Рассказ о том, как Кремль воюет с плохими новостями

by topbloger 20. декабря 2022 12:28
Непубличный дом.

Непубличный дом. Канделаки было кому помочь добиться такой чести — ее муж Василий Бровко по сравнению с женой мало известен широкой публике, зато имеет более серьезные связи, рассказывает их знакомый. Он занимает должность со странным названием — директор по особым поручениям в госкопорации “Ростех”, одном из важнейших производителей российского вооружения, которую возглавляет сослуживец Путина по КГБ Сергей Чемезов. Именно Бровко, ставший в последнее время доверенным лицом своего босса, посодействовал Канделаки, когда она захотела выступить на “путинге”, так в прессе уже давно называют митинги в поддержку Путина, предполагает знакомый семьи. И жена не подвела: “Нас не стереть, как аккаунт в соцсетях, потому что мы нация, которую невозможно сломить!” В письменном комментарии “Проекту” Канделаки сказала, что супруг к ее выступлению на митинге отношения не имел. Сам Бровко, как и пресс-служба “Ростеха”, комментарии для этого текста не дали.

Интерес к «аккаунтам в соцсетях» в семье Канделаки-Бровко общий. Но если жена довольствуется собственным каналом в Telegram, то амбиции мужа куда больше. После уничтожения в России всех независимых СМИ Telegram-каналы превратились в место, где аудитория читает политические слухи, а элита — «сливает» друг на друга компромат. На этом сомнительном рынке Бровко в последние месяцы и решил устроить настоящий передел. Он оказался таким громким, что даже потребовал вмешательства Путина.

— У меня сахарный диабет, аллергия. Мама на иждивении, она сейчас в больнице, дома остались четыре кота, они умрут, — так, стоя в клетке, говорила суду автор телеграм-канала «Адские бабки» Александра Баязитова. Женщину с большим букетом заболеваний задержали в августе и без колебаний отправили в СИЗО — в одну камеру с убийцами, о чем сама Баязитова говорила в суде. Хотя обвинение Баязитовой не связано с насильственными преступлениями — она якобы вымогала деньги у руководства, связанного с «Ростехом» «Промсвязьбанка» — он обеспечивает операции государства в оборонном секторе, то есть предлагала за вознаграждение не публиковать негативную информацию про банкиров.

Баязитова — одна из 13 авторов и администраторов Telegram-каналов, задержанных во второй половине 2022 года за так называемые «блоки». Эта порочная практика широко и давно распространена на рынке Telegram, ею не гнушаются многие, в том числе госструктуры и прокремлевские каналы. Автор одного из крупнейших новостных каналов рассказывает: у него есть контракт с ВТБ, который подразумевает — госбанк формально платит ему за рекламу, а на практике просит не публиковать о себе негативную информацию. Другой собеседник, занимающийся размещением материалов в Telegram в интересах администрации президента, подтверждает — руководители многих госструктур следят за своим образом в социальной сети, причем в случае с ВТБ за Telegram отвечает лично Наиля Аскер-заде, гражданская жена главы банка Андрея Костина. Естественно, ни банк, ни авторов канала за это не наказывают. Напротив, благодаря такой схеме, как ранее рассказывал «Проект», Кремль поставил большинство каналов под свой контроль.

Судя по материалам уголовных дел, с которыми ознакомился «Проект», а также ранее опубликованной в СМИ информации, действия 13 задержанных телеграмеров не слишком выбивались из описанной схемы. Они публиковали негативную информацию, а когда с ними связывались недовольные герои статей с требованием удалить материал, каналы просили за это деньги. Если этим в российском Telegram занимаются многие, то почему за решетку попали именно Баязитова и 12 других деятелей «Телеграма»?

Можно было бы предположить, что власти таким образом боролись с оппозиционерами. Но задержанных телеграмеров никак нельзя назвать ярыми противниками Путина — власти умеренно критиковали только «Кремлевский мамковед» (его вел Станислав Садовов, задержанный в сентябре) и тоже умеренно каналы Ксении Собчак (в октябре были задержаны коммерческий директор Собчак Кирилл Суханов, бывший главред Tatler Ариан Романовский настоящая фамилия — Кузьмин и бывший журналист Life.ru Тамерлан Бигаев, все они занимались каналом Собчак «Тушите свет»). Остальные же были лояльны — в списке задержанных бывшая журналистка прокремлевских изданий, работавшая в газете «Известия» и в Life.ru Баязитова, сотрудники медиаимперии «повара Путина» Евгения Пригожина, Евгений Москвин, Алексей Слободенюк и Владислав Малушенко администрировали телеграм-канал «Проект „Сканер“» и другие и системный политик, руководителя астраханского отделения партии «Родина» и администратора сетки каналов Карена Григоряна также задержали в октябре — они позволяли себе критику отдельных чиновников, но никак не режима в целом. Тем не менее, теперь аресты дошли и до них.

«Проект» проанализировал публикации всех попавших «под раздачу» каналов, а также пообщался с собеседниками, близкими к заявителям, знакомыми арестованных и кремлевскими подрядчиками в Telegram. На основании этого анализа и слов собеседников мы можем утверждать — дела против всех каналов инициировал Бровко, имевший для этого личные мотивы. Все началось с обычной для Telegram информационной войны.

— Супруг Тины Канделаки… обещал освоить многомиллиардные суммы и развить сети 5G в России. Но вот незадача — оборудования в России нет, — этот пост в канале «Небрехня» теперь недоступен — его содержание можно найти в репостнувших каналах, но весной и летом он был очень типичен для российского Telegram. Тогда анонимные каналы, видимо по заказу, стали наперебой критиковать Бровко — пика это достигло в июне, когда всего за три дня его упомянули не меньше трех тысяч раз в Telegram, хотя прежде о нем вспоминали в лучшем случае несколько десятков раз за месяц, посчитал «Проект» по данным TGStat. Каналы обвиняли Бровко в коррупции, уходе от налогов и утверждали, что он получил должность в «Ростехе» благодаря жене, которую при этом называли «эскортницей-приживалкой».

ImageId: 76621
Как менялось число упоминаний Василия Бровко в Telegram-каналах в 2022 году
Бровко серьезно задели эти публикации, утверждает его знакомый. Но для мести ему нужно было заручиться поддержкой начальства, и очень быстро представился повод.

В середине июля Путин проводил заседание совета по нацпроектам, и во вступительном слове заговорил про новые технологии. Дежурно похвалив Сбербанк, Росатом и РЖД, президент перешел к критике и первым делом досталось компании Чемезова: «В целом эту работу признать уж особенно успешной тоже нельзя… Скромные результаты продемонстрированы по направлениям, за которые ответственен „Ростех“».

Путин критикует "Ростех", 18.07.2022
Знакомый Бровко утверждает — именно после этого тот убедил Чемезова, что «Ростеху» надо взять Telegram-каналы под контроль, раз по мотивам их публикаций президент ругает компанию. Еще двое собеседников на рынке Telegram соглашаются: Бровко убедил Чемезова в необходимости устроить передел рынка. И друг Путина подключил к этому силовиков.

Эта версия подтверждается анализом открытых данных — всего через несколько недель после заявления Путина силовики начали аресты 10 телеграмеров, участвовавших в атаке на Бровко и «Ростех». В том числе они задержали создателя упомянутого канала «Небрехня» Инну Чурилову — правда, на допросе она утверждала, что продала канал еще в 2019 году, а заодно ее партнеров Александру Баязитову и Ольгу Архарову. Канал Архаровой «Финансовый караульный» репостил посты «Небрехни» про Бровко, Баязитова же была редактором канала Архаровой, следует из показаний Инны Чуриловой по уголовному делу в их отношении (есть в распоряжении «Проекта»). Формальным истцом против всех троих выступил топ-менеджер «Промсвязьбанка» — видимо, чтобы скрыть информацию об истинных причинах дела. Считают три собеседника «Проекта», близких к Кремлю и знакомых с Чемезовым. Адвокаты Архаровой и Баязитовой утверждают, что в тех немногих материалах дела, с которыми им пока удалось ознакомиться, нет никаких упоминаний Бровко или «Ростеха». В других случаях Бровко и Чемезов писали жалобы на телеграмеров сами.

