 году партнеры сумели консолидировать 70% компании, Козовой стал генеральным директором, а Вагин — председателем совета директоров. Вторым крупнейшим акционером шахты после них был Evraz, с которым бизнесмены в 2004 году договорились о партнерстве.
Совладельцем Evraz Вагин стал в 2012 году, когда вместе с Козовым продал холдингу (на тот момент его контролирующими акционерами стали структуры Романа Абрамовича с партнерами) свою долю в «Распадской» за $202 млн. Вагин и Козовой также получили 11% акций Evraz, оцениваемые на тот момент в $661 млн. Общая сумма сделки составила $863 млн.
В 2019 году точкой отсечения для попадания в рейтинг богатейших женщин по версии Forbes стала оценка состояния в $180 млн.
Forbes.ru, 05.10.2012, "Как два советских шахтера Козовой и Вагин заработали почти $2 млрд": В начале 2004 года крупнейшие акционеры «Распадской» — Evraz и менеджмент — договорились о партнерстве. Этот союз дал трещину в мае 2010 года после взрывов на шахте «Распадской», когда погиб 91 человек. Акционеры хотели продать компанию, но покупатель так и не нашелся. И вот теперь Козовой с Вагиным выходят из капитала «Распадской».
$863 млн, полученных менеджерами, — это только часть средств, заработанных ими на шахте. Еще в 2004 году при объединении активов на базе совместной компании Corber Enterprises Evraz доплатил фирме Adroliv Козового и Вагина $62 млн денежными средствами и $19 млн векселями.
В 2006 году Corber приобрела 100% «Междуреченской угольной компании — 96» у Adroliv в обмен на собственные акции. Чтобы восстановить паритет в Corber Evraz откупила половину выпущенных акций у Adroliv за $225 млн. По условиям соглашения Corber также выплатила компании Козового и Вагина $318 млн дивидендов.
В том же 2006 году «Распадская» провела IPO: акции продавала Corber, а на долю Adroliv пришлось около $159 млн вырученных средств. Еще один источник доходов — дивиденды угольной компании: по расчетам Forbes, начиная с 2005 года Adroliv заработала около $175 млн. Если просуммировать все цифры, то получится около $1,8 млрд «грязными» на двоих. — Врезка К.ру