Империя Евгения Пригожина. [...] Сегодня мы попробуем подвести жирную черту под историей Евгения Пригожина. Вспомним, откуда он взялся, сколько и на чем заработал, как ненадолго стал одним из самых влиятельных и приближенных людей страны, перед тем как обрести статус мятежника и предателя.
Начнем с чистосердечного признания. В конце июня, уже после мятежа, Владимир Путин заявил, что за один год государство потратило на ЧВК «Вагнер» 276 миллиардов рублей. [...]
Совсем недавно Путин говорил, что никаких ЧВК не существует. Потом говорил, что существуют, но не имеют отношения к государству. [...]
По словам Путина только за один год государство заплатило ЧВК 86 миллиардов — это их зарплаты. Еще 110 миллиардов потратили на страховые выплаты — это, судя по всему, гробовые. Это уже примерно пять бюджетов Воронежа и больше, чем все бюджетные расходы на культуру в 2023 году. [...]
Еще 80 млрд, говорит Путин, структуры Пригожина заработали на поставках еды в армию. Все эти суммы, безусловно, шокируют, но они не имеют никакого отношения к реальности. Пригожин заработал гораздо больше. [...]
Школьное питание. Более 10 лет фирмы Пригожина поставляют еду в московские школы и детские сады. 95% школьников в городе кормил Пригожин. Общая сумма контрактов уже в 2021 году составила 185 миллиардов рублей. За 2022 год компании Пригожина заработали на школьном питании еще 91,5 миллиард.
Московские и подмосковные больницы. Там пациентов тоже кормит Пригожин. «Новая Газета» насчитала таких контрактов на больше чем 30 млрд рублей. К питанию для МЧС Пригожин тоже приложил руку. 3,3 миллиарда.
Армейское питание. Конечно же, Пригожин отлично зарабатывал на военных. На еде и бытовом обслуживании. До 2018 Пригожин заработал 200 миллиардов рублей. Сколько он заработал потом — большая тайна, потому что госзукупки для армии были засекречены. Минимум столько же, но, учитывая войну, скорее всего больше.
Военные стройки. Евгений Пригожин — не только повар, но ещё и строитель. Он получает контракты на строительство военных городков и воинских частей. Например, в Ростовской области от построил военный городок «Кузьминский» почти на 1000 человек.
В 2016 году Пригожин строил для Минобороны военный городок в приграничном с Украиной городе Валуйки Белгородской области. Благодаря теплым отношениям с Минобороны, Пригожин получил в собственность военную часть в ближайшем Подмосковье — в Щёлково.
Пригожину достаются и знаковые стройки более мирного характера, но не менее прибыльные: за 22 миллиарда ему поручили реставрировать Кремлевский музей, прямо на Красной площади, сейчас как раз идет стройка.
За 36 миллиардов Пригожин должен построить судебный квартал в Санкт-Петербурге. Пригожин даже получил контракт, связанный с реконструкцией знаменитого санатория Орджоникидзе в Сочи.
Причем без конкурса, просто на основании секретного распоряжения Владимира Путина.
Ну и конечно, ЧВК «Вагнер». [...]
Так как расчет ведется полностью вчерную, узнать точно сумму этого генподряда невозможно. Госпропагандсты, которым приказали мочить Пригожина, говорят, что на ЧВК было потрачено более 850 млрд рублей. И это без их бизнеса за границей: Financial Times писали, что на добыче углеводородов, золота в Сирии и Судане пригожинские фирмы уже заработали минимум 22 млрд.
Только из этой публичной информации получается под два триллиона рублей. Невообразимая сумма, но и она на самом деле скорее всего занижена.
Ответить на вопрос сколько на самом деле заработал Пригожин — фактически невозможно. Мы видим только более-менее официальную часть, что-то, что они соизволили раскрыть через госзакупки; ну, или до чего докопались журналисты. А на самом деле, это только вершина айсберга — речь идет о триллионах рублей.
Во время обыска в питерском офисе Пригожина нашли не только коробки с деньгами и фальшивые паспорта. Там нашли и шестьсот (600!) официальных печатей разных фирм, которые на самом деле принадлежат Пригожину. Шестьсот юридических лиц, шестьсот разных компаний, которые формально никак не связаны, а на самом деле это всё и есть пригожинская бизнес империя.
Давайте разберем как это работает на конкретных примерах. Находим фирму из Петербурга с оригинальным названием «Технология». Фирма занимается тем, что поставляет еду в российские воинские части на оккупированных территориях Украины.
