Мы обнаружили, что система финансирования московских театров пронизана конфликтами интересов. Как минимум четырнадцать художественных руководителей, в числе которых
Олег Табаков, Надежда Бабкина, Константин Райкин, Олег Меньшиков и Кирилл Серебренников, получают госконтракты от своих театров, искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег. Таланты и слава актеров и режиссеров нередко затмевают тот факт, что они руководят не частными, а государственными театрами, существующими на деньги налогоплательщиков. В большинстве случаев это происходит с одобрения департамента культуры Москвы или Минкульта РФ.
Мы начали изучать финансирование театров и расходование ими государственных денег в 2016 году. Выявленные нами сделки с заинтересованностью не имеют отношения к обыску в «Гоголь-центре» в мае 2017 года и последующим арестам Юрия Итина, Нины Масляевой, Алексея Малобродского и Кирилла Серебренникова по
«делу „Седьмой студии"». Принимая во внимание остроту ситуации, мы все же решили опубликовать результаты своего расследования, поскольку умалчивать о его результатах из-за внешних обстоятельств противоречит принципам нашей организации.
Мы проверили коммерческую деятельность руководителей всех государственных театров Москвы и Санкт-Петербурга, — всего около 135, — выявили признаки конфликта интересов и написали заявления в прокуратуру в отношении 14 руководителей государственных театров. Двенадцать из этих театров учреждены департаментом культуры Москвы.
После проверки прокуратура подтвердила наши доводы о нарушениях в трех театрах и вынесла три представления: одно в адрес Минкультуры РФ в отношении Театра имени Федора Волкова и два в адрес директора департамента культуры Правительства Москвы — в отношении Театра кошек
Куклачева и «Гоголь-центра».
При заключении контрактов с заинтересованностью руководители государственных театров обязаны пройти процедуру согласования сделки со своим работодателем, в нашем случае — с Департаментом культуры города Москвы или Минкультом РФ. При этом орган власти может обнаружить в этом признаки конфликта интересов или не обнаружить, от этого и зависит одобрение сделки.
Прокуратура подтвердила, что Юрий Куклачев и
Кирилл Серебренников пошли на нарушение закона, не уведомив свое руководство о сделках, в которых они были лично заинтересованы. Большинство художественных руководителей согласовали подобные сделки с департаментом, хотя конфликт интересов от этого в реальности не разрешался.
Данная процедура стала такой формальностью, что Евгений Марчелли из ярославского Театра имени Волкова и Олег Меньшиков из «Московского драматического театра имени Ермоловой» согласовывали сделки уже после их заключения.
Тот факт, что из ста российских театров, сделки сами с собой заключали художественные руководители 14 театров, свидетельствует, что эту ситуацию нельзя считать ни нормальной, ни общепринятой в театральном сообществе.
Субсидии
В 2016 году московские власти выделили государственным театрам субсидии на сумму более 12,5 млрд рублей. По словам главы столичного департамента культуры
Александра Кибовского, из бюджета оплачивается около 80% стоимости билетов, что позволяет удерживать цены на доступном для граждан уровне. Для многих городских театров бюджетные субсидии — это больше половины годового дохода, для некоторых — все 90%.
Первое заседание совета худруков театров и концертных организаций в 2016 году. Во главе стола — руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский (08.06.2016)
С июня 2016 года при департаменте культуры действует совет художественных руководителей театров и концертных организаций. Его председатель — Дмитрий Бертман, художественный руководитель «Геликон-оперы»; в президиуме заседают, среди прочих, художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев и художественный руководитель Театра имени Ермоловой Олег Меньшиков. Одна из функций совета — участие в распределении бюджетных субсидий на новые театральные проекты.
Эта ситуация также имеет признаки конфликта интересов: руководители бюджетных учреждений культуры участвуют в принятии решений о выделении денег своим собственным театрам.