Как арестованные телеграмеры критиковали Бровко и Канделаки

4 августа
Евгений Москвин, Алексей Слободенюк, Владислав Малушенко
Сотрудники медиагруппы Евгения Пригожина, администраторы канала «Проект „Сканер“, с ними же может быть связан и канал Riddle : Riddle перестал обновляться в тот же день, что и „Проект „Сканер“, именно на публикации этого канала Riddle чаще всего ссылался „Проект „Сканер“». К тому же, у каналов в контактах был указан один и тот же менеджер.
Называли Канделаки «почти эскортницей-приживалкой», которая благодаря дружбе с женой главы «Ростеха» Сергея Чемезова смогла устроить своего мужа на работу в корпорацию, раскритиковали статью главы «Ростеха» Сергея Чемезова об импортозамещении, называли его «чемпионом по лоббизму», а «Ростех» — лидером по хищениям. Репостили посты других задержанных — например, «Финансового караульного» и «Политуправы».
В СИЗО, признали вину, обвиняются в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ) по заявлению Василия Бровко

10 августа
Инна Чурилова
Создательница канала «Небрехня», на допросе Чурилова утверждала, что продала канал в 2019 году, менеджер по рекламе каналов «Финансовый караульный», «Адские бабки» и других
Канал публиковал посты с заголовками вроде «Кипрская заначка Бровко», «Под Бровко зашатались бюджеты» и «Муж Канделаки пристроился к 5G-кормушке на 160 млн», на которые ссылались «Финансовый караульный», «Как-то вот так», «Кремлевский мамковед», «Компромат», «Политуправа» и другие.
Заключила досудебную сделку со следствием и признала вину, под домашним арестом, обвиняется в вымогательстве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ) у топ-менеджера «Промсвязьбанка» Александра Ушакова

Ольга Архарова
Администратор канала «Финансовый караульный» и других
Репостила посты Riddle и «Небрехни» про Бровко.
В СИЗО, частично признала вину, обвиняется в вымогательстве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ) у топ-менеджера «Промсвязьбанка» Александра Ушакова

24 сентября
Станислав и Сергей Садововы
В прошлом журналист «Эха Москвы» и помощник депутата Госдумы и его отец, администраторы канала «Кремлевский мамковед» и других
Опубликовали пост с пересказом постов других каналов и ссылками на них про Бровко и Канделаки.
В СИЗО, обвиняются в вымогательстве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ), вероятно, тоже по заявлению Василия Бровко об этом сообщал сайт «Компромат1» со ссылкой на материалы дела, подтвердить это в других источниках «Проекту» не удалось

26 сентября
Анатолий Спирин
Политолог, создатель канала «Как-то вот так»
Опубликовал несколько постов с пересказом посты других задержанных, репостил посты «Политуправы» и «Компромата».
В СИЗО, не признает вину, обвиняется в вымогательстве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ) по заявлению Василия Бровко

7 октября
Карен Григорян
Руководитель отделения партии «Родина» по Астраханской области, администратор сетки каналов («Политуправа», «Компромат» и другие)
Опубликовал или репостнул почти 30 постов о менеджере «Ростеха» с текстами вроде: «Муженек Канделаки-Бровко нашел партнеров для распила» и «После жёсткой критики Президента работе госкорпорации „Ростех“, советник Чемезова — директор по особым поручениям Василий Бровко, пытается блокировать негативную информацию в медиапространстве», репостил посты других каналов, например, «Как-то вот так», «Небрехню», Riddle.
В СИЗО, признал вину, обвиняется в вымогательстве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 163 УК РФ) по заявлению Василия Бровко

Еще трое задержанных, которые не вошли в приведенную выше таблицу, не критиковали Бровко и «Ростех», зато работали на Ксению Собчак. Известный факт про журналистку — она публично враждовала с Канделаки. Уже несколько лет бывшие соведущие шоу «Две звезды» на Первом канале постоянно обмениваются колкостями в соцсетях, но о причине их конфликта можно только догадываться. Сначала женщины утверждали, что разошлись во взглядах на дальнейшее сотрудничество, а потом Канделаки рассказала в интервью, что причиной ссоры якобы стало то, что Собчак приревновала к ней чиновника Сергея Капкова, с которым тогда встречалась. Конфликт не окончен до сих пор: после недавнего обыска у Собчак как раз из-за дела на ее сотрудников Канделаки опубликовала фото израильского паспорта Собчак и ее старые посты, в которых журналистка утверждала, что никакого паспорта кроме российского у нее нет. В комментарии «Проекту» Канделаки сообщила, что не имеет отношения к преследованию Собчак. «Это точно не женские разборки и не политическое дело. Ваш вопрос лучше адресовать представителям „Ростеха“, так как меня это дело не касается. Я не имею отношения к этому и комментировать слухи из телеграм-каналов не планирую», — написала Канделаки, но двое знакомых последней уверены — Бровко и его супруга могут сводить счеты со звездой. В разгар борьбы с телеграмерами быстро представился повод это сделать.

В конце октября Чемезов приехал на день рождения предпринимателя Андрея Бокарева. Как только он прибыл на празднество, только что созданный канал «Тушите свет» с аудиторией чуть больше 10 тыс. подписчиков опубликовал новость — Бокарев с шиком празднует день рождения, среди гостей — Чемезов и Григорий Лепс. Чудесным образом Бровко заметил эту публикацию уже через десять минут и переслал ее Чемезову — прямо в разгар празднования, говорил сам Бровко на допросе по этому делу, его показания есть в распоряжении «Проекта», их частично пересказала Baza. То же самое знает и собеседник, знакомый с деталями конфликта. И глава «Ростеха» дал Бровко поручение разобраться, кто стоит за каналом, говорится в показаниях Бровко, это подтверждает его знакомый.

В итоге сотрудники «Ростеха» устроили целый спектакль — связались с администраторами канала не от имени Чемезова, а от некоего «консорциума бизнесменов», говорят два собеседника «Проекта», и потребовали удалить материал о дне рождения Бокарева. В ответ сотрудники Собчак предложили звонившему договориться о «блоке» — за 10 миллионов рублей в год они были готовы присылать на согласование любую новость с упоминанием конкретной персоны. Стенограмма переговоров есть в распоряжении «Проекта». За удаление одного поста они попросили 800 тысяч рублей. Представитель «консорциума» был недоволен этой суммой, но пообещал попытаться ее «согласовать».

Бровко доложил Чемезову — он установил, что новость написал канал Собчак, и ее сотрудники просят деньги за снятие публикации, в этом сходятся знакомый Собчак и знакомый Чемезова. Видимо, эта информация разозлила главу «Ростеха» — по крайней мере, знакомый журналистки уверяет, что тот лично позвонил руководству МВД с просьбой наказать звезду. МВД не ответило на вопросы «Проекта». В результате силовики задержали трех сотрудников ее канала, а сама Собчак получила предупреждение от знакомых — готовится и ее задержание, утверждают знакомые Собчак. Так она решила уехать за границу.

Ситуация решилась через несколько дней, когда мать Ксении, Людмила Нарусова, воспользовавшись давним знакомством с Путиным — в первой половине 90-х Путин был заместителем ее мужа, главы Петербурга Анатолия Собчака, дозвонилась до него, утверждают собеседник, близкий к администрации президента и знакомый Собчак. Из разговора стало понятно — санкции на арест дочери своего бывшего начальника глава государства не давал. Нарусова в разговоре с «Проектом» отрицала, что говорила с президентом. Тогда Собчак и вернулась в Россию, где сначала поехала мириться с Чемезовым непублично, а затем извинилась перед ним в своем Telegram. Правда, пока это не привело к тому, что ее сотрудников отпустили из-под стражи.

