Вечером 5 ноября мировой суд Ришон Лециона продлил на семь дней содержание под стражей шестерых человек, подозреваемых в контрабанде алмазов из России в особо крупных размерах.
Среди арестованных — сын и брат израильского миллиардера Льва Леваева, а также бывший главный менеджер его российской фабрики по обработке алмазов.
СМИ узнали об этой истории после того, как многомесячная тайная операции полиции под названием «Лев шахор» стала явной (ивр. игра слов: букв. «черное сердце» и в то же время «черный Лев», имея в виду имя Леваева и черный бизнес). А произошло это, когда Леваеву стало известно о слежке и прослушивании его телефонов, после чего полиция решила арестовать его людей, оказав на них максимальный прессинг.
Полиция собирается допросить и самого Леваева, который в настоящий момент находится в России и не намерен прибыть в Израиль, где его ожидает ордер на арест. Из полицейских источников стало известно, что следователи могут допросить магната только с разрешения российских властей, после чего будет решено, подаст ли Израиль официальную просьбу о его экстрадиции.
В 2007 году Леваев с семьей переехал в Англию, откуда, по некоторым данным, перебрался в Россию.
Сам Леваев не считает себя виновным, и уже поступило официальное сообщение из его компании LLD Diamonds, где говорится, что «господин Леваев и контролируемые им компании следуют соответствующим нормами и действуют в соответствии с законом. Мы надеемся, что проблема будет быстро устранена и подозрения окажутся необоснованными».
Арестованные подозреваются также в отмывании капитала, налоговых нарушениях, фальсификации документов, мошенничестве, коррупции и многом другом.
На судебном заседании, где рассматривалась мера пресечения, представитель полиции заявил: «Расследование по этому делу началось в конце марта 2018 года. В преступлениях, совершенных в рамках сотрудничества с компанией LLD, подозреваются все арестованные, за исключением одного. Общий объем ущерба от предполагаемого преступления оценивается в 300 миллионов шекелей».
По мнению полиции, контрабандная доставка алмазов из России в Израиль началась примерно с 2002 года, однако в данный момент следователи сосредоточились на периоде с 2010 по 2018 годы, поскольку подозрения, касающиеся начала нулевых годов, не нашли необходимой доказательной базы.
О размахе этого уголовного дела свидетельствует то, что его ведет специальная групп, занимающаяся расследованием преступлений на международном уровне. Помимо отдела по борьбе с организованной преступностью, туда входят следователи из иерусалимского налогового отдела и следователи из специального отдела Налогового управления, занимающиеся алмазной отраслью. Ход расследования курирует представитель государственной прокуратуры, специализирующийся на налоговых и экономических преступлениях.
Как следует из полицейского протокола, начало расследованию положил случайный инцидент в аэропорту им. Бен-Гуриона: таможенники задержали двух человек, пытавшихся пройти по «зеленому коридору» без заполнения декларации о провозимых товарах. Оказалось, что они провозили контрабандой алмазы на сумму в несколько сот тысяч шекелей; вдобавок ко всему один из задержанных был связан с группой компаний Леваева.
Так в руках следователей оказалась ниточка, потянув за которую, они обнаружили целый клубок и выяснилась картина систематической контрабанды алмазов, которые привозили в Израиль разными путями и способами.
Согласно имеющимся подозрениям, экс-менеджер, вернувшийся из России в статусе «реэмигранта», провез в контейнерах со своим имуществом необработанные алмазы, которые были проданы в Израиле. Скорее всего, они были из алмазного прииска, принадлежащего Леваеву.
По мнению следователей, на алмазном пути из России и Африки в Израиль в роли курьеров выступали… ешиботники. Нередко доставка осуществлялась из тех мест, где приобретение алмазов строго запрещается международными конвенциями.
Как уже говорилось, один из арестованных – брат Льва Леваева. Однако источники в израильской алмазной отрасли, а также его ближний круг и родственники утверждают, что между братьями существует давний и затянувшийся конфликт, и многие годы они практически не общаются. Таким образом, окружение Леваева пытается доказать, что расследование касается не только его брата, но и других людей. Однако есть и другое объяснение, касающееся ареста брата – он все еще владеет акциями совместных алмазных компаний Леваева.
Естественно возникает вопрос: знаменует ли начавшееся расследование закат империи Льва Леваева?
Этот некоронованный «алмазный король», которому удалось вихрем ворваться на алмазный рынок, сокрушив многолетнюю монополию картеля De Beers, один из самых успешных «многопрофильных» бизнесменов, филантроп, инвестор, друг Кремля, создавший компанию «Африка-Исраэль», беспрецедентную по своим масштабам и в то же время оказавшуюся внезапно в долговой яме, покровитель ХАБАДа, вносивший огромные пожертвования на еврейское образование в России – неужели этот человек может возглавлять преступную группировку? По мнению полиции, контрабанда такого огромного количества алмазов могла быть осуществлена только с согласия Леваева и при его финансировании.
Еще один вопрос связан с тем, как столь масштабное дело повлияет на израильскую алмазную промышленность. Напомним, что Леваев – один из крупнейших импортеров алмазного сырья в Израиле; его предприятия дают работу десяткам других компаний, которые обрабатывают и продают камни через алмазную биржу в Рамат-Гане. Эти компании предоставляют работу сотням людей. Удар по бизнесу Леваева может подорвать алмазную промышленность, которая в любом случае страдает от огромного сокращения спроса, кредитного кризиса и снижения прибыли.
С другой стороны, как считают некоторые аналитики, основная алмазодобывающая деятельность Льва Леваева связана с Россией, где главные правила игры – это связи в Кремле и лояльность власти. С этой точки зрения, Леваеву нечего бояться.