Жизненный путь серийного банкира Ильи Клигмана, прозванного «кассиром тамбовских», усеян не только обломками банков. Многие, с кем он общался как с партнерами, также кончили плохо. Сам же Илья Клигман теперь беззаботно проживает далеко за пределами родной страны.
Банк России сообщил, что направил в Генеральную прокуратуру, Следственный комитет России и Министерство внутренних дел РФ информацию о финансовых операциях Инкаробанка.
Лицензия у этого кредитно-финансового учреждения была отозвана еще в октябре прошлого года. В декабре того же года Арбитражный суд Москвы признал его банкротом .
Видимо, аудиторы ЦБ за это время накопали такое, что у них возникли основания считать обнаруженные факты чем-то большим, чем обычными нарушениями. В частности речь идет о незаконном выводе активов руководством Инкаробанка. Окажутся ли эти подозрения обоснованными, решать теперь компетентным органам. Однако первые итоги проверки, обнародованные Центробанком, впечатляют. Выяснилось, к примеру, что активы Инкаробанка составляли 146,4 млн рублей. А обязательства – 2, 9 млрд рублей. Иными словами, в балансе банка найдена дыра размером в 2,7 млрд рублей.
И вот теперь возникает вопрос: кто и из каких средств будет эту дыру затыкать? Хотя и сейчас многим очевидно – возложат ли задачу на Агентство по страхованию вкладов, или же позовут на помощь какой-либо крупный банк с весомым госучастием, пропавшие деньги вкладчиков скорее всего придется в итоге компенсировать госбюджету.
В тетрадках все в порядке.
Известие от Центробанка не только, как можно представить, вызвало уныние среди тех, кто поверил благозвучной рекламе Инкаробанка. Которая до сих пор, кстати, висит в интернете и смотрится в свете последних событий достаточно забавно: «Высокая степень финансовой устойчивости Банка, удобные для клиента условия сотрудничества, оперативное обслуживание и качественный сервис делают его весьма привлекательным кредитным учреждением и компетентным партнером для проведения финансовых операций».
Шорох прошел и в рядах участников кредитно-финансового рынка, что неудивительно. Ведь в прошлом году лицензию у Инкаромбанка отозвали едва ли не одновременно с банком «Агросоюз». Немногим ранее такой же процедуре подверглись схожие по калибру учреждения Арксбанк и Байкалбанк. Пошли, как писал «Коммерсант», разговоры о том, что все эти банки входили в некую неформальную группу.
Некоторые из участников дискуссии называли и фамилию: «группа Ильи Клигмана».
Некоторые основания для таких выводов были. В руководстве вышеперечисленных кредитных учреждений, да и не только в вышеперечисленных, фигурировали одни и те же люди, переходившие из одного обанкротившегося банка в следующий, и так далее. Рядом с ними частенько мелькала фамилия «Клигман». И действовали они по одной и той же схеме, которую в банковском сообществе назвали «тетрадочные вклады».
Как уже писала «Наша версия», впервые подобная технология была использована еще в 2014 году при банкротстве Мособлбанка, где обнаружили 70% незадекларированных вкладов . Весьма вероятно участие Ильи Клигмана в этом банкротстве, учитывая, что большинство руководства Мособлбанка после его краха перешло стройными рядами в Арксбанк.
И раз уж речь зашла о рухнувшем Арксбанке, логично на его примере показать, как работали «тетрадочные вклады». Схема выглядела примерно так:
Недостатка в клиентах банк не испытывал, решал вопрос просто - предлагал делать вклады в валюте под 4,4% годовых, в то время как на рынке максимальная ставка была 3%. К тому же Арксбанк всячески подчеркивал, что входит в систему страхования вкладов, так что бояться клиентам за свои деньги нет никаких оснований. Все, если что случится, будет возвращено до копеечки, а случиться ничего не может. Люди верили, и шли толпами.
Однако когда человек приносил деньги в банк, клерки записывали в официальную отчетность, что этот вклад гораздо меньше, чем был на самом деле. А подлинную сумму вклада – в отдельную тетрадочку. Разницу забирали себе. Доверчивый же клиент и подумать не мог, что в случае чего он ничего не сможет доказать Агентству по страхованию вкладов.