ImageId: 76622
Извинения Ксении Собчак в Telegram-канале "Кровавая барыня"
***

После ареста коллег телеграмеры, и без того давно коррумпированные Кремлем, стали еще лояльнее. Если раньше власть устраивало платить им за «блоки» и «сливы», то теперь можно всего лишь пригрозить тюрьмой. По крайней мере, два собеседника, занимающихся размещением заказов в Telegram, независимо друг от друга говорят — происходит «монополизация» рынка в пользу силовиков.

Эпизод второй
Как власти запретили писать правду даже сторонникам Путина

Власти так сильно зачистили СМИ и Telegram, что во время войны единственным источником более или менее реальной информации стали каналы военных корреспондентов. Но и с их авторами Минобороны договорилось — при помощи денег.

Вечером 17 июня цвет российской пропаганды собрался в Санкт-Петербурге — главные редакторы федеральных СМИ, телеведущие вроде Ольги Скабеевой, а заодно и прокремлевские военные корреспонденты — всего их было около 50 человек. Они ждали Путина не меньше двух часов — на неформальные встречи президент России опаздывает не реже, чем на официальные. Когда до конца отведенного на мероприятие времени оставалось всего полчаса, президент все же предстал перед своими восхвалителями и первым делом предложил перенести разговор на другой день, рассказывает присутствовавший там журналист.

Участники категорически отказались, и их можно понять. Если когда-то давно Путин часто созывал журналистов на неформальное общение, то в последние годы соглашался лишь на ежегодные встречи с главными редакторами на площадке Петербургского экономического форума. До 2012 года он регулярно встречался еще и с репортерами своего пула. Последняя такая встреча прошла в 2012 году, после возвращения на президентский пост. Путину было тогда так скучно, что с тех пор он ни разу не собирал освещающих его работу репортеров. «Проект» подробно рассказывал о работе кремлевского пула в тексте «Игра в пул». К 2022 году среди главредов остались только самые верноподданные, и, может быть, поэтому на встречу позвали еще и военкоров. В итоге только последними Путин и заинтересовался.

ImageId: 76623
Военкоры ВГТРК Александр Сладков (слева) и Евгений Поддубный
Встреча продлилась не больше 40 минут, говорит один из военкоров. Другой собеседник, руководитель крупного СМИ, подтверждает, что мероприятие было коротким. Едва ли не все это время солировали военкоры ВГТРК Александр Сладков и Евгений Поддубный — они рассказывали о сложностях на фронте. По окончании мероприятия они попросились к президенту на разговор тет-а-тет и неожиданно получили добро. «Мы задавали вопросы по средствам безопасности для людей, которых в качестве резервистов взяли и используют впереди, об обеспечении ударными и разведывательными средствами… В течение 40 минут Владимир Владимирович нас слушал и мы, в принципе, донесли до него то, что хотели», — так о содержании разговора Сладков рассказал журналисту Андрею Караулову. Так военные корреспонденты узнали, что стали настоящей силой. Путин действительно им доверяет, подтверждает высокопоставленный медиа-менеджер.

С первых дней войны военкоры освещали вторжение России в Украину в своих каналах в Telegram, и делали это иначе, чем официальные СМИ. К моменту той встречи с Путиным они ругали армейское начальство за ошибки первого периода войны. Все это не могло не волновать министерство обороны, которое в своих ежедневных отчетах продолжало «радовать» россиян сообщениями о собственных достижениях и колоссальных потерях украинской армии.

Всего три дня спустя после встречи с Путиным Сладкова и Поддубного срочно вызвали в Минобороны — встречаться с главой ведомства Сергеем Шойгу и пресс-атташе министерства Игорем Конашенковым, писал сам Сладков в своем канале. На вопросы «Проекта» Сладков заявил, что содержание встреч с Шойгу и Путиным — закрытая информация. Поддубный отказался говорить с «Проектом». Детали той встречи неизвестны, но она что-то изменила в мировоззрении военкоров. Когда вскоре после этого, 30 июня, российские военные в качестве «шага доброй воли» оставили остров Змеиный, оба блогера поддержали это решение в своих каналах.

— Ну и правильно, что ушли. Мне важнее смысл, а не картинка. Мы, когда хотели пришли, когда захотели ушли, разве не так? Держать мужиков под обстрелом ради чего? — писал Сладков.

Удивительно, но в конце марта, когда российская сторона после переговоров с Украиной также в качестве «жеста доброй воли» отступила из-под Киева, военкор реагировал совсем иначе: «Представляю, если бы мы воевали с теми нацистами, скажем в 1942-м, и вели переговоры. <…> Как завтра мужикам на передовой в глаза смотреть», — писал Сладков.

«Проект» проанализировал публикации в 25 крупнейших военных каналах, их общая аудитория превышает 17 миллионов человек, — мы изучили, как они реагировали на главные события войны в марте-ноябре 2022 года, и обнаружил, что после встреч с Путиным и Шойгу значительная часть военкоров начала менять риторику. Если решение об отступлении с киевского направления в марте критиковали 11 из них, а прямо поддержали только два, то оставление Змеиного поддержали уже восемь каналов. Прямо против этого решения высказался только провластный военный эксперт Борис Рожин (канал Colonelcassad), еще десять каналов согласились с тем, что сделать это было нужно, но были недовольны тем, как Минобороны преподнесло решение публике. Что характерно — многие публикации были практически идентичны.

ImageId: 76625

Как мы считали
«Проект» выбрал 25 наиболее популярных каналов, специализирующихся на военной тематике. Среди них есть военные корреспонденты государственных СМИ, негосударственные медиа-проекты, лояльные власти (например, WarGonzo), блогеры, действующие военные (например, глава батальона «Восток» самопровозглашенной ДНР Александр Ходаковский) и участники ЧВК «Вагнер» (например, канал REVERSE SIDE OF THE MEDAL), а также анонимные Telegram-каналы. У всех этих каналов большая аудитория и есть эксклюзивный контент.
Мы изучили, как эти каналы реагировали на важнейшие события, менявшие ход российского вторжения в Украину:
Отступление российских войск на киевском направлении в самом начале войны;
Отвод российских войск с острова Змеиный 30 июня;
Отступление российских войск на Харьковском направлении в начале сентября;
Объявление мобилизации в России и ее ход;
Потери российской армии в украинском городе Лиман и ее последующий отход 1 октября;
Продвижение ВСУ и отступление российской армии на Херсонском направлении в начале ноября.
Кроме этого мы учитывали два случая, ярко иллюстрирующих проблемы российских военнослужащих и мобилизованных — публикацию письма от служащих 155-й бригады морской пехоты о серьезных потерях подразделения в боях за Павловку и публикацию обращения мобилизованных из Серпухова, которые рассказали, как их отправили в бой без подготовки, обмундирования и даже командиров. Несмотря на то, что в предыдущие месяцы каналы военкоров практически всегда становились на сторону военнослужащих и мобилизованных, в публикациях про 155-ю бригаду большинство из них высказывались только нейтрально, а в сообщениях про серпуховских мобилизованных и вовсе резко раскритиковали именно их, а не Минобороны.
Решение о тональности публикаций канала на определенную тему мы принимали, изучив все его оригинальные публикации и репосты. Категорией «скорее позитивно» на графике мы обозначили публикации, в которых авторы позитивно реагировали на само событие, но критиковали то, как его публично преподнесло Минобороны.

