by topbloger
22. февраля 2018 03:00
В 2017 году премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил государственным заказчикам ограничиваться публикацией данных о самом подряде, способе закупки и ее цене, но данные о победителях не раскрывать. Изучая данные госзакупок, мы видим, что реальные получатели госзаказов уже скрываются. Крупные подряды часто уходят неизвестным компаниям, явно не способным их выполнить, а это означает, что реальных «королей» заметной части госзаказа мы выявить уже не можем.
[Forbes, 30.11.2017, "Гостайна против санкций. Силовикам и госкомпаниям разрешили засекретить данные о поставщиках": Правительство России внесло серьезные коррективы в систему госзакупок, разрешив госкомпаниям не раскрывать информацию о поставщиках и подрядчиках, получающих контракты, и засекретив все закупки для нужд Министерства обороны, ФСБ и Службы внешней разведки.
Соответствующие постановления за №1429 и №1428 подписаны председателем правительства Дмитрием Медведевым 27 ноября и два дня спустя опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации.
Постановление №1429 приостанавливает действие ряда подпунктов «Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки», утвержденных 31 октября 2014 года. Это дает госкомпаниям право не публиковать в реестре закупок сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) и не обнародовать информацию о договорах с субподрядчиками, в том числе их наименование, место нахождения, ИНН, предмет и цену договора.
В постановлении отмечается, что мера эта временная и будет действовать до 1 июля 2018 года. — врезка К.ру]
Как мы считали:
с помощью базы данных «Контур. Закупки» мы проанализировали тендеры на сумму свыше 1 млрд рублей и составили список победителей. Из получившегося списка мы исключили компании, принадлежащие государству. С помощью баз данных «Интерфакс. СПАРК» и сайта zakupki.gov.ru мы проанализировали все подряды частных компаний из нашего перечня. Затем, пользуясь открытыми данными и базой «Интерфакс-СПАРК», мы определили владельцев компаний господрядчиков и проверили, получали ли госконтракты другие структуры, принадлежащие нашим героям. После этого мы рассчитали, на какую долю в сумме госконтрактов может претендовать участник рейтинга, исходя из эффективной доли в компании-подрядчике.
Алексей Крапивин — сын покойного Андрея Крапивина, бывшего советника руководителя РЖД Владимира Якунина. Валерий Маркелов и Борис Ушерович были партнерам Крапивина-старшего. Им принадлежит группа компаний «1520», занимающаяся проектированием и строительством железных дорог. После ухода Якунина из РЖД сотрудничество с группой продолжилось, и владельцы «1520» впервые возглавили рейтинг. «Росжелдорпроект» получил два подряда от РЖД на сумму почти 230 млрд рублей.
Основа состояния участника списка Forbes Дмитрия Пумпянского — «Трубная металлургическая компания» и группа «Синара». ТМК — один из крупнейших производителей труб в мире, в 2017-м получила долгосрочные заказы на поставку труб «Роснефти» и ее «дочкам». На двух самых крупных тендерах «Роснефти» ТМК получила заказы на 228 млрд рублей. «Синара» в 2017 году получила контракты от РЖД на 5,5 млрд рублей, а СП «Синары» с Siemens «Уральские локомотивы» — на 12,5 млрд рублей.
Год назад лидерство в рейтинге перехватили владельцы компании «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев, сместив Аркадия Ротенберга на 7-е место. «Стройгазмонтаж» строит мост через Керченский пролив. Летом 2017 года СМИ писали о проблемах с опорами моста, но Ротенберг опроверг эту информацию, а в начале 2018 года проинспектировал стройку и заявил, что работы опережают график. СГМ по-прежнему крупный подрядчик «Газпрома» и в 2017 году получил около сотни заказов.
В 2014 году основного владельца ЧТПЗ Андрея Комарова задержали по подозрению в коммерческом подкупе сотрудника предприятия «Промресурс», которое входит в структуру Минпромторга. Полтора года он провел под домашним арестом. Но в 2015 году его отпустили, и дело было закрыто за отсутствием состава преступления. ЧТПЗ вошел в список крупнейших господрядчиков, выиграв несколько крупных тендеров «Газпрома» и «Роснефти» на поставку труб.
В 2016 году ЗАО ВАД получило без конкурса подряд на возведение трассы «Таврида» с выходом на Керченский мост за 128 млрд рублей. Из-за этого ВАД и его учредители Абрамов и Перевалов включены Минфином США в санкционные списки наряду с ВО «Технопромэкспорт», поставлявшим турбины Siemens в Крым. Фактически контракт на строительство трассы был подписан в 2017 году, но сумма оказалась выше, чем сообщалось. Эту разницу Forbes учел при составлении рейтинга.