Только за последние полтора года компания получила от «Военторга» 847 миллионов за организацию питания в санаториях Минобороны. Очень интересно, кому достался этот подряд особой государственной важности.
Но вместо какого-то известного предпринимателя мы видим, что владелец этой фирмы — некий Арсен Али-Муратович Бедраев из Петербурга.
До того, как стать крупным бизнесменом, Бедраев работал охранником… в фирме Пригожина. Получал скромную зарплату, всего 60 тысяч в месяц.
Давайте еще пример. На главном сайте фирмы Пригожина «Конкорд» находим фотографию девушки, управляющей пригожинского ресторана.
Имя её не указано, но по фото мы устанавливаем, что это Надежда Назарова, после замужества ставшая Тихоновой.
Смотрим, как Надежда записана в телефонных книгах: «Надя МинОбороны», «помощница Пригожина», «Управляющая Vip».
Смотрим, где Тихонова официально работает: некое ООО «Кулинар» с годовой выручкой в 262 миллиона.
«Кулинар» организует банкеты для Минобороны. Вот, например, в августе прошлого года обеспечивает питание иностранных делегация.
В связке с Пригожиным эта фирма раньше не упоминалась. И таких фирм — даже не десятки, их сотни. Выиграли господряд, срубили денег, закрыли фирму, через день открыли новую, и так до бесконечности. Чистое мошенничество. Поймают кого-то, и ладно — Пригожин-то формально и ни при чем.
Министерство обороны, Путин, правительство, прокуратура, антимонопольная служба, суды — они все, все эти годы были в курсе этих мошеннических схем и картельных сговоров. Их невозможно не заметить. [...]
У каждого мафиози есть специальный доверенный человек, которому вверяются самые щекотливые поручения. И в путинской, по сути мафиозной системе, это работает так же. Человеком, которому поручалось то, что делать очень хочется, но вроде как официально нельзя, стал именно Евгений Пригожин.
Все началось с фабрики троллей. Тогда-то и термина такого не было, но в 2009 году будущая медиаимперия Пригожина началась с того, что нескольким людям выдали по компьютеру и рабочему месту в офисе на окраине Петербурга.
А дальше стали платить — примерно по десять рублей за комментарий.
За сообщение в социальных сетях. Сообщение, восхваляющее Путина или ругающее оппозицию, Запад, Украину — что скажет заказчик, то и пишут. [...] В холдинг входили несколько десятков сайтов (самый известный — РИА ФАН), которые бесконечно перепечатывали и копировали новости друг у друга, накручивали просмотры и комментарии. Таким способом пригожинским троллям удалось уничтожить главный новостной агрегатор русскоязычного интернета — Яндекс.Новости. Пять строчек новостей, который видит каждый пользователь поисковика. [...]
В 2016 году сотрудник Пригожина подкараулил мужа нашей коллеги, Любови Соболь, у подъезда. Как только он подошел к двери, ему в ногу вкололи неизвестный препарат, от которого он потерял сознание и был госпитализирован. Пригожинский бандит, который сделал это, сам умер при загадочных обстоятельствах год спустя, но его коллега рассказал «Новой Газете», что операцию заказал Пригожин, недовольный расследованиями Соболь о его господрядах. [...]
Кульминацией нашей истории с Пригожиным стало… закрытие ФБК. Настоящее закрытие нашего фонда, причиной которому был именно Пригожин. Он подал на нас в суд за расследование о том, как его фирмы устроили массовое отравление школьников. Потребовал 88 млн рублей компенсации, которые мы выплачивать, естественно, не стали. Фонд пришлось закрывать и переучреждать. [...]
Вы удивитесь, но 20 лет назад Евгений Пригожин сам написал и издал детскую книжку — сказку. Она называется «Индрагузик». Главного героя (его, собственно, зовут Индрагузик) Пригожин, судя по всему, писал с себя. Он храбрый спасатель, который помогает расколдовать попавшего в беду короля. Спасает страну Индрагузию и по-геройски собирается уйти восвояси, но благодарные жители Индрагузии его уже не могут отпустить, боятся, что пропадут без него. Книга выпущена как бы в соавторстве — сам Пригожин и два его ребенка, Павел и Полина. Им тогда было 6 и 12 лет.
Сейчас младшие индрагузики выросли, встали на ноги и получили полцарства в подарок. Вот как сейчас выглядит пригожинская дочь Полина.
К своим 30 годам Полина успела приобрести этот исторический особняк в Петербурге — дача принца Ольденбургского. Сейчас ее собираются реставрировать, чтобы сделать роскошный отель.
Ее сестра, Вероника, уже в 17 лет уже стала владелицей четырехзвездочного отеля РедСтарс в Санкт-Петербурге.