Проанализированы 25 крупнейших военных каналов (по числу подписчиков):
Мир сегодня с Юрий Подоляка — 2 806 718
WarGonzo — 1 324 453
Операция Z: Военкоры Русской Весны — 1 145 741
Рыбарь — 1 125 994
Сладков+ — 1 012 223
Поддубный |Z|О|V| edition — 917 010
Colonelcassad — 816 101
Архангел спецназа Z — 695 564
Kotsnews — 685 361
Александр Ходаковский — 640 193
Оперативные сводки — 638 643
Старше Эдды — 624 642
Повёрнутые на Z войне — 605 006
Владлен Татарский — 515 003
Военный осведомитель — 512 766
МИГ — 496 927
Объясняет Readovka — 451 291
Военкор Котенок Z — 430 669
GREY ZONE — 423 841
Неофициальный Безсонов «Z» — 364 163
ZАПИСКИ VЕТЕРАНА — 293 461
REVERSE SIDE OF THE MEDAL — 266 519
ZERGULIO — 235 108
МАРДАН — 197 697
Андрей Медведев — 149 227

После сентябрьского отступления российской армии из Харьковской области — его в телеграме снова критиковали — Путин снова провел встречу с военкорами — о встрече примерно в этот период сообщал Bloomberg. Участники активно убеждали главу государства — новые провалы может предотвратить только мобилизация, и всего через несколько недель, 21 сентября, глава государства действительно подписал указ о призыве запасников, говорит участник встречи. Быстро стало понятно — мобилизация проводится из рук вон плохо. Но 18 из 25 изученных «Проектом» каналов рассказывали о ней одинаково: определенные проблемы и перегибы на местах есть, но, к счастью, власть реагирует на обратную связь и быстро их решает.

В октябре стало очевидно — власть взяла военкоров под контроль. Тогда Путин торжественно принял оккупированные территории в состав России, но Украина тут же смогла освободить Лиман — город в как бы российской ДНР. В тот момент некоторые блогеры так хотели поддержать армию, что по сути радовались поражению. Задачей ВСУ было взять город 30 сентября, в день подписания договоров о «присоединении» оккупированных украинских территорий к России — и с этой задачей Украина не справилась, опоздав на день — так поражение подавали многие каналы военный блогер Юрий Подоляка, телеграм-канал «МИГ» и другие каналы.

Радоваться поражениям с тех пор стало доброй традицией военных корреспондентов в Telegram. Когда 18 октября командующий российской группировкой в Украине Сергей Суровикин анонсировал «непростые решения» в Херсонской области, ни один из изученных «Проектом» 25 каналов не пытался его критиковать, а прямую поддержку выразили 12.

— Суровикин, наверное, один из первых генералов в нашей новой истории, который после рассказа о плохих новостях, стал практически народным героем. Посудите насколько тотален, на самом деле, у современного общества запрос на правду, — писал канал WarGonzo после рассказа командующего о грядущих непростых решениях по поводу Херсона.

Сдачу города, которая произошла вскоре после того заявления, каналы восприняли примерно так же — одиннадцать поддержали решение, критиковали пять, остальные высказались нейтрально или промолчали. Еще один канал критиковал то, как об этом сообщило Минобороны. Так, например, о нем писал блогер Юрий Подоляка: «Принимать такие решения тяжело. Я прекрасно понимаю генерала Суровикина, не каждый генерал способен это сделать. Армия сделала все от себя зависящее».

Как Минобороны добилось такой лояльности военкоров, понять несложно. «Когда авторитет каналов взлетел, на них выделили бюджеты в разных ведомствах, — объясняет автор канала „Димитриев“ военный блогер Игорь Димитриев, — Любой канал, который вы знаете, с кем-то сотрудничает». Это же подтверждал автор лояльного властям канала WarGonzo Семен Пегов. Он был одним из тех, кто сообщал осенью — Минобороны недовольно военкорами и просит Генпрокуратуру проверить их на предмет дискредитации армии. И тогда же военкор рассказал — Минобороны пытается с блогерами договориться: «Были заходы через посредников с финансовыми предложениями — делать платные размещения во славу отдельных военачальников». То, что российские военачальники в разгар войны очень увлечены своим пиаром и не жалеют на это денег — факт, и он виден по открытым данным.

Одним из главных антигероев этой войны стал генерал Александр Лапин — глава Чечни Рамзан Кадыров и руководитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин публично обвиняли именно его в поражениях России. Но военкоры к ним не присоединились — из проанализированных «Проектом» каналов критику генерала поддержал лишь один — Grey Zone, и то связанный с Пригожиным.

Александр Лапин
Александр Лапин
Напротив, абсолютное большинство блогеров традиционно хвалили генерала. Вокруг него сформировался целый пул каналов, например, «Повернутые на Z войне», «Оперативные сводки», «Старше Эдды» и «Операция Z: Военкоры Русской Весны», которые выпускали о нем посты, подозрительно похожие на рекламные. Например, они публиковали видео, на котором Лапин показательно остановил машину, чтобы выдать пакет с продуктами одинокой пожилой женщине. «Победителю свойственно великодушие: Командующий группировкой „Отважных“ позаботился о бабушке», — восторженно озаглавили новость военкоры.

Как устроен пиар Лапина, «Проекту» на условиях анонимности рассказали два действующих и один бывший сотрудник сетевого издания Ura.Ru, которое ярче других проявило себя в деле восхваления военачальника. По словам одного из них, с начала войны в издании действовал «блок на негатив» в отношении Минобороны и командования Центрального военного округа (войска ЦВО как раз возглавляет Лапин). А после критики Кадырова руководитель издания Михаил Вьюгин освободил от работы целый отдел, который обычно занимается поиском эксклюзивной информации, и поручил журналистам разработать контент-план по поддержке генерала. Главред при этом сообщил, что кампанию ему заказала «одна из башен Минобороны» и пообещал премии всем задействованным журналистам. Вьюгин обещал ответить на вопросы корреспондента «Проекта», но после этого заблокировал его в мессенджере. На официальный запрос редакция Ura.Ru тоже не ответила.

Сотрудники издания действительно разработали целый план по практически ежедневной поддержке Лапина. «Проект» ознакомился с этим документом, его нехитрый смысл — генерал хотел сберечь жизни солдат, в противном случае одерживал бы только победы.

ImageId: 76627
ImageId: 76628
ImageId: 76629
План поддержки Лапина, переданный "Проекту" сотрудником Ura.Ru
В итоге Ura.Ru опубликовал не менее 35 заказных публикаций о Лапине, — например, в начале октября издание выдавало о нем по несколько заказных статей в день. Этими материалами о генерале-герое буквально наводнили весь интернет — их постоянно репостили крупнейшие Telegram-каналы. Например, статью Ura.Ru под заголовком «Генералы и рядовые раскрыли две главные черты генерала Лапина» размещали и военкоры, и крупнейшие «гражданские» каналы, в том числе «Пул №3» (журналиста «Комсомольской правды» Дмитрия Смирнова) и Brief (его создал канал «Незыгарь»). Для координации действий Ura.ru даже завело с администраторами крупнейших каналов, включая «Рыбаря», на который подписаны более 1,1 млн человек, отдельные чаты — туда журналисты кидают только что опубликованные хвалебные статьи о Лапине, которые телеграмеры должны распространить, говорят бывший и действующий сотрудники издания.

ImageId: 76630

Журналисты Ura.Ru за эту работу действительно получили премию — им выплатили полторы зарплаты, утверждает бывший сотрудник редакции, занимавшийся задачами по продвижению Лапина. Другой собеседник «Проекта», и сейчас работающий в издании, слышал про премию в 10 тысяч рублей. Минобороны не ответило на вопросы «Проекта» о природе публикаций Ura.Ru и Telegram-каналов.

