Успехи «Ростеха»: МС-21 не взлетит, концы «Триумфа» надежно спрятаны в воду

by topbloger 19. февраля 2019 03:00

Директор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил об отказе американской Hexcel и японской Toray Industries поставлять композиты для якобы «российского» самолета МС-21, обещанного Владимиру Путину. На авиасалоне IDEX 2019 в Абу-Даби чиновник признал, что выпуск серийных лайнеров отодвигается на конец следующего года, хотя ранее было обещано начало поставок МС-21 в первых месяцах 2020 года. Проект уже обошелся в полтриллиона рублей, но руководство «Ростеха» требует добавить к ним еше четверть триллиона на «создание отечественных композитов».

По данным «Ведомостей», МС-21 – главный перспективный продукт российского гражданского авиапрома, среднемагистральный лайнер, который должен составить конкуренцию самым востребованным в мире самолетам Airbus 320/321 и Boeing 737. На него получено 175 твердых заказов, в том числе 50 машин заказал «Аэрофлот» со сроком поставки в 2020-2026 гг.

«Аэрокомпозит» входит в госхолдинг «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) и занимается производством композитных панелей исключительно для гражданских лайнеров, а также композитного крыла для МС-21. Под самые жесткие американские санкции, запрещающие любое сотрудничество, «Аэрокомпозит» попал осенью 2018 г. МС-21 должен стать первым самолетом с композитным крылом, это сильно облегчает планер.

Прекращение поставок импортных композитов подтверждала пресс-служба ОАК. Корпорация допускала перенос сроков поставок по этой причине на полгода.

Гендиректор «Аэрокомпозита» Анатолий Гайданский в интервью «Аргументам и фактам» в январе рассказывал, что композитное сырье поставляло американское подразделение бельгийской химической компании Solvay. Отказ от поставок не приведет к краху программы, уверял Гайданский. ОАК ведет работу с российскими компаниями, которые могут наладить поставку сырья, сообщала корпорация, в том числе с «Росатомом» (построил завод угольного волокна) и Всероссийским научно-исследовательским институтом авиационных материалов. Уже сообщало о том, что 1,5 млрд рублей на производство комплектующих для лайнера МС-21 получила компания «Станкофлот» Марины Сечиной — бывшей супруги главы «Роснефти» Игоря Сечина. При этом «Станкофлот» никогда не работал в авиационной отрасли, а специализировался на рекламе. Партнером Сечиной выступает экс-полицейский Александр Андреев, ранее получивший активы обанкроченной Финансовой лизинговой компании, деятельность которой расследовал.

Человек, близкий к ОАК, рассказал, что из-за отсутствия американских композитов начало поставок МС-21 может сдвинуться на три года.

Чемезов не только предупредил, что выпуск МС-21 откладывается, но и сообщил, что финансовое состояние ОАК не очень хорошее – ей требуется 240-250 млрд рублей на развитие. Эту корпорацию сейчас возглавляет бывший музыкальный продюсер Юрий Слюсарь, в начале 2000-х продвигавший сборники «Горячая двадцатки» и «Новая игрушка».

ОАК много лет не может выбраться из убытков. Истребители, которые выпускает ОАК, – главная статья российского военного экспорта, но финансовое состояние холдинга страдает от избыточных мощностей, лишних производств, а также от затратных гражданских программ («Сухой суперджет», поставки начались в 2011 г., и МС-21), которые пока не приносят серьезного дохода.

Тем временем ирландская авиакомпания CityJet — единственный европейский эксплуатант российских самолетов Sukhoi Superjet 100 — возвращает России семь самолетов, которые эксплуатировала по лизингу, сообщает "Политика сегодня". В издании отметили, что ирландский перевозчик перестал указывать в своем парке семь судов SSJ100, полученных в лизинг в 2016–2017 годах. Теперь на сайте CityJet в списке самолетов указаны только региональные суда. В компании «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) пока не прокомментировали данную информацию. Однако ранее президент компании Александр Рубцов заявлял, что CityJet может прекратить эксплуатацию самолетов Sukhoi Superjet 100.

На той же выставке IDEX 2019 Сергей Чемезов сказал, что Россия поставит Китаю новые ракеты для зенитно-ракетного комплекса С-400 взамен поврежденных при шторме в Ла-Манше. "Контракт давно уже подписан, мы должны были уже все поставить, но, к сожалению, произошла авария - судно, которое везло эти ракеты, попало в шторм. Мы вынуждены были все эти ракеты уничтожить, сейчас изготавливаем новые", - подчеркнул он.

Полковой комплект С-400 («Триумф») был отправлен в Китай тремя кораблями, однако, как сообщили в январе 2018 года в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству России, одно судно попало в сильный шторм в проливе Ла-Манш, вспомогательное оборудование на его борту было повреждено. Морской транспорт вернулся в порт для дефектации пострадавших элементов. В начале апреля 2018 года стало известно, что продолжавшие путь первые два корабля с основной частью полкового комплекта прибыли в КНР.

О подписании РФ контракта с Китаем на поставку С-400 стало известно в ноябре 2014 года, в ноябре 2015 года помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин подтвердил заключение контракта. В июне 2016 года Чемезов сообщил, что китайская армия получит системы не ранее 2018 года. КНР стала первым зарубежным заказчиком этих систем ПВО. Стоимость контракта оценивалась в $3 млрд.


