"Вселенная" в созвездии младшего Медведева. Многие недоумевают, почему некогда считавшийся либералом Дмитрий Медведев превратился в самого оголтелого ястреба войны на Украине. Как выяснил «Проект», за этой метаморфозой скрывается в том числе и личная драма. Единственный сын политика — Илья Медведев — конечно же, не пошел на фронт, но с началом войны потерял миллионные инвестиции, сделанные для него семьей Игоря Юсуфова, возможность путешествовать по миру и шанс отдохнуть на морских просторах на роскошной яхте «Вселенная».
Двое на яхте
Июль 2020 года. Разгар пандемии коронавируса, во всем мире строжайшие меры безопасности, ограничивающие путешествия и развлечения. В России — рост смертности и безработицы, вызванных коронавирусом и его экономическими последствиями — смертность в июле 2020 года подскочила на 19,7% в годовом выражении. Число безработных россиян в июле выросло на 40,6% в годовом выражении и достигло почти 5 млн человек. 74-метровая яхта «Вселенная» стоимостью $100 млн — такая оценка приводится профильным ресурсом SuperYachtFan — идет в водах Средиземного моря, отключив транспондер, следует из проанализированных «Проектом» данных специализированного сервиса VesselFinder. На борту «Вселенной» — Илья Медведев и Максим Юсуфов, сыновья зампреда Совета безопасности России Дмитрия Медведева и бывшего министра энергетики, миллиардера Игоря Юсуфова — журнал Forbes оценивает состояние Юсуфова в $1,1 млрд соответственно. О совместном плавании этих двоих «Проекту» рассказал знакомый Юсуфова. Еще один собеседник, знакомый с деталями эксплуатации яхты, подтвердил, что Медведев-младший в то время находился на борту «Вселенной». Молодые люди, знакомые еще со школы, уединились на морских просторах от невзгод тяжелого времени.
Какие заботы докучали молодым детям влиятельных родителей? Понять это поможет сама яхта «Вселенная». Построенная голландским бюро Damen Yachting в 2018 году, она оформлена на офшор с Каймановых островов Southerner Ltd, реальный владелец которого скрыт. Однако передвижения яхты за последние годы указывают на то, что собственник — скорее всего из России. Например, в 2020 году «Вселенная» не менее 72 дней провела в порту Сочи, следует из данных VesselFinder. А в 2022 году, вскоре после начала войны в Украине не позднее 2 марта, когда зарубежные власти начали арестовывать активы влиятельных россиян — яхты, дома и самолеты, — «Вселенная» покинула итальянский порт Империя, где в тот момент стояла на якоре, и через Стамбул пришла в Сочи, где, как собственными глазами убедился корреспондент «Проекта», пришвартована и сейчас.
Два источника «Проекта» — знакомый семьи Юсуфовых и человек, осведомленный об условиях эксплуатации «Вселенной» –, говорят, что именно Юсуфовы и есть собственники яхты, но фактически пользуется ей семья Дмитрия Медведева. На «Вселенной» у бывшего президента и премьера есть кабинет и спецсвязь, а в территориальных водах РФ ее часто сопровождают корабли ВМФ.
«Проект» также нашел множество косвенных подтверждений того, что яхтой в действительности пользуется именно Медведев. Турецкий споттер Йорук Ишик, следящий за судами, проходящими через Босфор, — в мае 2022 года сообщил, что «Вселенная», вероятно, принадлежит именно Медведеву. В разговоре с «Проектом» он уточнил, что сделал такой вывод на основании информации своего источника. Турецкие обозреватели из НКО Nordic Monitor также называли Медведева собственником «Вселенной». Еще один источник «Проекта» среди яхт-брокеров со ссылкой на экипаж утверждает, что семья Медведевых использует эту яхту. Наконец, сотрудник сочинской марины, где сейчас под охраной стоит судно, называет ее «медведевской» и «правительственной».
Как показало дальнейшее расследование «Проекта», тот же принцип распространяется и на прочие активы семьи Юсуфовых — то, что записано на них, на самом деле может принадлежать Медведеву и его наследнику.