Эпизод третий
Как слухи заменили информацию

Кремль фактически лишил журналистов возможности узнавать инсайды от чиновников. И тогда некоторые СМИ стали выдавать политтехнологов и экспертов за источников во власти. Война лишь усугубила ситуацию: миллионы людей читают непроверенные слухи и принимают на их основании важные решения.

В феврале 2017 года группу российских журналистов пригласили в администрацию президента — на закрытую встречу с Сергеем Кириенко, новым первым замглавы администрации Путина, курирующим внутреннюю политику. Корреспонденты газет, журналов и интернет-СМИ много лет ходили на такие брифинги — им нужны были инсайды, а встречи с высшими чиновниками Кремля — хороший повод их добыть. Более того, журналисты использовали попадание в Кремль для знакомства с чиновниками рангом пониже — начальниками президентских управлений, их заместителями, референтами и главами департаментов. Благодаря таким знакомствам в российских и зарубежных СМИ и появлялись важные новости со ссылкой на источников в Кремле — не анонимно большинство путинских чиновников уже давно с независимыми СМИ не говорили.

Сергей Кириенко
Сергей Кириенко
Забегая вперед, тот брифинг Кириенко закончился скандалом и оказался для него не только первым, но и последним. Журналисты как обычно приехали в здание на Старой площади, зашли в подъезд 3Б и поднялись в приемную Кириенко. Там их проводили в маленькую комнату, в которой собравшиеся с трудом уместились. Отвечающий у Кириенко за общение со СМИ Сергей Новиков — до прихода в Кремль он часто появлялся в передаче «Что? Где? Когда?» как защитник интересов знатоков — пригласил очень широкий состав — не только журналистов газет и интернет-СМИ, но и корреспондентов независимого телеканала «Дождь», желтого издания Life и всех крупнейших информационных агентств, вспоминает присутствовавший на той встрече корреспондент «Проекта.

Эти заявления заинтересовали собравшихся, и Кириенко разрешил цитировать его слова как “высокопоставленного федерального чиновника”. Правда, журналистов на брифинге было много, и им пришлось договариваться о так называемом “эмбарго”. Раз информация была получена в одном месте и от одного источника, журналисты согласились выпускать свои материалы в одно время. Эта практика не могла радовать редакции, но другого выхода у них не было — все время правления Путина Кремль постоянно закрывал от них информацию, а высокие чиновники редко соглашались общаться тет-а-тет. Так что брифинги для нескольких СМИ стали обычной практикой.

По меркам Кремля, Кириенко в тот день был очень откровенен. Он прямо прокомментировал важнейшую новость тех дней — решение известного своей религиозностью губернатора Петербурга Георгия Полтавченко о передаче Исаакиевского собора в ведение церкви. Кириенко в доверительном разговоре с журналистами не только не стал защищать губернатора, а наоборот жестко раскритиковал — назвал распоряжение властей Петербурга непродуманным и особо подчеркнул, что с президентом оно не согласовывалось. Заодно чиновник поделился планами Кремля на грядущие в 2018 году президентские выборы, — власти хотели превратить выборы в «референдум о доверии Путину», то есть этот формат не предусматривал никакой реальной конкуренции.

Пока на брифинги ходили только газетчики, мало кто обращал внимание, что слова источников в Кремле периодически выходят в одно время в разных СМИ. Но на этот раз случилась комичная история. Заметило ее издание «Медуза»: оно с иронией сообщило, что 17 февраля в промежуток с 16.00 по 16:27 сразу девять СМИ одновременно выпустили заметки, в которых высокопоставленный федеральный чиновник критикует губернатора Петербурга. Три дня спустя те же СМИ вновь одновременно выпустили материал со ссылкой на того же чиновника. Тогда основатели издания — Галина Тимченко, Иван Колпаков и Илья Красильщик — в личных соцсетях возмутились поведением коллег. Колпаков написал, что это «полнейший зашквар», Красильщик задался вопросом, кто «куратор» у российских медиа, а Тимченко — что участники брифинга занимаются не журналистикой, а «информационным сопровождением деятельности госорганов».

ImageId: 76632
Скриншот из Facebook
Кремль, который и раньше не стремился к публичности, скандал сильно расстроил. Через несколько недель Новиков собрал группу журналистов и признался: «Я недооценил громкость его голоса», — имея в виду то, как были восприняты анонимные заявления Кириенко. Чиновник дал понять, что теперь будет бороться с утечками из Кремля, а вместо неформальных встреч с реальными чиновниками будет отправлять журналистам комментарии прокремлевских экспертов, вспоминает присутствовавший на той встрече корреспондент «Проекта». С тех пор Кириенко больше ни разу не проводил брифингов, да и очень многие его подчиненные закрылись от независимой прессы, говорят журналисты двух СМИ, которых ранее всегда приглашали на подобные встречи.

Правда, читателям было по-прежнему интересно узнавать инсайды из Кремля, и СМИ, кто как мог, шли им навстречу. По иронии судьбы, активнее всех этим путем пошло то самое издание, которое упрекало коллег в «зашкваре». К концу 2022 года едва ли не главным поставщиком новостей, опирающихся на «кремлевских источников», стало издание «Медуза».

В начале октября этого года в среде политтехнологов, которые работают на Кремль, появился слух — якобы из-за проблем со здоровьем сразу после «референдумов» по присоединению украинских территорий в отставку может уйти «правая рука» Кириенко, начальник президентского управления госсовета Александр Харичев. Этот человек мало интересен большинству россиян, зато важен всем, кто связан с политикой, — он отвечает в администрации президента за проведение выборов, и, соответственно, за государственные траты на эту сферу. Политтехнологи пересказали слух еще оставшимся в России газетным журналистам, и те начали проверять эту информацию. Слух оказался ложным. По крайней мере, доступные журналистам кремлевские чиновники в один голос опровергли информацию, назвав ее «вбросом», рассказывает корреспондент федерального СМИ, проверявший эту информацию. Это вполне вероятно — Харичев распределяет среди политконсультантов контракты на проведение избирательных кампаний, и в этом деле мог нажить себе оппонентов, обиженных его решениями. Так или иначе ни одно крупное СМИ не решилось публиковать информацию, которую реальные чиновники Кремля опровергают.

— В таких случаях мы ничего не публикуем, но начинаем ждать, когда слух дойдет до «Медузы», — объясняет журналист одного из федеральных СМИ. И действительно, 25 ноября, почти через два месяца после появления слуха, в «Медузе» появилась новость со ссылкой на трех «собеседников, близких к Кремлю» — «В ближайшее время Харичев уйдет в отставку». Один из этих собеседников даже сообщал странную подробность — якобы во время «референдумов» в Украине силовики «****** [удивились] от того, как на кампаниях тратятся деньги». То есть из слов источника получалось, что силовики раньше не знали о воровстве на выборах и теперь решили с ним покончить. После той статьи прошел почти месяц, а Харичев в отставку так и не ушел.

Это была далеко не первая заметка «Медузы», основанная на «близких к Кремлю источниках». В какой-то момент редакторы издания решили не только агрегировать новости, но и предоставлять читателям эксклюзивную информацию. И в 2019 году «Медуза» наладила невиданный доселе конвейер — сначала стала выпускать по два внутриполитических эксклюзива — такими мы считаем не только новости с прогнозами, но и заметки с объяснениями уже случившихся событий или рассказами от близких к Кремлю источников — в месяц, а после нападения России на Украину и вовсе по восемь в месяц. Для сравнения, в 2008 году, во времена своего относительного расцвета, газета «Коммерсантъ» выпускала по пять важных политических эксклюзивов в месяц силами целого отдела политики примерно из 10 человек, причем делала это в то время, когда источники были куда более доступны журналистам. «Проект» проанализировал номера «Коммерсанта» за три месяца богатого на события 2008 года — в том числе тогда прошли президентские выборы, на которых победил Дмитрий Медведев.

