Знакомые Юрия Котлера, бывшего руководителя московского представительства ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), говорят, что он болезненно переживал интерес к себе силовиков по делу братьев-миллиардеров Магомедовых, передает "Лайф". Юрий также находился в подавленном состоянии из-за своих финансовых проблем — в мае он был признан банкротом из-за долга почти в 50 млн рублей. Вкратце история такова: Магомедовы пожадничали с выплатами Котлеру, и находившийся в депрессивном состоянии менеджер выстрелил себе в голову из спортивного ружья. Тем временем у виновников его гибели, находящихся в СИЗО Зиявудина и Магомеда Магомедовых, арестованы банковские счета, сообщает regnum.ru. Сумма арестованных по ходатайству следствия средств не уточняется.
Сейчас СКР расследует причины смерти Юрия Котлера. Тело бизнесмена с простреленной головой нашли в съёмной квартире дома № 11 на Большой Никитской улице в центре Москвы. По предварительным данным, он свёл счёты с жизнью — рядом с ним лежала предсмертная записка, в которой он объясняет своё решение личными мотивами.
Тело Юрия Котлера на месте самоубийства
Следствие отрабатывает личную жизнь Котлера, его долги, а также отношения с бывшими работодателями. Известно, что в последнее время к нему были вопросы по НМТП в рамках
уголовного дела против руководителей группы "Сумма". Несколько дней назад суд признал его банкротом, потому что он не смог расплатиться с ВТБ по ипотеке за элитную квартиру в центре Москвы. Кроме того, он судился за многомиллионную зарплату, которую, как он считал, задолжал ему Новороссийский порт.
По предварительным данным, Юрий Котлер внезапно исчез из поля зрения своих знакомых три дня назад. Он не отвечал на телефонные звонки. Его жена, которая живёт во Франции, забила тревогу и попросила семейного водителя съездить по одному из возможных адресов — на съёмную квартиру на Большой Никитской, которой они пользовались. Дверь квартиры оказалась заперта изнутри, и тогда водитель вызвал полицию. Сотрудники МВД, взломав дверь, обнаружили Котлера в луже крови на кровати. Рядом с ним лежало ружьё и предсмертная записка.
— Кабан, ты настоящий друг, страшный и смешной, но настоящий. А я нет. И я безумно люблю свою семью, и я их сильно подвёл, — говорится в тексте последнего послания. — И я люблю маму. Если бы она хотя бы один раз в жизни сказала, что любит меня, может, было бы всё по-другому.
Заканчивалось послание призывом крепиться и смайликом-улыбкой.
Версия самоубийства пока основная. Уже известно, что по заявлению банка ВТБ Арбитражный суд Москвы 3 мая признал Юрия Котлера банкротом. Как выяснилось, он задолжал банку по кредиту за элитную квартиру около 50 млн рублей: 48,7 млн — основной долг и проценты, а также 1,6 млн неустойки.
Квартира была куплена в мае 2015 года, когда Котлер работал вице-президентом
ВТБ. Она расположена в Брюсовом переулке в восьмиэтажном одноподъездном доме 1915 года постройки. Согласно закладной, стоимость жилья составляла более 80 млн рублей. В доме всего 27 квартир. Цены на них обычно начинаются от 40 млн рублей.
Согласно другой версии, смерть Юрия Котлера могла быть связана с НМТП. По данным источников, личными мотивами, о которых написал Юрий Котлер, был его статус свидетеля по делу
ОПГ братьев Магомедовых, которые теперь находятся в СИЗО "Лефортово" по обвинению в организации преступного сообщества, многомиллионных хищениях и мошенничестве.
Дело в том, что с 2016-го по 2017 год Юрий Котлер был одним из руководителей московского представительства НМТП, входящего в структуру группы "Сумма", которой владеют братья Магомедовы.
— Последние несколько недель Юрий был очень чем-то расстроен и немного напуган, — рассказал знакомый бизнесмена. — Хотя Юрий и уволился в конце 2017 года из столичного представительства
НМТП, у следствия были к нему вопросы в рамках дела Магомедовых.
По его словам, все эти встречи с силовиками и разговоры вокруг порта очень напрягали когда-то жизнерадостного и компанейского любителя светских тусовок, которым слыл Юрий Котлер.
Новороссийский порт считается одним из главных активов группы "Сумма" братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых.
У НМТП дела идут хорошо, он приносит большую прибыль акционерам. 50,1% акций порта держит кипрская компания Novoport Holding Ltd, которой поровну владеют группа "Сумма" Магомедовых и "Транснефть", возглавляемая
Николаем Токаревым. Еще 20% процентов порта находятся у Росимущества, а остальное — у миноритариев и на открытом рынке.
Перед самым арестом Магомедовых
"Транснефть" собиралась выкупить у группы "Сумма" её долю в Novoport Holding Ltd, чтобы довести свою долю владения портом до блокирующего пакета. Однако после ареста Магомедовых сделка была приостановлена.
Возможно, Котлер имел отношение к переговорам по сделке вокруг НМТП. В апреле 2018 года Юрий Котлер обратился в Савеловский райсуд Москвы с иском к НМТП. Он пытался добиться выплаты ему нескольких десятков миллионов — считал, что порт не выплатил ему зарплату. По некоторым данным, в 2018 году Котлер был уволен со своего поста из-за прогулов.
Юрий Котлер окончил международное отделение факультета журналистики МГУ имени Ломоносова в 1990 году. С 1990-го по 1993 год работал корреспондентом РИА "Новости", журнала Time и газеты New York Times. В 1994–1995 годах был пресс-секретарем федерального управления по делам о несостоятельности и банкротстве при Госкомимуществе РФ. В 1995–1997 годах работал пресс-секретарем Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В 1999–2000 годах руководил пресс-службой председателя совета Центра стратегических разработок.
С 2000 года состоял в партии
"Единая Россия", до 2013 года был руководителем проекта партии "Кадровый резерв — профессиональная команда страны", советником председателя высшего совета "Единой России" и членом генерального совета партии. В 2013 году Котлер был назначен вице-президентом банка ВТБ. А с 2015-го по февраль 2018 года был одним из топ-менеджеров столичного представительства НМТП.