Воспитанник дома Юсуфовых
— Он пытается заниматься частными бизнес-проектами, в том числе в сфере цифровой экономики. Ну, такими вещами, которые сейчас очень популярны у молодежи. Причем занимается этим сам и занимается с удовольствием. Особых успехов пока я там у него не видел, но, надеюсь, что всё еще впереди, — этими словами экс-президент, экс-премьер, а теперь видный ястреб вторжения на Украину Дмитрий Медведев отвечал в 2020 году на вопрос о том, чем занимается его единственный сын Илья — ответ прозвучал в эфире сервильной радиостанции «Комсомольская правда».
Всего за год до этого интервью в другом месте Москвы разворачивалась совсем иная история, дающая представление о «бизнес-проектах», которыми сын бывшего президента «занимается с удовольствием». «Я несколько раз сидел с Ильей Дмитриевичем (Медведевым) за одним столом. Мы вели с ним переговоры про инвестиции и текущие дела», — вспоминает IT-бизнесмен Константин Хайт. Бизнес Хайта, согласно его словам, был отобран в интересах Медведева-младшего, сейчас бизнесмен покинул Россию и согласился на разговор с «Проектом». Его рассказ подтверждается еще одним источником и финансовой документацией компании Хайта, изученной «Проектом».
Хайт — главный архитектор системы электронных ценников для ритейла, устройств взамен бумажных ценников, позволяющих выводить информацию о цене и свойствах товара на экране, расположенном рядом с самим товаром. Вместе с партнером в 2017 году он создал IT-стартап «Компо». Сейчас компания глубоко убыточна — по итогам прошлого года убыток, по данным СПАРК-Интерфакс, составил 80,8 млн руб —, но на старте у нее были неплохие перспективы. В 2017 года компания стала участницей «Сколково», а уже в 2018 году стартап нашел крепкого инвестора в лице «ВЭБ Инновации», который был готов вложить в бизнес до 200 млн руб. «Компо» строила планы на экспорт и развитие. Правда, в итоге договор с ВЭБом остался на бумаге, потому что у стартапа именно тогда появился еще более именитый инвестор.
«Носило нас по волнам американского и российского стартаперства, пока в качестве потенциального инвестора нам не порекомендовали прямо Илью Дмитриевича Медведева», — с улыбкой вспоминает Хайт. По его словам, устроено это было так: переговоры вместе с Медведевым и от его лица вел старший из сыновей Игоря Юсуфова — Виталий, на которого сейчас записано большинство семейных компаний. В части встреч к инвесторам присоединялся и младший сын Игоря Юсуфова — Максим.
«В моем понимании Илья Дмитриевич отдан на воспитание семье Юсуфовых. Это большой family office, с большим числом своих людей в разных структурах, разбросанных по всей стране, — рассказывает Хайт. — Виталий наставляет Медведева на верный путь в жизни респектабельного венчурного бизнесмена».
В 2018 году «Компо» заключило инвестиционную сделку с фирмой «Айкоминвест», на 100% принадлежащей Виталию Юсуфову. Сумма инвестиций — более $4 млн. «Мне было четко сказано, что твой инвестор — Илья, и ты отвечаешь перед ним», — говорит Хайт. Теперь он с сожалением объясняет, почему согласился: «Они же не силовики в масках, а либеральное крыло, цивилизованные сторонники европейской интеграции».
«Проект» убедился, что деньги на счета «Компо» действительно поступали — они приходили от разных юрлиц, контролируемых семьей Юсуфовых — от «Айкоминвеста» и от «Цифрового гарнизона». Несмотря на то, что 4 млн долларов не самая впечатляющая сумма в масштабах большого бизнеса, таких денег ни у Ильи, ни у Дмитрия Медведева легально быть не могло. Медведев-младший только окончил МГИМО, а его отец, если следовать его декларации, с 2012 года заработал в сумме около 1 млн долларов — при безработной жене Светлане, годовой доход которой с 2012 года не превышал 0 рублей.