Основанные на кремлевских источниках материалы «Медузы» порою поражали других журналистов и вызывали упреки в соцсетях. «Автор статьи — Перцев, можно не обращать внимания, [предсказанного в тексте] точно не будет», «С тем же успехом можно выдумывать из головы», — это типичные комментарии к таким текстам «Медузы» в твиттере, но поток таких текстов не останавливался. В частности, «Медуза» со ссылкой на кремлевские источники сообщала о грядущем объединении ОНФ с «Единой Россией» (хотя этот слух распространяли среди политических журналистов еще за восемь лет до того), в девяти разных заметках называла разные даты референдума о присоединении ЛНР и ДНР к России и так ни разу и не угадала — в заметках от 27 апреля, 5 мая, 24 мая, 8 июня, 9 июня, 5 августа, 18 августа, 9 сентября и 11 сентября, а за пять дней до начала войны утверждала, что у России нет планов нападать на Украину.

90% прогнозов источников "Медузы" не сбылись
«Проект» изучил статьи «Медузы», основанные на «близких к Кремлю источниках» и подписанные корреспондентом Андреем Перцевым — именно он чаще других коллег по изданию публикует тексты, основанные на разговорах с анонимными собеседниками во власти, и убедился, что прогнозы этих собеседников практически никогда не сбываются. С середины 2019 года журналист выпустил более 150 материалов, не считая интервью, репортажей, заметок по открытым источникам, а также подкастов, в записи которых он принимал участие, в которых источники сделали не менее 65 прогнозов. По подсчетам «Проекта», почти 90% этих прогнозов не сбывается вообще.

ImageId: 76633

Как мы считали эксклюзивы и прогнозы «Медузы»
«Проект» изучил все статьи «Медузы», в которых источником информации указаны собеседники, связанные с властью, а основным автором указан Андрей Перцев. Другие журналисты издания как правило не пишут новости, которые они якобы узнали от информированных собеседников в Кремле. Если в одной заметке источники давали несколько прогнозов, мы оценивали их релевантность по отдельности.
Если прогнозы источников сбылись, мы выясняли, действительно ли «Медуза» первая рассказала об этой новости. Совпадения мы искали в СМИ и Telegram-каналах, в том числе анонимных или небольших.

Какие прогнозы мы не включили в подсчет?
Данные в течение последних четырех недель — пока они не сбылись, но, возможно, это еще произойдет.
Со ссылкой на собеседников в других партиях, кроме “Единой России”. Например, инсайды из КПРФ не вошли в наши подсчеты (в некоторых случаях эти прогнозы сбылись).
Про очевидное. К таковым мы отнесли, например, обещание источников, что «референдумы» на оккупированных территориях Украины проведут очень быстро — ведь к тому моменту оккупационные администрации этих регионов публично сообщили, что референдумы состоятся в ближайшее время. Или прогноз о том, что законопроект о запрете пропаганды ЛГБТ+, внесенный депутатами КПРФ и «Справедливой России», не будет принят, а Дума поддержит похожий документ от «Единой России» — поскольку к этому моменту представители «Единой России» уже заявили, что не поддерживают проект коллег, а готовят свой.
Сложносоставные прогнозы. Например, когда источники в одном предложении статьи одновременно пообещали мобилизацию (хотя до этого обещали, что ее не будет), военное положение, перестановки в администрации президента и руководстве Минобороны.
Прогнозы, в которых одни источники обещают, что что-то произойдет, а другие сразу же это опровергают. Так было с информацией о назначении Бориса Рапопорта, начальника кремлевского управления по делам Госсовета, полпредом президента в оккупированных территориях Украины. Два источника пообещали такое назначение, но третий тут же опроверг.
Прогнозы об отсутствии события — например, о том, что губернатора Петербурга Беглова не отправят в отставку или о том, что власти не будут закрывать границы из-за мобилизации (в обоих случай прогнозы были сделаны после того, как источники сначала предсказали обратное).