Отцовские деньги Вероника тратит на бесконечныетусовки и на отдых в Дубае. Хорошо проводит время.
Ну и главный индрагузик — Павел Пригожин, 25 лет, живет в Петербурге.
По словам отца, он храбро сражается в рядах ЧВК Вагнер. Воюет в горячих точках.
Тут никаких, правда, доказательств нет, зато есть много видео с его патриотического отдыха в Карелии во время войны. Тут и Павел Пригожин, и его младшая сестра Вероника. [...]
Олигархом себя сын Пригожина может называть без иронии — несколько лет назад на него начали переписывать семейный бизнес. Павел неожиданно стал крупным петербургским застройщиком. Его фирмы занимаются продажей элитных апартаментов в этом жилом комплексе. Только за год доходы составили почти 900 миллионов, а активы оцениваются в три миллиарда рублей.
А вот это огромный бизнес-центр Синоп на Синопской набережной Петербурга. Вместе с землей стоит никак не меньше двух миллиардов рублей.
Принадлежит Павлу и его маме Любови Пригожиной.
Помещения здесь сдаются, например, структурам «Газпромнефти».
Дело прибыльное, приносит Пригожину младшему еще миллионов 300 в год.
Отвоевал Павел себе и дом в элитном петербургском поселке «Северный Версаль». Здесь же коттеджи у самого Евгения Пригожина, его жены, дочери Полины, — всего шесть домов больше чем на миллиард рублей.
С самого детства Павел Пригожин ведет себя подобает наследникам путинской элиты: вот летит куда-то на папином частном самолете (и облизывает кроссовок)
Позирует на семейной яхте ST VITAMIN за 5 млн евро.
Несколько лет назад Павел Пригожин женился. На наших любимых кадрах из Карелии можно заметить и его супругу Екатерину Инкину.
Вот она делает селфи на фоне мужа и друзей.
Это прямо династический брак получился, потому что родители невесты тоже занимаются ресторанным бизнесом в Петербурге. Сваты Пригожина зарабатывают точно так же — устраивают банкеты.
Например, для предприятия «Газпрома». И компании семьи главы генсовета «Единой России» Андрея Турчака.
И именно по этой родственной ниточке мы с вами прямо из окопов Бахмута (ну, или Могилева уже) может добраться до гораздо более приятных и безопасных мест.
Переносимся в Италию, в курортный городок Форте-деи-Марми. Это место совершенно точно можно назвать самым русскоговорящим городом Италии, везде здесь слышна русская речь, и почти во всех ресторанах есть меню на русском языке.
По данным журналистов, здесь купили виллы Абрамович, Дерипаска, певица Аллегрова, мы находили здесь виллу у вице-премьера правительства Александра Хлопонина. Перечислять жильцов можно бесконечно, из 7 тысяч домов 2,5 тысячи принадлежит россиянам.
А это вилла под названием «Арина».
Шесть лет назад сват и сватья Пригожина отправились в Форте-деи-Марми и купили вот это двухэтажное имение площадью почти 400 квадратных метров.
К нему прилагается участок 16 соток и большой бассейн.
Стоит все вместе около трех с половиной миллионов евро или больше 300 миллионов рублей.
Пригожин — самый, пожалуй, демонический персонаж этой войны. Он внесен во все возможные санкционные списки. Как и его сын Павел.
Но вот помогающий Пригожину в бизнесе сват Инкин — пока нет. Может спокойно летать сюда, в Италию, и купаться в своем бассейне, пока другие купаются в крови.
Да, формально санкции есть. Но вот сработают ли они — уже непонятно. Вот только что в пригожинском офисе обнаружили целый комплект поддельных паспортов. С его фотографией, а именами чужими. Есть ли такие же у его семьи и близких? Наверняка. Можно на них оформить заграничные активы? Без проблем! С пригожинской мамы вообще Евросоюз снял санции — официально.
Дочери Пригожина уже после начала военного конфликта с Украиной не вылезали из Европы. Они занимаются конным спортом и постоянно участвуют в соревнованиях — Португалия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Франция, Словакия, Австрия, ну и Италия, конечно.
У Полины Пригожиной так вообще был свой бизнес в Германии:
И она указывала, что живет в немецком Ганновере.
Даже если завтра Пригожин лишится своих госконтрактов, всё его накопленное за годы обслуживания Путина богатство останется. Бизнес-центры, особняки, самолеты, иностранные активы и все, что он переписал на детей и знакомых. Ну и газели с наличными, конечно, их Пригожину прямо официально вернули. [...]