«Лишние» деньги Арксбанк выводил куда следует, насколько можно судить, в основном в оффшоры. После банкротства Арксбанка, кстати, оказалось, что к иностранному депозитарию ушли из банка и не вернулись ценные бумаги стоимостью 4,5 млрд рублей.
Выяснилось, что Арксбанк принадлежал 10 гражданам, из которых ни один не имел блокирующего пакета. И это обстоятельство делало их весьма похожими на подставных. Тогда же среди банкиров пошли разговоры, что заправлять всем в этом деле мог Илья Клигман, которого устойчиво называли «бухгалтер тамбовских».
Не пишите обидно
Эта информация, между прочим, изначально была опубликована в издании «The Moscow Post», и стала поводом для Ильи Клигмана подать в суд и потребовать, чтобы из интернета была удалена вся негативная информация о нем.
Что удивительно, но Петроградский суд, в котором слушалось дело, встал на сторону Ильи Клигмана. Впервые в отечественной истории суд повелел убрать из сети все, что противно истцу и его обижает. «Яндексу», судя по всему, было велено удалить о Клигмане все сообщения, где он фигурировал не в качестве положительного персонажа.
Что и было сделано.
Интересно, все финансовые операции, равно как и защиту своей чести и достоинства, Илья Клигман, как сообщали недружественные ему сайты, проводил из-за границы, предположительно из Малайзии, куда вынужден был отбыть в 2013 году после очередной нелицеприятной истории связанной с очередным предприятием. В тот раз это был Трансинвестбанк.
В сети можно найти рассказ руководителя одной инвестиционной компании об опыте взаимоотношений Арксбанком. Компания положила на банковский депозит 40 миллионов рублей, а когда захотела досрочно их вернуть, якобы столкнулась с большими проблемами. Тогда руководство компании решило провести собственное расследование и выяснило: похоже, что бенефициарным владельцем данной смутной структуры является никто иной как бывший банкир Илья Клигман, ныне покинувший Родину, но продолжающий «обрабатывать» сограждан.
Токсичный бухгалтер
Есть категория людей, особенно в бизнесе, которых условно можно назвать «царь Мидас наоборот». Все, к чему они не прикасаются, неизбежно обращается не в золото, а в прах. И это при том, что сами они никогда не остаются в накладе. Применима ли подобная ассоциация к Илье Клигману? Жизненный путь его усеян не только обломками банков. Многие, с кем он общался как с партнерами, также попадали не в самые лучшие истории.
В Санкт-Петербурге, когда Илья Клигман президентствовал в компании «Петро-Юнион» и, как говорят, тесно сотрудничал с «ночным губернатором» северной столицы Владимиром Барсуковым-Кумариным, погорел на мошенничестве. Его посадили. А вскоре на стол высокого начальства лег рапорт о том, что начальник главного следственного управления Дмитирий Довгий. Довгий получил взятку в полтора миллиона долларов за развал дела Клигмана. Генерала Довгия уволили, возбудили уголовное дело.
Илья Клигман остался сидеть, но недолго. В 2009-м он выступил в суде с показаниями на процессе Барсукова-Кумарина, во многом благодаря которым «ночной губернатор» сел надолго. А Клигману реальный срок заменили на условный.
Когда Илья Клигман в своем стиле руководил Трансинвестбанком, у него завязались тесные контакты с генералом МВД Борисом Колесниковым – одним из главных в ту пору борцов с коррупцией в России. Немногим позже, как известно, генерал Колесников был арестован, и по официальной версии выбросился из окна Следственного комитета РФ.
Похоже, что пересекался Клигман по делу Довгия и со ставшим позже генералом и главным следователем Москвы Денисом Никандровым. Теперь Никандров под арестом.
Ну а сам Илья Клигман при всем при этом беззаботно проживает далеко за пределами родной страны, и, судя по истории с Инкаробанком, бросать свой бизнес не собирается.
Александра Волкова