Владелец группы «Ренова» и резидент кантона Цуг Виктор Вексельберг не получил инвестиционного дохода от своих швейцарских компаний Sulzer и Oerlikon. Опасаясь вторичных санкций, компании заморозили дивиденды в сумме 127 млн швейцарских франков ($132 млн) на специальных счетах. Также «Ренова» опасается маржин колла по кредиту в $800 млн, взятых под залог акций «Русала» и пытается решить проблему за государственный счет.
Промышленный концерн Oerlikon, в котором «Ренове» и ее конечному бенефициару Виктору Вексельбергу принадлежит 43% акций, выплатил акционерам дивиденды 16 апреля. «Ренова» должна была получить 51 млн франков, но они не были ей перечислены, сообщил представитель Oerlikon Михаэль Прегер швейцарскому агентству AWP. Прегер уточнил, что дивиденды, на которые претендовала «Ренова», не переводились ни на какой специальный счет, а «остались в компании».
Производитель насосов Sulzer, если бы не санкции, должен был выплатить «Ренове» 76 млн франков на пакет в 63,4% акций. Вместо этого сумма будет переведена на счет эскроу (специальный счет под управлением доверенного лица), сообщил редставитель Sulzer Райнер Вайхофен. Там они будут лежать до тех пор, пока «Ренова» остается под санкциями.
С дивидендов в Швейцарии должен быть удержан налог по ставке 35%, то есть «Ренова» получила бы от Oerlikon и Sulzer только 83 млн франков.
Sulzer с разрешения американского санкционного агентства OFA уменьшил долю Вексельберга до 48%, чтобы избежать ограничений, наложенных Минфина США на компании, в которых «Ренова» владеет более чем 50% акций. Но дивиденды выплачивались 10 апреля, поэтому компании Вексельберга причиталась сумма, исходя из досанкционной доли 63,4%.
Стоимость сделки по продаже 5 млн акций составила около 546 млн франков ($568 млн), но «Ренова» этих денег тоже не получила: они должны быть переведены на специальный счет. «Мы должны перечислить средства на эскроу-счет в течение 180 дней после завершения сделки», — говорил РБК представитель Sulzer. По его словам, этот счет принадлежит доверительному управляющему, «Ренова» получит доступ к нему, когда ее исключат из санкционного списка SDN.
У «Реновы» в Швейцарии есть еще доля в 42,1% в капитале сталепроизводителя Schmolz+Bickenbach, но его совет директоров предложил не выплачивать дивиденды за 2017 год (.pdf). Председатель совета директоров Schmolz+Bickenbach Эдвин Айхлер разорвал договорные отношения с «Реновой» и будет переизбираться в совет как независимый директор, сообщила компания 16 апреля. По данным Reuters, такое условие выдвинули организаторы выпуска облигаций Schmolz+Bickenbach. Представитель «Реновы» Андрей Шторх сообщил, что группа не согласна с этим требованием, но согласилась на «подобный беспрецедентный шаг, признавая срочную потребность компании во внешнем финансировании».
Как сообщает со ссылкой на собственные источники The Bell, о возникших трудностях Виктор Вексельберг рассказал премьер-министру Дмитрию Медведеву в ходе совещания с членам бюро правления РСПП. Одна из насущных проблем бизнесмена – margin calls по кредитам, которые привлекались под залог акций UC Rusal, чья капитализация рухнула после введения санкций. Сумма кредитов может составлять от $800 млн до $1 млрд. Вексельберг и его давний партнер Леонард Блаватник увеличили свою долю в UC Rusal только в феврале, выкупив 6% акций компании у группы «Онэксим» Михаила Прохорова. Сделка прошла за два месяца до санкций, тогда такой пакет стоил на бирже $660 млн (сейчас капитализации всей компании – около $2,7 млрд). После этого их совокупная доля в компании превысила 26%. Какая часть пакета была заложена и могут ли партнеры теперь лишится его лишиться – неизвестно.
Из-за санкций структуры Вексельберга не могут проводить долларовые платежи в адрес кредиторов – они будут заморожены, а сами банки рискуют оказаться под вторичными санкциями, уточнил один источников. О каких банках идет речь — неизвестно. Центробанк удалил со своего сайта упоминания об участии Вексельберга в капитале российских кредитных учреждений. На совещании РСПП Дмитрий Медведев обещал оказать Виктору Вексельбергу поддержку, а министр промышленности Денис Мантуров заявил, что компании, оказавшиеся под санкциями будут обеспечены оборотными средствами, сообщает The Bell.