Однако к концу 2018 года начали происходить странные вещи. В Подмосковье было учреждено юрлицо с почти идентичным названием — «НПО Компо», владельцем которого стала все та же «Айкоминвест» Виталия Юсуфова. Спустя несколько месяцев после заключения инвестиционной сделки, в октябре 2018 года, когда «Компо» уже приступила к строительству завода по производству электронных ценников, Хайта неожиданно вызвали в Москву и сообщили, что принято решение его «бизнес забрать», говорит Хайт.
«[Они] сказали: „Вы знаете, Константин, обычно мы так не делаем, но тут нам все так нравится, что мы решили эту компанию у вас купить“, — вспоминает Хайт разговор октября 2018 года. За столом перед ним сидели Виталий и Максим Юсуфовы, а также Илья Медведев. Собеседники не назвали сумму, предложив подождать. В начале 2019 года один из доверенных лиц Юсуфовых сообщил Хайту: „Что вы скажете, если мы оценим стоимость вашей доли в 0 рублей? Ваше право не согласиться, но мы создали в Дубне, в особой экономической зоне, компанию под названием „НПО Компо“. Там назначен директор и высажена наша команда управленцев. Нам не хватает только инженеров, но мы готовы предложить вашим инженерам перебраться в Дубну, тем более, что зарплаты вы им платить не сможете, потому что финансирование „Компо“ мы останавливаем. А как вы помните, привлекать финансирование за пределами нашей организации вы права не имеете. — инвестдоговор запрещал это, следует из слов Хайта. У вас есть выбор: либо вы можете переписать долю на наше ООО „Фьючер инвест“ и тогда мы вам оставим 10% от наших будущих побед, либо вы сами разбирайтесь, как вы будете банкротить свое ООО „Компо“», — пересказывает тот разговор Хайт.
Бизнес у Хайта полностью изъяли весной 2019 года. У фирмы Юсуфовых-Медведева дела не пошли — убыток «НПО Компо» по итогам 2021 года достиг 161 млн руб, по данным СПАРК-Интерфакс. Упомянутая компания «Фьючер инвест», которая и сейчас владеет «Компо», принадлежит фирме «Эм уай груп», которую контролирует друг Медведева-младшего по яхте Максим Юсуфов. Медведев-младший действительно связан с этим бизнесом — в утекших налоговых базах он значился, как человек, получавший доход в «Эм уай груп», о чем, в частности, ранее писал The Insider.
Юсуфовы не ответили на предложение «Проекта» о разговоре для этой статьи.
Их человек в Кремниевой долине
«Компо» была не единственной инвестицией Юсуфовых в интересах Медведева-младшего, утверждает Хайт и подтверждает человек, хорошо знакомый с бизнесом семьи Юсуфовых. «Чаще чем раз в неделю он (Медведев — „Проект“) отправлялся либо в Иннополис, экспериментальный город для ИТ-специалистов, построенный в Татарстане, либо в Сколково, чтобы кого-то отсматривать», — вспоминает Хайт. Он утверждает, что с теми же целями сын бывшего президента ездил и за границу, — в частности, на проходившую в марте 2019 года в Германии хай-тек выставку EuroShop, — организаторы ярмарки не ответили на вопрос «Проекта», сославшись на защиту данных. «Илье собирали венчурный холдинг, заточенный на ритейл», — говорит Хайт.
Определить, в какие IT-проекты инвестировали Юсуфовы довольно просто. Если изучить структуру бизнеса этой семьи, окажется, что IT-сектор — редкое направление их инвестиций. Основные интересы Юсуфовых в более консервативных отраслях — энергетика, судостроение, недвижимость и др.
Как выяснил «Проект», кроме «Компо» Виталий Юсуфов вложил через свою компанию «Айкоминвест» около $2 млн в компанию бывшего министра связи Николая Никифорова «Дигинавис».
Никифоров — креатура Медведева, он работал в его кабинете министров с 2012 по 2018 годы. Опрошенные «Проектом» сотрудники «Дигинавис» считали, что инвестором выступает сам Никифоров, об участии в их бизнесе Юсуфова или Медведева они не слышали. Хайт говотит, что в «Дигинавис» также инвестировали в интересах Ильи Медведева. Большинство проектов компании к 2022 году находятся в убытках — созданный «Дигинависом» маркетплейс для металлопроката «Река» убыточен на 11 млн руб. по итогам 2021 года, автомобильный сервис Zen.car — на 53 млн руб., авиационный проект «Авиапрактика» — 1 млн руб.
