Стало известно о блокировке 1 млрд швейцарских франков ($1,1 млрд) на личных счетах Виктора Вексельберга. Счета налогового резидента швейцарского кантона Цуг Вексельберга заблокированы как в публичных, так и в частных банках. В минувшем месяце уже заблокировал счета международной шахматной федерации (FIDE), не дождавшись переизбрания ее руководителя, попавшего под американские санкции Кирсана Илюмжинова.
На прошлой неделе еженедельник Schweiz am Wochenende со ссылкой на источники, знакомые с вопросом, сообщил, что миллиардер собирается обжаловать действия банкиров в суде. Источник в группе «Ренова» подтвердил, что в процессе подготовки находятся иски к банкам UBS, Credit Suisse, Julius Baer и другим. Счета Вексельберга мог заблокировать даже Bank of Cyprus, совладельцем которого с долей 9,27% является миллиардер. Об этом Forbes рассказал сотрудник одной из кипрских компаний, работающих с Bank of Cyprus. Подтвердить эту информацию в «Ренове» не удалось.
Schweiz am Wochenende подчеркивает, что счета были открыты в соответствии со швейцарским законодательством и активы на них были номинированы в франках, а не в долларах. Источники издания утверждают, что помимо гражданских исков против самих банков могут быть поданы и уголовные — к ответственным за блокировку сотрудникам. «Швейцарские банки находятся в тисках», — заверил в беседе с изданием источник, близкий к «Ренове».
Формально санкции подразумевали, что операции с попавшими под них компаниями и лицами запрещены американским банкам, однако, видимо, швейцарские банки решили перестраховаться, полагает партнер Tertychny Agabalyan Марат Агабалян. «Швейцарские банки вообще крайне осторожны во взаимоотношениях со своими клиентами, однако, в данном случае, они видимо опасались санкций в виде финансовой ответственности в свой адрес со стороны США, поскольку большинство таких банков ведут активную деятельность и располагают соответствующими активами на территории США, а, следовательно, риск утраты ими своих активов достаточно велик», — поясняет Агаблян. Власти США могут по факту наложить соответствующую ответственность на любое лицо, которое нарушит санкции, установленные ими, продолжает эксперт. По его мнению, маловероятно, что банки могли нарушить швейцарское законодательство: «Они сначала получат 20 заключений юристов, и только потом предпримут какое-то действие».
Преподаватель кафедры международного права МГУ им. Ломоносова и эксперт по санкциям Сергей Гландин считает, что ситуация неоднозначная. «С точки зрения швейцарского права такие действия, как блокировка счетов Вексельберга, неправомерны. С точки зрения американского права, куда относится и санкционное регулирование, — правомерны», — поясняет он. По мнению эксперта, у Вексельберга действительно есть шансы выиграть суд в Швейцарии. «Только решение суда будет соломоново», — добавляет он и поясняет: велика вероятность, что формально суд признает банки нарушившими права клиента, а отказ в обслуживании со ссылкой на американские санкции незаконным. Но наиболее значимым все равно будет вопрос компенсации убытков. «Вот здесь, ссылаясь на доктрину финансово-экономической жизнеспособности (выживания) банка, суд скорее всего не взыщет в пользу Вексельберга сколь-нибудь значимых сумм. Банки обложатся экспертными заключениями видных экономистов и юристов и смогут доказать суду, что несоблюдение американских санкционных требований чревато для банка огромными штрафами, отключением от долларовой системы и в конечном итоге — выживанием», — заключает Гландин.
Блокировка коснулась не только личных счетов Вексельберга. Schweiz am Wochenende утверждает, что в течение нескольких дней ряд банков включая UBS и Credit Suisse, отказывала российскому миллиардеру в доступе к крупным пакетам акций в швейцарских промышленных компаниях Sulzer, OC Oerlikon и Schmolz + Bickenbach. Пакеты акций были заложены в качестве обеспечения по двум кредитам на сумму более 1 миллиарда швейцарских франков, которые Вексельберг получил от группы западных банков среди которых были JPMorgan, UBS и Credit Suisse. После введения санкций в апреле Вексельбергу пришлось досрочно вернуть эти кредиты. После погашения кредитов промышленные активы были наконец освобождены из-под залога, уточнил источник в «Ренове». Перед этим министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам, что «Ренова» получила господдержку, однако отказался сообщить, какую именно. Как позже уточнили в Минфине, речь шла о кредите Промсвязьбанка (ПСБ) на рыночных условиях. Пресс-секретарь «Реновы» Андрей Шторх подтвердил швейцарскому изданию эту информацию: «Мы никогда не собирались обращаться за финансовой помощью к российскому государству. Соответственно, мы не получили такой помощи». Он уточнил, что кредиты были выданы на «рыночных условиях». Попавший под санкции Вексельберг требует от правительства «реструктуризации» долгов «Реновы» на €820 млн и 300 млрд рублей, заградительных пошлин для конкурентов новочебоксарского «Химпрома» и Уральского турбинного завода а также полного запрета импорта питьевой воды и напитков для поддержки его «Байкал холдинга». Также сообщалось о том, что «Ренова», уклоняясь от санкций, продала 14,59% акций Sulzer самой компании за 546 млн швейцарских франков, однако деньги за сделку будут перечислены на экроу-счет, пользоваться ими Вексельберг сможет только после окончания действия санкций.