#
| Театр
| Руководитель
| Субсидии за 2016 год
|
1
|
ГБУК г. Москвы «Московский Академический Музыкальный Театр им. Народных Артистов К. С. Станиславского И Вл. И. Немировича-Данченко»
|
Антон Гетьман
|
1, 095 млрд рублей
|
2
|
ГБУК г. Москвы «Московский Театр «Современник»
|
Игорь Попов
|
818,1 млн рублей
|
3
|
ГБУК г. Москвы «Московский Театр «Новая Опера» им. Е.В.Колобова»
|
Дмитрий Сибирцев
|
659,6 млн рублей
|
4
|
ГБУК г. Москвы «Московский Государственный Академический Театр Оперетты»
|
Владимир Тартаковский
|
536 млн рублей
|
5
|
ГБУК г. Москвы «Московский Музыкальный Театр «Геликон-Опера» под рук. Дмитрия Бертмана»
|
Дмитрий Бертман
|
508,5 млн рублей
|
6
|
ГБУК г. Москвы «Московский Государственный Театр Эстрады»
|
Геннадий Хазанов
|
474,2 млн рублей
|
7
|
ГБУК г. Москвы «Московский Театр п/р О.Табакова»
|
Олег Табаков
|
401,6 млн рублей
|
8
|
ГБУК г. Москвы «Москонцерт»
|
Александр Беленький
|
379,9 млн рублей
|
9
|
ГБУК г. Москвы «Государственный Театр Киноактера»
|
Сурен Шаумян Никита Михалков
|
297,1 млн рублей
|
10
|
ГБУК г. Москвы «Московский Международный Дом Музыки»
|
Владимир Спиваков, Сергей Тимощук
|
290,4 млн рублей
|
Как минимум четырнадцать театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на общую сумму, превышающую 97 миллионов рублей со своими собственными руководителями как с физическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Театры нанимали своих художественных руководителей в качестве актеров и режиссеров, а также арендовали у них помещения и реквизиты для постановок.
Так, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман получал от своего театра в среднем примерно по 440 тыс рублей за постановку одного спектакля, руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев — по 480 тыс руб, руководитель Театра на юго-западе Олег Леушин — по 180 тыс рублей, руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников — по 345 тыс рублей. За актерскую игру в своих театрах Олег Табаков и
Олег Меньшиков зарабатывали более чем по 600 тыс в месяц, Надежда Бабкина — 520 тыс в месяц.
Юрий Куклачев заключил два контракта на аренду помещений с собственным сыном на 3,76 млн руб, а Павел Слободкин два года снимал помещение своего театрально-концертного центра у компании, в которой владеет 50%-й долей, за 38,6 млн рублей. При этом все они продолжали получать зарплату художественных руководителей государственных театров.
Как правило, сделки от лица театра подписывали заместители художественных руководителей. Очевидно, что они зависят от своих непосредственных начальников и не могут принимать решения вопреки их интересам. А значит, это не освобождает руководителей театров от конфликта интересов.
Все контракты заключены на безальтернативной основе — с единственным поставщиком. В обосновании контракта указывалось, что художественные руководители театров лучше прочих могут поставить спектакли и исполнить в них роли.
ИП Евгений Писарев выступает в спектакле режиссера Евгения Писарева
Из обоснования участия индивидуального предпринимателя Евгения Писарева в качестве артиста-исполнителя в спектакле «Великая магия» (Театр имени Пушкина, режиссер — Евгений Писарев): "Для заключения Контракта на исполнение роли «Калоджеро ди Спелта» в спектакле «Великая магия» по пьесе Эдуардо де Филиппо «Великая магия» выбран Артист-исполнитель Индивидуальный предприниматель Писарев Евгений Александрович, знающий специфику деятельности, выполняющий работу на высокохудожественном уровне, готов оказать услугу в соответствии с заданием и художественным замыслом режиссера-постановщика.
Регулирование
Директора и художественные руководители театров являются руководителями государственных бюджетных учреждений, и на них распространяются некоторые обязанности, предусмотренные антикоррупционным законодательством. Кроме того, государственные театры являются некоммерческими организациями и, соответственно, подпадают под действие закона «О некоммерческих организациях», в частности, ст. 27, посвященной конфликту интересов.
