Девелоперы Роман Тимохин и Виктор Лабуздко строят комплекс «Фили Град» в опасной близости от железной дороги, перевозящей ракеты из Центра имени Хруничева. Недавно назначенный главой «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин еще будучи вице-премьером лоббировал передачу территории центра за долги под застройку компаниям Года Нисанова. Если убрать колею, существование ведущего ракетно-космического предприятия на нынешней территории утратит смысл, в чем заинтересованы как застройщики, так и столичные власти.
О том, что третья очередь жилого комплекса «Фили Град» (Москва, Береговой проезд, стр. 5) строится вблизи действующих железнодорожных путей, использующихся для перевозки ракет (типа «Протон» и «Ангара»), стало известно из документов, с которыми ознакомился “Ъ”. Согласно проекту, ветка, идущая от центра и задействованная в перевозке продукции предприятия, будет проходить практически вплотную к стене здания, а над ней планируется построить террасу. Сейчас пути проходят прямо по стройплощадке, а земляные работы (забивка свай и рытье котлована) ведутся в непосредственной близости от проезжающих иногда составов.
Строительством жилого комплекса «Фили Град» занимается MR Group Романа Тимохина и Виктора Лабуздко, которая была основана в 2003 году. Сейчас это один из крупнейших девелоперов в Москве: в их портфеле около 5 млн кв. м (3,4 млн кв. м в процессе строительства). В основном это жилые комплексы, апартаменты и бизнес-центры (комплексы «Савеловский Сити», «Водный», «Пресня Сити», «Селигер Сити»). С 2015 года компания управляет проектами Coalco Василия Анисимова (около 1 млн кв. м в Москве и Подмосковье).
Этим заинтересовались в совете депутатов муниципального округа Филевский Парк: так, депутат Ольга Мостинская направила письма директору ФСБ Александру Бортникову и вице-премьеру по ОПК Юрию Борисову с просьбой провести проверку соблюдения законодательства. В частности, ее интересуют нормативы по ширине санитарно-защитной зоны для линии железнодорожного транспорта, проходил ли проект проверку на предмет соблюдения правил перевозки продукции ВПК и отвечает ли проект требованиям безопасности. Госпожа Мостинская говорит, что из-за «многочисленных жалоб от местных жителей» на отсутствие на стройплощадке информационного щита и отказ предъявить документы, подтверждающие право на строительство и вырубку лесного массива, она обратилась в Комитет государственного строительного надзора города, Объединение административно-технических инспекций и прокуратуру.
В комитете ей сообщили, что строительство объекта ведется на основании документации с положительным заключением Мосгосэкспертизы. Там также уточнили, что разрешение на строительство было выдано, но извещение о его начале в комитет не пришло. По состоянию на 22 мая часть претензий госпожи Мостинской была удовлетворена: так, на объекте появился информационный щит, забивка свай на время прекратилась, но потом была возобновлена.
В Центре имени Хруничева заявили, что железная дорога проходит за территорией предприятия и находится на балансе РЖД, поэтому с заводом проект застройки этого жилого комплекса не согласовывался. Но там напомнили, что при проектировании комплекса заказчики обязаны выполнить требования федерального закона «О железнодорожном транспорте»: «В случае попадания объектов строительства в зону полосы отвода железнодорожных путей необходимо в обязательном порядке пройти согласование в РЖД».
В РЖД заверили, что рассмотрели обращение MR Group о согласовании проектной документации на строительство зданий по указанному адресу, но решили, что комплекс располагается «в непосредственной близости от действующего железнодорожного пути необщего пользования на расстоянии около четырех метров от крайнего рельса». «Часть проектируемого жилого здания нависает над железнодорожным путем, предназначенным для пропуска поездов, в том числе и с опасными грузами»,— подчеркнул представитель компании, добавив, что железная дорога является «местом повышенной опасности» и «потенциально может стать местом техногенных происшествий». Поэтому жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной шириной не менее 200 м; для железнодорожных линий I и II категорий — не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV категорий — не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. «ОАО РЖД уведомило застройщика о невозможности согласования проектной документации на строительство жилого комплекса в непосредственной близости к железнодорожному пути»,— заявили в компании. Однако совладелец MR Group Роман Тимохин заявил, что проект реализуется в соответствии с планом: «Компания не обращалась в ОАО РЖД и не получала уведомление о том, что документы не согласованы».
Центру им. Хруничева уже выдано займов на 65 млрд рублей, но из-за снижения заказов он не может выйти даже на точку безубыточности. 23 апреля наблюдательный совет «Роскосмоса» решил увеличить лимит по кредитам на 10 млрд рублей. Ситуацию частично пытаются исправить продажей принадлежащей предприятию земли. Нынешний глава "Роскосмоса" будучи еще на должности вице-премьера прямо заявлял, что Центр имени Хруничева будет сокращать занимаемые территории. «При обновлении производства столько земли не нужно», - сказал он. Также Дмитрий Рогозин посещал предприятие вместе с совладельцем компании «Киевская площадь» Годом Нисановым, что эксперты расценили, как презентацию перспективной московской территории для потенциального покупателя. Позже чиновник переселился в бывшую VIP-квартиру Леви Исаева — гендиректора компаний, принадлежащих Нисанову.