Странная судьба у
якутских прокуроров: кто бы не занял кресло главы надзорного ведомства, рано или поздно к нему возникают вопросы по поводу недвижимости. Понятно, что главный прокурор республики не должен жить в юрте, но общественность и журналистов всегда интересовало, как у прокуроров, словно по волшебству, возникают в собственности роскошные апартаменты.
Весьма недурные служебные квартиры оставили за собой покинувшие пост главного прокурора республики Николай Мельников и его преемник Сергей Шумский. Единственный экс-прокурор, которого публично не упрекали в махинациях с жильем — недавно оставивший свой пост Николай Пилипчук.
А в последнее время та самая странная судьба, с которой мы начали, стала действовать на опережение. Сегодня решается вопрос о том, кто возглавит республиканскую прокуратуру, и наиболее вероятным претендентом является Айдар Иванов, нынешний первый заместитель главы ведомства. Айдара Лазаревича «квартирный вопрос» накрыл еще до вероятного назначения, поскольку на поверхность неожиданно всплыла странная история с его жилищем в центре Якутска площадью почти 180 квадратных метров.
Как выяснилось, 8-этажный дом по улице Аржакова, в котором ныне живет Иванов, возвело ФГУ «Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». И еще в 2005 году, задолго до ввода здания в эксплуатацию, управление заключило договор найма с некоей Верой Спиридоновной Солдатовой. О том, что эта женщина является родной матерью Айдара Иванова, работавшего тогда прокурором города Удачный, знали немногие. На каком основании заключался договор с женщиной, не имевшей никакого отношения к «водным путям и судоходству» — по жизни, конечно, понятно, а вот юридически — не очень. Кстати, в соседях у Иванова оказались тоже весьма статусные для Якутска люди: работники Следственного комитета, олимпийские чемпионы, отставные арбитражные судьи и действующие специалисты мэрии, топ-менеджеры «Сургутнефтегаза» и прочие.
После заключения договора найма события развивались стремительно: уже в августе 2007 года квартира была приватизирована, владельцами стали Иванов и двое его детей. В эти годы Айдар Лазаревич успешно продвигался по служебной лестнице, и по мере возвышения росли и его аппетиты. Почти сразу после назначения его первым заместителем республиканского прокурора администрация Якутска выдала разрешение на перепланировку квартиры. Так жилье Иванова оказалось двухуровневым, а площадь его увеличилась со 178 до 334 кв. метров. Произошло это очень просто: зампрокурора приватизировал чердак — общую собственность владельцев квартир.
Как известно, решения о перепланировке, а тем более, об отчуждении долевой собственности, должны приниматься на общем собрании жильцов. Это собрание проводилось, судя по протоколу. Но вот, что странно: в оном документе почему-то отсутствуют несколько страниц, имеются разночтения в цифрах по общему метражу помещений, а самое главное, 9 собственников проголосовало против «увода и отъема» чердака. Однако протокол был утвержден, и вскоре начальник департамента градостроительной политики мэрии Галина Новикова (сегодня — заместитель министра строительства республики) подписала разрешение на ввод перепланированной квартиры в эксплуатацию. Отметим пикантную деталь: Галина Геннадьевна в то время была соседкой Айдара Лазаревича.
Очевидно, что и приватизация, и перепланировка «нехорошей квартиры» были незаконными. Думается, это должно стать совместной заботой соседей заместителя прокурора и его коллег по иным надзорным ведомствам. Хотя Иванов давно уже перепродал свои хоромы еще одной «элитной пенсионерке», матери своего давнего знакомого Игоря Григорьева, руководителя пяти компаний, работающих в золотопромышленной отрасли. Продал квартиру за 24 млн. рублей. Неслыханные деньги за квартиру в масштабах Якутска. Не является ли это завуалированной взяткой? Должно быть, близки заместителю прокурора интересы тех, кто имеет отношение к фирмам «Золото Якокита», «Золотосервис», а также целому семейству из трех компаний с одинаковым названием «Прогресс». По всей вероятности, Иванов "решает" по—прокурорски многие вопросы золотарей, в том числе и по уголовным делам. Сейчас, в разгаре борьбы за кресло прокурора, Иванова должны беспокоить более серьезные «проколы»: например, вероятное нарушение закона при оформлении анкеты кандидата на должность судьи. В 2017 году Айдар Лазаревич пожелал стать председателем Мирнинского районного суда и подал соответствующие документы. Однако в анкете «забыл» указать, что его брат Филипп Лазаревич в 1997 году был осужден за грабеж.
Все, о чем здесь рассказано — далеко не полный список сомнительных мест в анкете кандидата в прокуроры Якутии. Сегодня вряд ли кто-то решится предсказать, повлияет ли это на окончательное решение. Но, в любом случае, депутатов Ил Тумэна биография Иванова должна заинтересовать. Многие помнят, с каким недоверием якутские парламентарии в 2016 году встречали Николая Пилипчука: за его назначение проголосовали 29 депутатов, против — 20, 9 воздержались. Вряд ли Айдар Лазаревич может рассчитывать на более благосклонное отношение. А уж если по большому счету, следует сказать откровенно: похоже, недостоин Иванов поста республиканского прокурора. Понятно, что деньги, связи, круговая порука решают многое. Но есть еще понятия профессиональной этики и чести. Вот в этот ряд фигура Айдара Лазаревича совсем не вписывается.
Александр Седунов