Впрочем, одна из самых интересных связанных с IT инвестиций семьи Юсуфова была сделана совсем не в России, и она заслуживает отдельного рассказа.
«В январе 2018 года приехал Виталий Юсуфов с делегацией. Мусаев показал ему объект в Менло-Парке, а я показал „церковь“. „Церковь“, о которой идет речь, — это старый католический храм в Сан-Франциско, который инвесторы хотели превратить в коворкинг-пространство для стартаперов. в Сан-Франциско. Особых вопросов у Юсуфова не было», — вспоминает Павел Черкашин, российский бизнесмен, давно осевший в Кремниевой долине в Калифорнии. В то время он был партнером с Магомедом Мусаевым, еще одним российским бизнесменом, работающим в Калифорнии. Сейчас бывшие партнеры разошлись и выясняют отношения в судах. Как вспоминает Черкашин, Мусаев пригласил Юсуфова как потенциального инвестора в проект под названием «Уиллоу-стрит, 80». Это адрес офисного комплекса на границе городов Менло-Парк и Пало-Альто в самом сердце Кремниевой долины. В итоге Виталий Юсуфов приобрел этот дом весной 2018 года за $72 млн, писала газета The Wall Street Journal со ссылкой на документы и источники.
Источник, хорошо знакомый с бизнесом семьи Юсуфовых, говорит, что эта инвестиция также была сделана в интересах семьи Медведевых. Мусаев, с именем которого многие и сейчас ассоциируют дом в Менло-Парке, отказался от комментариев для этой статьи. Знакомый Мусаева утверждает, что тот не имеет отношения к этому бизнесу с момента, как Юсуфов приобрел особняк, хотя несколько бизнесменов рассказали «Проекту», что обсуждали с Мусаевым совместные проекты по особняку в Менло-Парке вплоть до лета 2021 года и даже посещали этот объект по приглашению Мусаева.
«Его интерес состоял в том, чтобы после покупки дома Юсуфовым взять в аренду правое крыло, — описывает ситуацию знакомый Мусаева. — Но потом выяснилось, что приоритетное право на аренду принадлежит компании Robin Hood, которая уже несколько лет работает в левой части здания». Собеседник признает, что Мусаев сам хотел купить этот особняк, но не нашел средств. В этот момент и появился Юсуфов, с которым Мусаев прежде, по словам его близкого друга, был незнаком.
Илья Медведев очень интересовался американской стартап-культурой, говорят два знакомых семьи бывшего президента. «Главный из них (инвесторов „Компо“), кого Америка реально интересовала, — это, конечно, Илья», — вспоминает Хайт. Илья ездил в Кремниевую долину вместе с отцом во время официального визита в 2010 году, вспоминают двое участников той поездки, и у него была американская виза. Представитель Госдепартамента сообщил «Проекту», что не уполномочен комментировать вопрос о наличии визы у сына Медведева, предложив ознакомиться с указом президента Джо Байдена о санкциях в отношении россиян от 15 апреля 2021 года. Среди прочего документ отдельно оговаривает, что совершеннолетние дети лиц, попавших под американские санкции, не будут допущены на территорию США. Дмитрий Медведев был включен в санкционные списки в апреле 2022 года.
Примерно тогда же — в середине весны этого года — Илья расспрашивал своих знакомых, на какой деятельности ему следует сфокусироваться в новых условиях, рассказывает знакомый с Медведевыми российский бизнесмен: «IT-бизнес не пошел, а война окончательно перечеркнула его перспективы, теперь Илья думает о социальном предпринимательстве».
***
Новое занятие молодому человеку в итоге придумал отец. Летом 2022 года Илью торжественно приняли в «Единую Россию». На новом месте Илья, по его собственным словам, будет заниматься в частности «поддержкой малого и среднего бизнеса, предпринимательства».
Со своим бизнесом Медведеву-младшему придется повременить — по выражению друга семьи, он оказался слишком молод для IT-предпринимательства, и под нажимом отца пошел в единороссы.