Прогнозы списком
10.01.20. В качестве возможных фронтменов новых проектов в Кремле рассматривают Юрия Дудя и Сергея Шнурова. — Не сбылось
10.01.20. Администрация президента намерена создать около десятка новых партий — Не сбылось
10.01.20. В Кремле рассчитывают, что в выборах в Госдуму примут участие несколько новых лояльных власти партий. — Не сбылось
06.02.20. Бывший вице-премьер Алексей Гордеев станет вице-спикером Госдумы. — Сбылось, опубликовано ранее в телеграм-канале «Андрей Иосифович Макин»
25.02.20. После слияния ЕР и ОНФ в новой структуре будет три сопредседателя. Медведев в их число не войдет. — Не сбылось
25.02.20. «Единую Россию» объединят с Общероссийским народным фронтом и переименуют. — Не сбылось
16.03.20. Голосование о поправках в Конституцию могут перенести на 12 июня. — Не сбылось
16.03.20. Владимир Путин планирует выступить с обращением к нации, в котором объявит о переносе голосования по поправкам в Конституцию. — Сбылось
25.03.20. Голосование по поправкам в Конституцию пройдет 12 июня или 13 сентября. — Не сбылось
27.03.20. Кремль хотел бы провести голосование по поправкам в Конституцию в конце мая. — Не сбылось
30.04.20. Голосование о поправках в Конституцию могут перенести на 12 декабря. — Не сбылось
30.04.20. Михаил Мишустин не вернется в премьерское кресло после болезни. — Не сбылось
22.09.20. В Совете Федерации может смениться и председатель — с Валентины Матвиенко на Сергея Нарышкина. — Не сбылось
16.05.20. Учредитель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер может выдвинуться на выборах в Госдуму в 2021 году. — Не сбылось
22.09.20. 23 сентября Владимир Путин может воспользоваться своим правом назначить сенаторов Совета федерации. — Не сбылось
22.10.20. Евгений Пригожин хочет участвовать в выборах в Госдуму, а базой для выдвижения его кандидатов должна стать партия «Родина». — Не сбылось
23.11.21. Дума точно примет «ковидные» законопроекты о QR-кодах. — Не сбылось
27.11.20. Новые прокремлевские партии («За правду», «Новые люди», Партия прямой демократии) не пройдут в парламент — Не сбылось
25.02.21. На выборах в Госдуму власть поддержит гендиректора сети аптек «Столичка» Евгения Нифантьева и члена ОНФ Светлану Разворотневу. — Сбылось, частичноопубликовано ранее в «Коммерсанте»
25.02.21. На выборах в Госдуму власть поддержит телеведущих: Тимофея Баженова, Евгения Попова и Петра Толстого. — Сбылось, опубликовано ранее в «Московском пуле»
07.06.21. Возглавить список «Единой России» на выборах в Госдуму осенью 2021 года могли бы также Владимир Путин и Михаил Мишустин. — Не сбылось
07.06.21. Список «Единой России» на выборах в Госдуму осенью 2021 года возглавит Дмитрий Медведев. — Не сбылось
19.06.21. Спикером Госдумы останется Вячеслав Володин, но «прежней силы — свой глава аппарата, свой глава фракции, у него уже не будет». — Не сбылось
16.07.21. Новым спикером петербургского законодательного собрания планируется назначить вице-губернатора Александра Бельского. — Сбылось, опубликовано ранее в Телеграмм-каналах «Эха Петербурга» и «Смоляк»
17.09.21. Могут уйти в отставку Сергей Кириенко, Антон Вайно, спикер Госдумы Вячеслав Володин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. — Не сбылось
14.12.21. Законопроект о системе кодов для прохода в общественные места будет принят. — Не сбылось
28.01.22. Высшее руководство России допускает возможность серьезных «силовых действий» только в случае наступления украинских войск на ДНР и ЛНР. — Не сбылось
18.02.22. Никакого «вторжения России» в Украину не планируется. — Не сбылось
18.02.22. В ближайшей перспективе Путин не подпишет документ о признании ЛНР и ДНР — Не сбылось
04.03.22. В Кремле задумались об отмене или переносе губернаторских выборов, которые должны пройти в сентябре 2022 года. То же самое может произойти и с муниципальной кампанией в Москве. — Не сбылось
08.04.22. Основная кандидатура на замену Жириновскому во главе ЛДПР — депутат Госдумы Леонид Слуцкий. — Сбылось, опубликовано ранее в «Известиях»
27.04.22. Референдум в Херсонской области может пройти 14 или 15 мая. На голосование вынесут вопрос о независимости региона от Украины и создании «Херсонской народной республики». — Не сбылось
27.04.22. Даты готовящихся «референдумов» о «присоединении» оккупированных территорий — 14 и 15 мая 2022 года. — Не сбылось
05.05.22. «Референдумы» о «присоединении» оккупированных территорий могут провести в российский единый день голосования 11 сентября. — Не сбылось
05.05.22. В одном из вариантов сценария парада Победы в Москве прописан телемост с Мариуполем. — Не сбылось
24.05.22. Вместе с «референдумами» в самопровозглашенных республиках Донбасса может пройти плебисцит о «слиянии» с Россией в Беларуси. — Не сбылось
24.05.22. Пока самая реалистичная дата проведения «референдумов» о «присоединении» оккупированных территорий — 11 сентября. В те же сроки может пройти референдум о присоединении к России Южной Осетии. — Не сбылось
24.05.22. На мобилизацию в Кремле не готовы. — Не сбылось
27.05.22. Всеобщей мобилизации в России ждать не стоит: в Кремле опасаются идти на такой шаг, так как он может ударить по рейтингу властей и лично Путина. — Не сбылось
08.06.22. «Референдумы» о «присоединении» оккупированных территорий проведут в середине июля или 11 сентября. — Не сбылось
09.06.22. Главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник в ближайшее время могут лишиться своих постов. — Не сбылось
09.06.22. «Референдумы» о «присоединении» оккупированных территорий могут провести в середине июля или 11 сентября. — Не сбылось
09.06.22. Самопровозглашенные ДНР и ЛНР, а также оккупированные территории Херсонской и Запорожской областей планируется объединить в один федеральный округ в составе России. — Не сбылось
08.07.22. Планируется, что к системе «шефства» российских регионов над городами Донбасса не будут привлекать небольшие и остродотационные регионы. — Не сбылось
12.07.22. Обсуждается и вопрос об отставке премьера Михаила Мишустина. — Не сбылось
12.07.22. Депутаты Госдумы на внеочередном заседании могут рассмотреть смену руководства Счетной палаты — Алексей Кудрин может уйти в отставку. — Не сбылось
12.07.22. Денис Мантуров может пойти на повышение и стать вице-премьером. — Сбылось, опубликовано ранее в Незыгаре
12.07.22. 15 июля Госдума может отправить в отставку министра связи Максута Шадаева и главу Минпромторга Дениса Мантурова. — Не сбылось
13.07.22. Дмитрий Рогозин станет куратором оккупированных территорий Украины. Он получит должность помощника президента или заместителя руководителя АП, заняв место Дмитрия Козака. — Не сбылось
13.07.22. Вайно могут «переместить на работу по дипломатической линии». — Не сбылось
13.07.22. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в ближайшее время должен перейти на работу в администрацию президента. — Не сбылось
28.07.22. Андрей Турчак может в обозримом будущем покинуть свой пост. — Не сбылось
05.08.22. Кремль хочет провести «референдумы» о «присоединении» оккупированных территорий только после того, как Россия завоюет всю Донецкую область. — Не сбылось
18.08.22. «Референдумы» о «присоединении» оккупированных территорий проведут зимой. — Не сбылось
18.08.22. Кремль хочет провести «референдумы» 11 сентября, «присоединив» к России только 60% территории Донецкой области. — Не сбылось
23.08.22. Осенью АП организует выплаты россиянам, чтобы побороть растущее социальное недовольство. — Не сбылось
01.09.22. Сейчас в Кремле рассматривается несколько вариантов проведения «референдумов»: провести их в Запорожье и Херсоне в сентябре или октябре, а в ЛНР и ДНР — поздней осенью, либо провести все одновременно уже после захвата всей Донецкой области. — Не сбылось
06.09.22. После «референдумов» должностей могут лишиться главы ЛНР и ДНР Леонид Пасечник и Денис Пушилин. — Не сбылось
09.09.22. В Кремле установили «единый дедлайн»: по нему «референдумы» на всех занятых территориях должны пройти 4 ноября. — Не сбылось
11.09.22. Российские власти отложили на неопределенный срок проведение «референдумов» о «присоединении» оккупированных территорий к России. — Не сбылось
20.09.22. Власти планируют использовать электронное голосование на «референдумах» о «присоединении» оккупированных украинских территорий. — Не сбылось
28.09.22. Власти рассматривают возможность отправить в отставку главу ДНР Дениса Пушилина и возглавляющего ЛНР Леонида Пасечника. Сами они, скорее всего, станут сенаторами. — Не сбылось
18.10.22. После завершения мобилизации в Москве власти планируют в ближайшие дни прекратить мобилизацию еще и в Санкт-Петербурге. — Не сбылось
25.10.22. В вузах появится новый предмет, где будут изучать «российскую идеологию». Основные «контуры» нового предмета будут очерчены на конференции общества «Знание» в конце октября. — Сбылось
15.11.22. Евгений Пригожин размышляет о создании «консервативного движения», которое в дальнейшем может превратиться в политическую партию. — Не сбылось

Например, в течение четырех лет издание «уволило» чуть ли не все руководство России — источники прогнозировали отставки, как минимум, 14 ключевых чиновников, в том числе дважды премьера Михаила Мишустина (первый раз почти сразу после назначения в начале 2020 года и второй раз этим летом), главы кремлевской администрации Антона Вайно и спикера Совета федерации Валентины Матвиенко, а единожды Кириенко и председателя Госдумы Вячеслава Володина. Ни один из этих прогнозов не сбылся.

Кого "Медуза" отправила в отставку
Трижды (в июне и в сентябре 2022 года) источники журналиста обещали, что со своих постов скоро уйдут главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник.
В июле 2022 года источники предсказали скорое новое назначение Андрея Турчака и его уход с поста секретаря генерального совета «Единой России».
Тогда же они утверждали, что бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин получит новое назначение и может стать замруководителя АП вместо Дмитрия Козака, который уйдет в отставку.
Дважды (апрель 2020 и июль 2022) в отставку отправляли премьер-министра Михаила Мишустина, причем в первый раз — практически сразу после его вступления в должность. В июле 2022 года, по информации источников «Медузы», заменить Мишустина мог глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
Министр связи Максут Шадаев должен был уйти с должности в ходе внеочередного заседания Госдумы в июле 2022 года. Тогда «Медуза» предсказала сразу ряд серьезных отставок — но их не случилось.
В 2022 году в отставку мог уйти губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. Его новым местом работы должны были стать структуры Союзного государства России и Беларуси. Этот прогноз появился вскоре после поездки Беглова в Беларусь. В более поздних публикациях источники издания уже обещали, что отставки чиновника не предвидится.
Главу АП Антона Вайно источники отправляли в отставку тоже дважды: осенью 2021 года и в июле 2022 года. В первый раз «Медуза», не уточняя, откуда у нее эта информация, одновременно предсказала отставку не только Вайно, но и его первого заместителя Сергея Кириенко и спикера Госдумы Вячеслава Володина.
Отставку председателя Совфеда Валентины Матвиенко источники издания впервые предсказали в сентябре 2020 года. Тогда они утверждали, что сменить ее на посту может глава СВР Сергей Нарышкин. За полтора года до этого о такой замене уже сообщал «Коммерсант», тогда эта публикация привела к скандалу и разгону отдела политики издания. Второй раз Матвиенко «Медуза» уволила осенью 2021 года, одновременно с Кириенко, Володиным и Вайно.