«Трансмашхолдинг» — один из крупнейших в России производителей подвижного состава для рельсового транспорта. В 2014 году Бокарев и Махмудов подписали контракты на 30 лет вперед с РЖД и «Московским метро» на 501,8 млрд рублей. После отставки Владимира Якунина у структур «Трансмашхолдинга» стало меньше заказов от РЖД, но в этот рейтинг они все же попали. Сразу несколько компаний, входящих в «Трансмашхолдинг», получили крупные подряды от РЖД и ее дочерних структур.
В школьные годы Александр Карманов занимался дзюдо вместе с Аркадием Ротенбергом, а в трубный бизнес он попал по приглашению Зиявудина Магомедова. В начале 2000-х годов Карманов возглавил «Фирму Химсервис» Магомедова. Сейчас Карманову принадлежат Трубная грузовая компания, осуществляющая доставку грузов, и основанный им «Евразийский трубопроводный консорциум» (ЕТК), который занимается поставкой труб большого диаметра «Газпрому» и «Транснефти».
«Фармстандарт» создан на базе заводов, которые Виктор Харитонин вместе с Романом Абрамовичем выкупил у ICN Pharmaceuticals. В 2016 году компания Augment Invesments, подконтрольная Харитонину и его партнеру, выкупила почти все акции «Фармстандарта» на рынке. В 2017 году она же консолидировала 99,1% акций производителя арбидола «Отисифарма», заплатив миноритариям 3,14 млрд рублей за 12% акций.
«Ингеоком» — одна из крупнейших строительных компаний столицы, созданных с нуля, строит метро, дороги, жилье, спортивные и гидротехнические сооружения, занимается реставрацией. После смерти основателя Михаила Рудяка в 2007 году принадлежала его семье. «Ведомости» пишут, что ее контролирует ВТБ, 30% принадлежит компании «Ойкумена» и 15% — топ-менеджерам. В 2017 году получила два подряда на строительство объектов третьего пересадочного контура метро на 88,4 млрд рублей.
В 2014 году после включения Аркадия Ротенберга в санкционные списки его сын Игорь выкупил доли отца в бизнесе. Сначала Игорю принадлежало 100% «Газпром бурения», но 29 декабря 2017 года стало известно, что у него появились партнеры. Структура акционеров выглядит так: Игорь Ротенберг (78,71%), Борис Ротенберг (16,29%) и Александр Замятин (5%). «Газпром бурение» строит скважины на суше и на шельфе. В 2017-м выиграла несколько десятков тендеров «Газпрома» и «Роснефти».
Выксунский металлургический завод (ВМЗ) входит в Объединенную металлургическую компанию, основной владелец которой — Анатолий Седых. ОМК — один из крупнейших российских производителей труб и железнодорожных колес. Продукция использовалась в крупнейших проектах, включая «Южный поток» и «Северный поток». Седых и его партнеры вернулись в рейтинг благодаря нескольким крупным долгосрочным контрактам, полученным от «Роснефти» и ее дочерних компаний в 2017 году.
Компании Геннадия Тимченко возводят мосты, тоннели, дороги и газопроводы по госзаказу. Но 2017 год оказался для них неудачным. «Стройтрансгаз», где у Тимченко контроль, получил подряды лишь на 10 млрд рублей. У «Стройтранснефтегаза», где у Тимченко чуть меньше 50%, положение лучше: Forbes обнаружил заказы на 56,4 млрд рублей. Но полученных ранее более чем достаточно: «Стройтрансгаз» достраивает стадионы в Нижнем Новгороде и Волгограде к чемпионату мира по футболу.
«Трубные инновационные технологии» поставляет трубы для нефтегазовой промышленности. В декабре 2017-го «Газпром» остановил закупку труб большого диаметра для наземного участка «Северного потока 2», расторгнув контракты 2016 года на общую сумму 56,8 млрд рублей. Примерно треть заказа (16,5 млрд рублей) приходится на Шабалова. И все же новых тендеров, которые выиграла компания Шабалова в 2017 году, оказалось достаточно для вхождения в рейтинг «Короли госзаказа».
Компания «Р-Фарм» основана Репиком в 2001 году. Сейчас ему принадлежат 90% акций, а 10% в апреле 2017 года приобрела японская Mitsui примерно за $200 млн. В январе стало известно, что «Р-Фарм» и ее американский партнер Human Longevity построят в России два центра генетической диагностики стоимостью $15 млн каждый. Первый планируется открыть в 2019 году. «Р-Фарм» будет заниматься генетическими анализами и сможет улучшить производство и подбор лекарств, писали «Ведомости».
