Бермудская группа Anаn, связанная с китайской CEFC, стала якорным инвестором для принадлежащей Олегу Дерипаске En+ во время первичного публичного размещения акций (IPO) группы. Группу в свою очередь кредитовал банк ВТБ, получив его долю в компании в залог. В связи с падением стоимости актива Дерипаски из-за санкций в 2,5 раза, банк Андрея Костина требует от группы доплаты, но шансы получить эти деньги минимальны: долги связанной с должником компании CEFC в пять раз больше ее активов. Как сообщает «Ъ», ВТБ угрожает в случае неуплаты подать в Высокий суд Сингапура иск о банкротстве AnAn Group и использовать другие способы защиты своих интересов.
В ноябре 2017 года En+ провела IPO на Лондонской бирже на $1,5 млрд, предложив рынку 18,8% акций в виде GDR. AnAn приобрела 6,25% на $500 млн и еще до размещения была названа «ключевым инвестором» с правом вето по широкому кругу вопросов. Но по факту деньги для сделки AnAn предоставил ВТБ, которому группа сразу заложила весь пакет в En+ по репо, но так и не смогла вернуть деньги. С одной стороны, этому помешали апрельские санкции Минфина США против Олега Дерипаски и его активов, которые привели к падению котировок En+. С другой — финансовые и политические проблемы китайской группы CEFC, которая в проспекте En+ называлась «стратегическим партнером» AnAn и известна прежде всего тем, что сорвала сделку по покупке 14,2% «Роснефти» за $9,1 млрд.
В конце мая первый зампред ВТБ Юрий Соловьев заявил, что пакет AnAn в En+ перешел банку по margin call. В сообщении AnAn International говорится, что санкции стали «непредвиденным форс-мажором».
Руководитель практики банкротства юридической фирмы «Инфралекс» Станислав Петров отмечает, что банк вправе требовать от компании выплаты оставшегося долга за вычетом стоимости полученного пакета En+, который сильно подешевел на бирже. При этом, указывает юрист, российские суды сейчас не признают экономические санкции форс-мажорным обстоятельством, и «можно предложить, что иностранные суды, в том числе Высокий суд Сингапура, будут придерживаться того же подхода». По словам руководителя проектов адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Натальи Колеровой, особых преференций у банкротных моделей в Сингапуре нет, законодательство страны «во многом воспроизводит акты и законы США, но процедуры банкротства находятся в Азии в стадии становления, поэтому компании пытаются увести их в иные юрисдикции, например в США или Великобританию, обосновав связь должника с этой юрисдикцией». Станислав Петров указывает, что инициирование процедуры банкротства позволит ВТБ не упустить момент для предъявления своих требований и быть в курсе движения дела.
Публичной информации об активах AnAn Group нет, стоимость активов AnAn International на 31 марта составляла $357 млн против обязательств в размере $265 млн. С момента ареста в феврале главы CEFC Е Цзяньминя деятельность конгломерата парализована, и он находится в состоянии распада. Управление имуществом CEFC взял на себя госбанк China Development Bank, который возглавляет комитет кредиторов, и активы CEFC сейчас оцениваются в $3,2 млрд при требованиях в размере $14,5 млрд.
сообщало о претензиях британской разведки MI6 к финансовому регулятору FCA, позволившему Олегу Дерипаске провести на Лондонской фондовой бирже первичное размещение акций без предварительного согласования со спецслужбами. Вырученными от IPO средствами EN+ расплатилась с ВТБ по кредиту на $942 млн в ноябре 2017 года, хотя должна была сделать это в декабре 2019 года, - по мнению спецслужб, это помогло Внешторгбанку обойти санкции.