В февраля 2020 года журналист «Медузы» пересказал давний слух об объединении партии «Единая Россия» с Общероссийским народным фронтом и пообещал, что глава партии Дмитрий Медведев в новой структуре не будет занимать руководящую должность. Такую легенду уже много лет знали все журналисты, освещавшие внутреннюю политику, — а за три недели до публикации «Медузы» слух появился в телеграм-канале «Незыгарь».

Примерно 10% прогнозов от околокремлевских источников все же сбывается, но с важной оговоркой — почти всегда эту же информацию до «Медузы» сообщали другие СМИ или Telegram-каналы. Например, этим летом министра промышленности Дениса Мантурова повысили до вице-премьера, и издание это предполагало заранее (правда, одновременно источники не исключали и отставки Мантурова, а также других членов правительства, включая Мишустина), о чем с гордостью напоминало в своих последующих новостях. Но всякий раз автор забывал уточнить — за шесть часов до него эту информацию опубликовал канал «Незыгарь». Такая же история случилась 8 апреля этого года, когда издание сообщило о грядущем назначении Леонида Слуцкого главой ЛДПР, но не уточнило, что еще накануне об этом же рассказали «Известия». Сбывшихся прогнозов, с которыми ранее никто не выступал, за эти годы «Проект» насчитал лишь два. В октябре этого года «Медуза» действительно раньше всех рассказала о том, что в российских вузах может появиться новый «патриотический» предмет — и правильно предсказала, что чиновники расскажут об этом на конференции «ДНК России». Кроме того, в марте 2020 года издание предугадало, что Путин в ближайшие дни выступит с обращением к нации, чтобы отложить голосование по поправкам в Конституцию. Правда, о том, что голосование могут перенести, ранее уже писали другие издания. Кроме того, в феврале 2021 года «Медуза» назвала фамилии будущих пяти кандидатов в Госдуму от власти — четыре из них уже фигурировали в СМИ и Telegram-каналах до этого, но о пятом кандидате, члене ОНФ Светлане Разворотневой, «Медуза» написала первой.

Главред «Медузы» Иван Колпаков отказался комментировать подсчеты «Проекта», но отметил: «Нас, конечно, беспокоит, когда на „Медузе“ выходят материалы, содержащие глубоко ошибочные прогнозы источников. Мы стремимся не допускать таких ситуаций». При этом, по его мнению, «даже ошибочные прогнозы источников помогают понять [читателям], как система работает или не работает». Где работают эти источники и есть ли среди них действующие чиновники Кремля, Колпаков не ответил, но заверил, что редакторы всегда знают имя и должность каждого анонимного собеседника. Руководитель «Медузы» также оставил без ответа вопрос о возможных заимствованиях ранее публиковавшихся другими источниками прогнозов.

Впрочем, самое удивительное не в ошибочных прогнозах (они случаются у многих СМИ, включая «Проект»), а в том, что издание решается публиковать анонимные рассказы источников о том, что происходит в сознании Путина и его подчиненных. Вот некоторые примеры таких высказываний:

«Есть понимание (у элиты), или пожелание, что в достаточно обозримой перспективе управлять государством он (Путин) не будет»
«Путин ненавидит Лукашенко до трясучки»
«Путин одобряет…»
«Путин хорошо помнит 90-е»
«Путину не терпится»
«Путин его любит — и давно»

Последняя цитата — лучшее доказательство того, что на самом деле указанные «источники» имеют крайне поверхностное представление о том, что происходит в России. 12 июля стало известно — вице-премьер Юрий Борисов сменит Дмитрия Рогозина на посту главы Роскосмоса. Сразу после этого «Медуза» вышла с заголовком: «Путин его любит — давно». В этом материале источники издания прогнозировали, что Рогозин как любимец Путина пойдет на серьезное повышение — станет либо главой администрации президента вместо Вайно (в российских реалиях — это ключевая должность, близкая по влиятельности к премьер-министру), либо его заместителем, либо помощником президента, курирующим Донбасс. В начале ноября, после очень долгого перерыва, выяснилось, кем на самом деле стал тот, кого «Путин любит, и давно» — уволенный Рогозин возглавил группу военных советников «Царские волки», которая будет оказывать военно-техническую поддержку российским вооруженным силам. Колпаков сообщил «Проекту», что в редакции обсуждали, почему эти прогнозы не сбылись, и пришли к выводу, что, как и в случае с отставкой Харичева, «источники не пытались ввести журналистов в заблуждение, а прогноз не сбылся из-за изменившихся обстоятельств».

Ошибочные прогнозы «Медузы» остались бы лишь проблемой самого издания, если бы их не читало большое число людей, которые потом на основании изложенного принимали важные решения о личном будущем. Например, в мае издание обещало, что мобилизации в России «ждать не стоит». А когда ее все же объявили, «источник, близкий к администрации президента», пообещал, что она будет проходить так:

— Пригласят для сверки данных. Будут настойчиво предлагать добровольно подписать контракт. На многих получится надавить, в том числе упоминанием новых уголовных статей. А не согласившихся отпустят и мобилизуют потом.

На практике самый распространенный сценарий мобилизации выглядел так: человек явился для сверки документов, но был тут же отправлен на сборный пункт, оттуда в учебную часть, а потом — на линии фронта, поясняет правозащитник, директор «Школы призывника» Алексей Табалов.

Люди, которые решили уехать из России из-за мобилизации, тоже действовали, ориентируясь в том числе на публикации СМИ. 25 сентября источники «Медузы» рассказали, что уже через три дня власти закроют выезд из России для мужчин «мобилизационного возраста» и выехать можно будет только по справке из военкомата. То же утверждали и другие российские медиа. Например, о закрытии границ со ссылкой на свои источники также рассказывали в шоу центра «Досье» “Изнанка». По словам редактора центра Павла Борисова, если прогноз, который делают источники, не сбывается, в редакции это обсуждают и пытаются понять, почему так вышло. В этом случае тот же источник через несколько дней рассказал журналистам, что власть действительно планировала закрыть границы, но передумала из-за высокого недовольства мобилизацией. В итоге люди спешили уехать как можно скорее, выстраиваясь в многокилометровые пробки на границах, где проводили по несколько суток. Колпаков сказал «Проекту», что источники, слова которых использовали в этой заметке, не были до конца уверены в своем прогнозе, но «прежде нас не подводили», а редакторы «знали, что последствия закрытия границ могут быть катастрофическими, и действовали в условиях дефицита времени». По его словам, постфактум руководство пришло к выводу, что формулировки в заметке могли быть мягче, кроме того, ее не согласовали с главным редактором или его заместителем, что обязательно для материалов «такого уровня важности».

Но самый важный прогноз «Медузы» касался решения начать войну. 18 февраля 2022 года, за пять дней до вторжения в Украину, «кремлевские источники» издания говорили, что Путин в ближайшей перспективе не планирует даже признавать ЛНР и ДНР как независимые республики. Никакой войны, утверждали источники, в планах нет, а «постоянные заявления [американской разведки] о новых датах вторжения уже поднадоели». Колпаков сказал «Проекту», что сожалеет о той ошибке.

Тем не менее, «Медуза» продолжила доверять своим источникам. Всего через неделю после начала российского вторжения издание выпустило новый эксклюзив — о возможной отмене губернаторских выборов в России. Прогноз вновь не сбылся, зато кремлевских «инсайдов» в «Медузе» с тех пор стало еще больше, чем до войны. Колпаков сказал «Проекту», что с тех пор редакция «ужесточила правила работы с источниками».

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Реклама

 

Список Компроматов

Избранное