Как cообщает "Ъ", лопнуло выигравшее тендер на страхование полицейских за 14 млрд рублей «Центральное страховое общество», аффилированное со страховщиком
Александром Кондратенковым. В результате одобрения сделки замминистра МВД генералом Аркадием Гостевым ведомство Владимира Колокольцева теряет 250 млн. Александр Гостев - один из самых доверенных людей Колокольцева, он его привел в МВД сразу после своего назначения министром.
Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД начало проверку обстоятельств заключения контракта с компанией «Центральное страховое общество» (ЦСО), являвшейся с 2018 года страховщиком жизни и здоровья 788 тыс сотрудников ведомства. Сумма контракта составляла более 13,7 млрд рублей, однако 28 мая у компании была отозвана лицензия. Потери МВД от сотрудничества с ЦСО могут составить около 250 млн рублей. Сложившаяся ситуация находится на контроле у руководства ведомства.
Основанием для лишения ЦСО лицензии стало выявление регулятором факта внесения руководством страховой компании в отчетные документы заведомо недостоверных сведений. Отметим, что Центробанк пока только готовит по этому поводу заявление в правоохранительные органы, но силовики уже приступили к проверке обстоятельств краха компании. При этом, как отмечает источник, с особой тщательностью ГУСБ намерено проверить своих коллег, которые тем или иным образом были задействованы в заключении этого контракта.
По крайней мере у многих уже сейчас возникает вопрос, как ЦСО, чудом не лишившееся лицензии в 2016 году, смогло выиграть тендер на страхование сотрудников МВД в 2018–2019 годах, обойдя таких маститых конкурентов, как СК МАКС,
«Согаз» и «ВТБ Страхование». Сомнительность финансового состояния ЦСО Александра Крамаренкова было очевидно наже не сведущим в экономике людям - по сравнению с конкурентами это просто контора
"Рога и копыта".
Судя по всему, в первую очередь ГУСБ проявит интерес к сотрудникам департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД, в чью компетенцию входят вопросы страхования сотрудников. В свою очередь, сотрудники ГУЭБиПК планируют установить и опросить владельцев и топ-менеджеров зарегистрированной в подмосковных Мытищах компании.
Нарушения в деятельности ЦСО, связанные с «исполнением страховой компанией плана восстановления платежеспособности», Центробанк впервые выявил в апреле 2016 года. Тогда в организацию была введена временная администрация. Впрочем, уже через полгода регулятор счел, что она свою задачу выполнила, и ЦСО заработало в обычном режиме. Более того, 14 декабря прошлого года страховая компания получила лицензию на обязательное страхование сотрудников МВД и военнослужащих, а буквально через несколько дней после этого заполучила выгодный контракт с полицейскими.
Однако уже в апреле 2018 года у
Центробанка возникли новые претензии к ЦСО в связи с «несоблюдением требований к финансовой устойчивости и платежеспособности в части нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств, порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов». Компании был дан десятидневный срок на их устранение, но она не смогла этого сделать. 27 апреля действие лицензии ЦСО было приостановлено, а 28 мая оно ее лишилось. По данным Центробанка, в 2017 году компания собрала с клиентов более 900 млн рублей, а страховое возмещение составило немногим более 166 млн рублей. По итогам года ЦСО заняло 93-е место среди страховых компаний по объему собранных премий.
Согласно условиям договора между МВД и ЦСО, который действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года, компания должна была получить от министерства 13,7 млрд рублей.
Впрочем, источник в силовом ведомстве утверждает, что говорить сейчас можно, скорее всего, лишь о потере небольшой части этой суммы, порядка 250 млн рублей. «В части уплаты страховой премии потерянной можно считать оплату с января по май,— отметил источник.— Как правило, в таких контрактах оплата идет помесячно, поэтому начиная с мая страховые премии МВД можно считать спасенными». По словам источника на страховом рынке, ЦСО по настоянию ЦБ пыталось перестраховать эти риски, несмотря на то что они, в отличие от имущественных или рисков ответственности, где возможна существенная кумуляция потерь, как правило, не перестраховываются. В частности ЦСО надеялось перестраховать их в «Согазе», но получило отказ.
Согласно законодательству, несмотря на отзыв лицензии, ЦСО обязано исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе произвести страховые выплаты по уже наступившим страховым случаям.
В самом МВД говорят, что ситуация находится на контроле у главы ведомства, а страховые выплаты до проведения нового тендера якобы будут осуществляться сотрудникам из средств самого министерства.
Между тем начальник юридического отдела московского профсоюза полиции Николай Гришаков заявил, что «в бюджете МВД, являющегося юрлицом, подобная статья расходов не заложена». По словам господина Гришакова, в единичных случаях под страховое возмещение можно замаскировать, например, материальную помощь или единовременную компенсацию за увечье, но в массовом порядке осуществлять такие выплаты не получится. «Получить страховое возмещение в подобных случаях практически со стопроцентной гарантией можно только через суд, но это, как правило, долгий и муторный процесс»,— утверждает Николай Гришаков.
Отметим, что в 2013—2015 годах сотрудники МВД были застрахованы в компании
«ВТБ Страхование», получившей премию в размере 25 млрд рублей. Два года назад министерство провело конкурс, попытавшись найти нового поставщика услуг еще на два года. Однако желающих заработать 22,4 млрд рублей не нашлось. В итоге контракт был заключен лишь на 2016 год со страховой компанией «Арсеналъ». Размер полученной ею страховой премии остался в тайне. Известно лишь, что начальная цена контракта составляла 7,5 млрд рублей.
В прошлом году обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников МВД и Росгвардии осуществляла СК МАКС. С этого года нацгвардейцы застрахованы в АО «Согаз». Контракт на два года оценивался в 6,1 млрд рублей.