В ходе предварительного заседания в арбитражном суде Сахалинской области представитель «Роснефти» заявил об отказе компании от иска к консорциуму «Сахалин-1», сообщает РБК. Возражений у участников процесса, по его словам, не было. Ходатайство «Роснефти» об отказе от иска через несколько минут утвердила судья. «Суд прекращает производство по делу», — сказала она. Заседание на этом завершилось.
Иск о взыскании с пяти компаний — участниц консорциума «Сахалин-1» более 89 млрд рублей «Роснефть» подала в арбитражный суд Сахалинской области в конце июля. Более 81,7 млрд рублей участники проекта, по мнению российской нефтегазовой компании, получили в качестве «неосновательного обогащения». Еще порядка 7,3 млрд рублей «Роснефть» хотела взыскать с них в качестве процентов за «пользование чужими денежными средствами», начисленными в период с 10 июля 2015 года по 31 мая 2018 года.
Компания Игоря Сечина пыталась доказать, что нефть с разрабатываемого «Роснефтью» участка сахалинского месторождения под землей «мигрирует» к тому участку, который осваивают «дочка» ExxonMobil - «Эксон Нефтегаз Лимитед», японская SODECO и индийская ONGC Videsh limited, из-за чего российская компания терпит убытки.
Отказ от иска совпал с сообщениями СМИ о том, что «Роснефть» активно ищет партнера для строительства Восточного нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке оценочной стоимостью 1,3 трлн рублей. «Ведомости» со ссылкой на участников переговоров и высокопоставленных чиновников сообщают, что «Роснефть» рассматривает в том числе возможность в партнерстве с ExxonMobil.
Среди рассматриваемых сейчас возможностей – передать ExxonMobil более 50% в проекте строительства ВНХК в обмен на соразмерные инвестиции. «Если владельцем более 50% ВНХК станет ExxonMobil, это будет означать, что проект будет принадлежать американской компании, а «Роснефть» будет в нем миноритарным акционером. Это может избавить проектную компанию от [угрозы] санкций США», – объясняет информированный источник.
Переговоры c Exxon об участии в ВНХК длятся давно – «как минимум с начала года», рассказывают инвестбанкир, чиновник и человек, близкий к одной из сторон переговоров. Два из них говорят, что «Роснефть» в начале года рассматривала партнерство в ВНХК в том числе с китайской Sinopec. Нынешний статус переговоров с ней они не раскрывают, Sinopec не предоставила комментариев. Еще один чиновник говорит, что предложение ExxonMobil поступило так же в начале года. Второй – что на начало августа компании рассматривали этот вопрос.
Нефтехимический комплекс ВНХК предполагается построить в Приморском крае: по последним данным, три очереди для производства нефте- и газохимии общей мощностью 12 млн т в год. Последние оценки проекта строительства ВНХК – 1,3 трлн рублей, рассказывали два собеседника «Ведомостей». Таким образом, Exxon может инвестировать в него от 650 млрд рублей ($9,9 млрд по текущему курсу). Предполагается начать строительство ВНХК не с нефтеперерабатывающей линии, как планировалось ранее, а с нефтехимической, рассказали два собеседника «Ведомостей». Один из них отметил, что ExxonMobil видит в реализации нефтехимической продукции в регионе АТР больше перспектив, нежели от продажи топлива.
«Роснефть» оперативно прореагировала на публикацию: ее пресс-служба во главе с недавно посылавшим журналистов в «ж*пу» Михаилом Леонтьевым заявила о готовности компании обратиться из-за распространения «недостоверных» данных в суд. Хотя совпадение между прекращением судебного иска и началом секретных переговоров говорят сами за себя.
25-летний сын брошенного женой Игоря Сечина три года назад получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за реализацию совместных проектов м ExxonMobil в Карском море. Экс-глава концерна, бывший госсекретарь Рекс Тиллерсон лоббировал в США снятие санкций с «Роснефти», которые нанесли ExxonMobil убытки в размере более $1 млрд.