«Бюджетность» ведущих театров накладывает на худруков не только творческие обязанности. Как нанятые государственные менеджеры, они обязаны принимать меры по урегулированию конфликта интересов. Но в случае с московскими театрами данная процедура на практике сузилась только к необходимости согласования сделок с личной выгодой.Художественные руководители театров ответственны за выбор творческих направлений, утверждение репертуара, распределение ролей в постановках. Таким образом, когда они заключают дополнительный договор со своим театром на постановку и актерскую игру – фактически это контракт на работу, которую они сами планируют и сами же оценивают. Практика показала, что согласование сделки с заинтересованностью с московским департаментом культуры в нынешнем правоприменении — это имитация разрешения конфликта интересов, а получение одобрения можно считать своего рода коррупционной индульгенцией» - Игорь Сергеев, руководитель калининградского центра «Трансперенси Интернешнл-Россия».Практика, когда органы власти разрешают заключать контракты с заинтересованностью своим бюджетным учреждениям, не предотвращает конфликт интересов, а только маскирует. Фактически согласование становится формальной процедурой и, возможно, инструментом влияния на «неудобных» художественных руководителей. Причем даже эта не слишком обременительная процедура в московских театрах, как видно из ответов прокуратуры, соблюдается не всегда. Именно поэтому действующий институт согласования сделок с заинтересованностью между бюджетными учреждениями и их учредителями сложно признать хоть сколько-нибудь эффективным способом, направленным на предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Помимо этого, затруднительной представляется проверка факта согласования: гипотетически, руководители театров могут согласовать сделки в департаменте культуры задним числом после получения запроса прокуратуры о предоставлении документов по сделкам.
Фрагмент спектакля «Зеленая зона» Евгения Марчелли
Например, спектакль «Зеленая зона» Евгения Марчелли был показан до согласования с Министерством культуры РФ.
Решение
Для эффективного урегулирования конфликта интересов в подобных ситуациях на сотрудников учреждений, подведомственных государственным и муниципальным органам власти, необходимо распространить нормы закона «О противодействии коррупции», касающихся конфликта интересов (статьи 10–11). Они предусматривают более действенные меры урегулирования, чем простое согласование, в том числе отвод или самоотвод имеющего личную заинтересованность должностного лица от принятия соответствующих решений. За неурегулирование конфликта интересов закон предусматривает единственную санкцию — увольнение в связи с утратой доверия.
Решение о том, положен или не положен художественному руководителю отдельный гонорар за постановку спектакля в собственном театре, не должно приниматься художественным руководителем или его подчиненными.
За соблюдением законодательства о конфликте интересов должна следить комиссия
Департамента культуры Москвы по служебному поведению гражданских служащих.
Необходимо также создать публичный реестр сделок с заинтересованностью и разместить его на сайте департамента культуры.
Наши действия
В декабре 2016 года мы направили заявления в Генеральную прокуратуру РФ для проведения проверки на предмет нарушения действующего антикоррупционного законодательства при заключении указанных контрактов. По результатам рассмотрения которых:
- в трех случаях наши доводы о нарушениях федерального законодательства подтвердились, приняты меры прокурорского реагирования.
- в трех случаях согласно промежуточным ответам заявления перенаправлены в межрайонные прокуратуры, ответы о результатах проверки от которых в нарушение установленных сроков в наш адрес не поступали.
- в пяти случаях сделки были согласованы Департаментом культуры города, Москвы. Меры прокурорского реагирования не применялись.
- в двух случаях в нарушение установленных сроков ответы в наш адрес не поступали.
- в одном случае сроки для проведения прокурорской проверки и направления ответа не вышли.
Несмотря на прокурорскую проверку, Владимир Спиваков, Надежда Бабкина, Олег Меньшиков продолжили получать контракты от своих театров, а Олег Леушин в мае закрыл свое ИП.
Мы направили рекомендации по изменению действующего законодательства в Министерство Открытого правительства. Мы предлагаем:
Внести изменения в ч.3 ст. 10 № 279-ФЗ «О противодействии коррупции» в части прямого распространения норм по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на сотрудников государственных и муниципальных учреждений.
Унифицировать нормы №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» по урегулированию конфликта интересов с положениями №273-ФЗ «О противодействии коррупции»
Наделить комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов соответствующих органов власти полномочиями по рассмотрению ситуаций разрешения конфликта интересов у сотрудников подведомственных им учреждений.