РАО «Промсвязьбанк» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о банкротстве представителей семейного бизнес-клана, главой которого считается один из видных деятелей курдской диаспоры в России, гендиректор холдинга «Дижла» Джамал Шамоян. Претензии банка касаются индивидуальных предпринимателей Джамала, Руслана, Эммы и Нуры Шамоян, - их детали в ПСБ не раскрывают, ссылаясь на банковскую тайну. Сообщало об уголовном деле, возбужденном против еще одного представителя семьи — Орди Шамояна, обвиняемого в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По одному с ним делу проходит экс-глава областного центра Брий Рогачев. Считается, что бывший градоначальник во время руководства Знаменским районом региона подписал со своим подельником два госконтракта на ремонт дорог при фактическом их невыполнении. Дорожное строительство давно находится в сфере интересов семьи Джамала Шамояна.
Ранее ПСБ подавал к Джамалу, Руслану, Эмме и Нуре Шамоянам гражданские иски об обращении взыскания на заложенное по невыплаченным кредитам имущество. Все четыре иска Октябрьский райсуд Тамбова удовлетворил. Как следует из материалов суда, подконтрольные семье Шамоянов ООО «Звезда-2» и ООО «Строй-лайн» взяли у ПСБ четыре кредита на пополнение оборотных средств. В 2012 году «Строй-лайн» занял в общей сложности 39,9 млн рублей, а в 2014-м банк открыл «Звезде-2» две кредитные линии на 427,1 млн рублей Предметом залога стали два принадлежащих Руслану Шамояну подвальных помещения общей площадью 4,01 тыс. кв. м. По кредиту «Звезды-2» на 177,1 млн рублей в рамках той же схемы в залоге у банка оказались три нежилых помещения общей площадью 1,05 тыс. кв. м Джамала Шамояна, еще три — на 2,1 тыс. кв. м, принадлежащие Эмме Шамоян, шесть нежилых помещений Нуре Шамоян на 1,512 тыс. кв. м. Также стало залоговым имущество ООО «Сатурн» Джамала и Руслана Шамоянов — 14 зданий разного назначения на 4,99 тыс. кв. м, земельный участок на 26,5 тыс. кв. м и два мотеля общей площадью 4,1 тыс. кв. м. Общая стоимость активов оценивалась в 416 млн рублей В сроки компании расплатиться не смогли, оставшись должны банку более 150 млн рублей.
Отметим, что это не первая попытка банкротства членов семьи Шамоян. В сентябре 2017 года арбитражный суд Тамбовской области отклонил иск налоговиков о признании банкротом ИП Джамала Шамояна — у него была задолженность по налогам на 4,3 млн рублей, которую он позже погасил. В ноябре того же года арбитраж отклонил иск ФНС к ИП Нуре Шамоян: налоговики обнаружили у нее задолженность в 785 тыс рублей, но признаков несостоятельности не нашлось.
Конфликт банка с бизнесменами развивается на фоне критики их деятельности со стороны региональных властей. Так, областные чиновники обвиняли принадлежащие Шамоянам компании в срыве сроков строительства долевого жилья и некачественных работах в центре Тамбова. В городе уже несколько лет стоят недостроенные дома от компаний Шамоянов, в которых куплены квартиры.
При бывшем главе региона Олеге Бетине компании Шамоянов были крупными подрядчиками госструктур. К примеру, за 2013–2014 годы «Звезда-2» выиграла 40 тендеров суммарно более чем на 2,6 млрд рублей Однако при губернаторе Александре Никитине, в сентябре 2015 года сменившем господина Бетина, ситуация изменилась: в 2015-м «Звезда-2» заключила девять госконтрактов на сумму 364,3 млн рублей, в 2016-м — один контракт на 104,4 млн рублей, а в 2017-м — вообще ни одного. В августе 2017-го Александр Никитин на пресс-конференции заявил, что «в строительстве было две империи, на которые приходилось 90% заказа», а «сегодня монополия рухнула, потому что по взаимовыгодным правилам игры желания работать не было». По данным источника „Ъ“ на строительном рынке, сейчас на госконтрактах компаний Шамоянов нет — все социальные объекты возводят другие застройщики.
Кроме того, в августе тамбовское УФАС выявило картельный сговор между ООО «Звезда-2» и ООО «Строй-Лайн». В 2014 году фирмы совместно участвовали в торгах на выполнение строительных работ и поочередно отказывались от конкурентной борьбы в пользу второго участника, что привело к поддержанию цен на торгах. Если точнее, то в результате сговора контракты были заключены со снижением цены от начальной лишь на 0,5%. В общей сложности фирмы участвовали в 14 электронных аукционах, где УФАС признало наличие сговора. В региональном УФАС сообщают, что заявки и предложения о цене подавались одним из сотрудником «Звезды». А решение об участии компаний в торгах принимались с участием СМХП «Дижла», гендиректором которого является владелец ООО «Звезда-2» Джамал Шамоян.
Семья Шамоянов находится под пристальным вниманием силовиков. Так, в мае прошлого года чекисты обнаружили в ООО «Сатурн» подпольный цех по производству сигарет, а в сентябре Джамал Шамоян был задержан сотрудниками СКР, ему вменяют невыплату более 20 млн рублей зарплаты работникам «Звезды-2» и «Триумфстроя». Тогда Ленинский райсуд Тамбова отпустил господина Шамояна под подписку о невыезде. Сейчас, как уточнили в региональном управлении СКР, предпринимателю избрана иная мера пресечения — обязательство о явке. По данным «Нового Тамбова», компания Шамояна не выполнила госконтракт на строительство второго ряда геронтологического центра. При этом, как выяснилось в ходе прокурорской проверки, подрядчик получил деньги за работу в размере 164 млн. рублей. Ранее компания «Звезда-2» обязалась реконструировать Триумфальный спуск, но также не выполнила гарантийные обязательства.
Управляющий партнер юридической компании «Центральный округ» Станислав Валежников считает, что гражданские дела, прошедшие в судах общей юрисдикции по взысканию задолженности и обращению взыскания на заложенную недвижимость, могут быть связаны с арбитражными: «Причина связки — взыскание долгов физлиц, которые участвовали в схеме кредитования. Если банк объединил юрлиц и ИП с физлицами, то из-за наличия последних иски были рассмотрены в суде общей юрисдикции. Однако дела о банкротстве и организаций, и физлиц рассматривает арбитражный суд, поэтому там и оказались заявления. При этом по закону у банка есть право обратиться с заявлением о банкротстве и не отсуживая долг». Господин Валежников напомнил, что если ответчики будут признаны банкротами, то по закону в течение трех лет они не смогут быть руководителями и учредителями компаний, а в течение пяти лет им не будут выдавать кредиты. «Но это не мешает оформлять фирмы и займы на других», — резюмировал эксперт.
Новым руководителем Промсвязьбанка стал Петр Фрадков — старший сын бывшего премьер-министра, экс-директора Службы внешней разведки Михаила Фрадкова. Министр финансов Антон Силуанов ранее сообщал, что Промсвязьбанк после своей санации станет опорным банком для исполнения гособоронзаказа.