Владельцев «Горкапстроя» «Ведомости» связывают с Геннадием Тимченко, но представители Volga Group это опровергают. В октябре 2017 года структура «Горкапстроя» купила за 10 млрд рублей у столичной мэрии квартал возле Зарядья, пообещав вложить в реконструкцию 33 зданий на Москворецкой набережной еще не менее 10 млрд рублей. А самый крупный подряд «Горкапстроя» — реконструкция РАНХиГС за 9,4 млрд рублей.
Много лет компания АРКС занималась земляными работами и строила жилье, была крупным подрядчиком строительства инфраструктурных объектов. Таких, как пятый участок ЦКАД (стоимость подряда — 42,2 млрд рублей). С 2011 до 2015 год компания принадлежала Геннадию Тимченко. В конце 2016-го ее приобрели предприниматели Дмитрий Давыдов и Дмитрий Андреенков, которым к тому времени принадлежал основной конкурент АРКС — Московская инженерно-строительная компания (МИСК).
Производство Уральского трубного завода расположено в городе Первоуральске вердловской области. Он выпускает продукцию для нефтегазовой, строительной отраслей, энергетики, машиностроения и ЖКХ. Как и многие другие участники рейтинга «Короли госзаказа», «Уралтрубпром» получил несколько крупных долгосрочных контрактов от «Роснефти» и ее дочерних компаний. На них приходится примерно 25 млрд рублей в общей сумме госзаказов, полученных «Уралтрубпромом» в 2017 году.
«Стройтранснефтегаз» часто связывают с Геннадием Тимченко, но у него и его семьи чуть менее 50%. Кто владеет оставшайся долей, по-прежнему неизвестно. Компанию возглавляет совладелец банка «Финсервис» Владимир Карташян. Банк контролируют выходцы из «Межрегионгаза» Алексей Митюшов и Наталия Коноваленко, еще 9,75% — у «Оверпас-Инвест», связанной с Иваном Мироновым (братом руководителя «Межрегионгаза» Кирилла Селезнева). СТНГ получает подряды «Газпрома».
«Нефтетранссервис» — один из крупнейших частных операторов железнодорожных перевозок. В его парке более 53 000 полувагонов и вагонов-цистерн. Компания ежемесячно перевозит около 8,5 млн т грузов по России и СНГ. В 2016 году «Нефтетранссервис» без конкурса подписал несколько контрактов с «Роснефтью» на общую сумму 162,35 млрд рублей, самый крупный — на 119,4 млрд рублей. Это были долгосрочные контракты. Так что в 2017 году заказов от структур «Роснефти» было значительно меньше.
Группа ГМС — один из крупнейших в России производителей промышленных насосов и нефтегазового оборудования. Старейшее предприятие холдинга — «Гидромашсервис», основанный в 1993 году. В апреле 2017 года входящее в группу АО «ГМС Нефтемаш» победило в тендере «Газпрома» на поставку оборудования для проекта по реконструкции технологических установок Астраханского ГПЗ на 27,5 млрд рублей. Это самый крупный тендер, который удалось выиграть группе в 2017 году.
[Forbes, 22.02.2018, Больше не «короли». 10 получателей госзаказа, выбывших из рейтинга Forbes": Рейтинг Forbes «Короли госзаказа» обновился на 50% в 2018 году. Из списка выбыл лидер прошлого года. Компания «Петон» в 2016 году получила два крупных заказа от «Газпрома» без конкурса: на строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке СПГ в Ленинградской области (126,75 млрд рублей) и на строительство установки стабилизации конденсата ачимовских залежей на Ямале (47,7 млрд рублей). В 2017 году «Петон» не смог взять заказов и на 1 млрд рублей.
Мест в рейтинге также лишились и «Первая грузовая компания» Владимира Лисина, и «Балттранссервис» Рубена Варданяна и его партнеров, и «Протек» Вадима Якунина — врезка К.ру]
Ирина Мокроусова
Екатерина Еременко
Tags: Аминов Вадим Маркович, Аминов Вячеслав Маркович, Варданян Рубен Карленович, Крапивин Алексей Андреевич, Лисин Владимир Сергеевич, Лихтенфельд Алексей Борисович, Маркелов Валерий Анатольевич, Пумпянский Дмитрий Александрович, Ротенберг Аркадий Романович, Ротенберг Борис Романович, Ушерович Борис Ефимович, Якунин Владимир Иванович