**** Для крупнейшего в России госзаказа на гражданские вертолеты нет денег

Холдинг «Вертолеты России» 8 февраля передал компании «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) первые восемь вертолетов в санитарной комплектации: четыре Ми-8АМТ и четыре «Ансата». Всего НССА в сентябре 2018 г. заказала 104 «Ансата» и 46 Ми-8, покупать их должна лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» и передавать НССА в лизинг. Поставки всех 150 машин должны завершиться в 2021 г. Стоимость контракта – почти 40 млрд руб., говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Бесплатная поставка

«Вертолеты России» и «Авиакапитал-сервис» входят в госкорпорацию «Ростех», в НССА у «Ростеха» 25%, 75% контролирует Иван Яценко. Он владеет группой «Хелидрайв», которая несколько лет занимается авиационной эвакуацией в Ленинградской области.

Но «Авиакапитал-сервис» отказался быть лизингодателем для НССА, говорят два человека, знающих это от сотрудников «Ростеха». Причина – сомнения в платежеспособности НССА, уверяет один из собеседников: компания только создана, а имущества должна получить на десятки миллиардов рублей.

Два человека, близких к «Ростеху», подтвердили, что «Авиакапитал-сервис» в поставках вертолетов не участвует. Первые восемь вертолетов получила и передала НССА другая компания «Ростеха» – «Нацпромлизинг». Но за технику «Вертолетам России» «Нацпромлизинг» заплатит только через полгода, говорит человек, знающий это от сотрудников «Ростеха». Это подтвердили два человека, близких к госкорпорации. Обычно покупатель полностью оплачивает технику еще до поставки, указывают топ-менеджеры двух лизинговых компаний.

Вертолетам надо добраться до мест дежурства в регионах, НССА должна создать там базы, поэтому покупателю предоставлен льготный период, объяснил человек, близкий к «Ростеху». Вертолеты будут дежурить в Санкт-Петербурге, Амурской, Ленинградской, Московской, Тверской, Новгородской, Новосибирской, Магаданской, Свердловской областях и Хабаровском крае, сообщал «Ростех».

Представитель «Вертолетов России» детали контракта с НССА и «Нацпромлизингом» не комментирует: «В зависимости от комплектации вертолетов, объемов контракта и экономического положения заказчика холдинг применяет различные финансовые инструменты и механизмы поставок, в том числе с использованием рассрочки».

НССА обращалась также в Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК, принадлежит Минтрансу), которая в 2017–2018 гг. уже поставила 60 санитарных вертолетов другим авиакомпаниям, говорит один из собеседников и подтверждает человек, близкий к Минтрансу. Но договориться не удалось, так как НССА хотела более низких лизинговых ставок, чем давала ГТЛК.

Сейчас обсуждается схема финансирования этого контракта. Когда она будет выбрана, то покупателем вертолетов и лизингодателем сможет быть как «Авиакапитал-сервис», так и «Нацпромлизинг», говорят два человека, близких к «Ростеху».

«НССА обращалась к нам, но до контракта дело не дошло. ГТЛК готова работать с НССА по текущим лизинговым ставкам», – подтверждает представитель ГТЛК. В НССА и лизинговых компаниях «Ростеха» направили за комментариями в госкорпорацию, представитель последней от комментариев отказался.


Доктор «Ростех»


Программа санитарной авиации была запущена в 2017 г. Ее цель – обновление парка российских авиакомпаний и поддержка авиапрома. В 2017–2018 г. ГТЛК получила из бюджета на нее 8,1 млрд руб., это позволило устанавливать пониженные лизинговые ставки. Машины для программы «Вертолеты России» продают близко к себестоимости: «Ансат» – примерно за 225 млн руб., Ми-8АМТ/МТВ – примерно за 350 млн руб. при рыночной цене соответственно 300 млн и 450–500 млн руб. Закупку самолетов региональным минздравам субсидирует федеральный бюджет: по 3,3 млрд в 2017 и 2018 гг., около 4,5 млрд – в 2019 г.

Благодаря этой программе «Вертолеты России» увеличили в несколько раз выпуск гражданских машин в 2017–2018 гг. примерно до 70 в год, ранее их выпуск составлял около полутора десятков в год. ГТЛК поставила за два года 60 санитарных вертолетов: 42 «Ансата» и 18 Ми-8АМТ/МТВ.

В 2018 г. «Ростех» предложил создать единого санитарного оператора. Им стала НССА. В конце 2018 г. правительство своим постановлением разрешило региональным ведомствам заключать с НССА контракты на эвакуацию без конкурса. Оплата ее услуг считается по определенной формуле стоимости летного часа. Но НССА льготой вряд ли воспользуется, так как по этой формуле летный час стоит 120 000–130 000 руб. – это намного ниже точки безубыточности, говорит сотрудник вертолетной компании. Для работы с минимальной рентабельностью или хотя бы в ноль летный час должен стоить примерно 175 000–185 000 руб. Поэтому НССА придется участвовать в конкурсах, добавляет он.


 19 02 2019 verto 03

Из 10 перечисленных «Ростехом» регионов у НССА согласно «СПАРК-Интерфаксу» пока есть контракты только в трех – Санкт-Петербурге, Ленинградской и Свердловской областях. Суммарно – на 214,3 млн руб. Выиграло их, правда, не СП с «Ростехом», а одноименное ООО, полностью принадлежащее Яценко. Летный час по этим контрактам будет закуплен в среднем за 166 500 руб.


Александр Воробьев


Источник: "Ведомости", 18.02.2019


blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Реклама

Список Компроматов

Избранное