Как Геннадий Тимченко винодельни сосватал. Усадьба Дивноморское при путинском дворце в Геленджике — самый известный винодельческий проект Геннадия Тимченко, олигарха, часто выступающего номинальным держателем активов Путина. Как выяснил The Insider, через своих родственников и менеджеров Тимченко связан еще как минимум с двумя другими винодельнями — в Краснодарском крае и в Тоскане. Через цепочку номиналов и своего зятя «путинский кошелек» легко обходит европейские санкции, производя и продавая вино на территории Италии и США.
О том, что определенная винодельня связана с российскими чиновниками или олигархами, могут говорить странные финансовые показатели. Если предприятие на протяжении многих лет остается убыточным и продолжает работу благодаря вливаниям извне, это может говорить о том, что оно основано не для получения прибыли, а в качестве развлечения для своего владельца. Самым заметным примером является беспроцентный кредит в 7,5 млрд рублей, полученный АО «Дивноморье», винодельней при дворце Путина. Более скромный случай — винодельня Шато де Талю Александра Ткачева. Строительство помпезного шато в прованском стиле для бывшего министра сельского хозяйства было на 69% обеспечено кредитом Россельхозбанка в размере 1,6 млрд рублей. В качестве министра сельского хозяйства Ткачев влиял на выбор объектов для инвестиций, а как член попечительского совета РХСБ влиял на утверждение кредитов.
Финансовая отчетность краснодарской винодельни Бюрнье вызывает схожие вопросы. Ее официальная история написана в романтических тонах. В 90-е годы швейцарский винодел в седьмом поколении Рене Бюрнье влюбился сначала в русскую студентку Марину, а потом в виноградники Таманского полуострова. Но романтическая история плохо стыкуется с реальным положением дел их предприятия.
Два упомянутых выше юридических лица, ООО «Гранд Вино» и ООО «Винный Дом Бюрнье», принадлежат компании ООО «ЮгПродукт Холдинг», которым в свою очередь владел кипрский офшор Dinerco Ventures Limited (его собственники — Рене и Марина Бюрнье). В 2018 году Dinerco продал 51% «ЮгПродукт Холдинга» компании ООО «ДБ Холдинг», которая принадлежит АО «ЮгАгроПром». Бенефициаром этого акционерного общества сейчас является Денис Норенко, а ранее — Сергей Малявин. Что же это за люди?
Кроме Норенко и Малявина, внимания заслуживает новый директор ООО «Гранд Вино», а по совместительству и ООО «ЮгПродукт Холдинг» Александр Муравицкий. Трудолюбивый Александр совмещает менеджмент винодельни с управлением еще десятком предприятий. Например, до марта 2020 года он занимал пост директора нефтегазового предприятия Восточно-Ярайнерское в Ямало-Ненецком автономном округе.
Еще одна связанная с окружением Тимченко винодельня Riecine находится не в Краснодарском крае, а в облюбованной российской элитой Италии. Информация о ней в Рунете разительно отличается от того, что можно найти на других языках. В России даже на сайте дистрибьютора в качестве владельца указан англичанин Джон Данкли, купивший винодельню в далеком 1971-м. При этом на сайте самой винодельни указано, что с 2011 года она принадлежит Лане Франк. Это подтверждается и документами, только вот полное имя Ланы — Светлана Франк, и она является супругой Сергея Франка, бывшего министра транспорта, а ныне главы совета директоров ПАО «Совкомфлот».
Через два года после свадьбы Глеба и Ксении и через год после покупки Riecine на тосканскую почву пролился щедрый поток инвестиций. В 2012 году было построено новое здание винодельни, площадь виноградников увеличилась до 21 гектара.
Вино и ФСО
Путин инспектировал стройку тщательно охраняемой усадьбы "Дивноморское"
Оригинал этого материала
© "Открытые медиа", 18.02.2021, "Орёл и решки" — путеводитель по "Путинской ривьере". Как вокруг "дворца президента" выросли дворцы его свиты, Фото, иллюстрации: via "Открытые медиа"
[...] Добраться до усадьбы «Дивноморское» от аэропорта Геленджика можно всего за 20 минут. В селе Дивноморское сворачиваем на Студенческую улицу — здесь заканчивается асфальт, впрочем, ехать по грунтовке осталось меньше 1 км. Как только слева появится решётчатый забор, утыканный видеокамерами, — вы почти на месте. Правда, посторонних на территорию усадьбы не пускают, вино хозяйство не продаёт. Вдобавок к охранникам, которые находятся внутри, на скамейке под деревом перед воротами с утра до вечера сидит вроде бы без дела группа из 4−5 мужчин в штатском. Именно они записали номер машины корреспондентов «Открытых медиа».
Ещё один способ посетить усадьбу «Дивноморское» знают активисты «ЭкоВахты Северного Кавказа»: выйдете на берег моря в селе Дивноморское, пройдите около 1,5 км в сторону Геленджика. Вы окажитесь на нудистском пляже. Прямо у вас над головой будет 60-метровый обрыв, если сумеете по нему вскарабкаться, останется пройти пару сотен метров до шато со спа-комплексом и аквадискотекой. Активисты «ЭкоВахты» когда-то так и сделали, правда, их быстро вытолкали охранники.
Считается, что усадьба «Дивноморское» принадлежит двум другим бизнесменам из окружения Путина — миллиардеру, члену совета директоров «Новатэка» и «Сибура» Геннадию Тимченко и Владимиру Колбину, сыну покойного инвестора Петра Колбина. Связанное с ними некоммерческое партнёрство «Развитие аграрных инициатив» владеет усадьбой через фирмы «Лазурная ягода» и «Апекс-Юг».
При этом в расследовании Навального усадьба «Дивноморское» названа частью «дворца Путина». А один из подрядчиков в разговоре с «Медузой» назвал усадьбу «Диминой дачей», то есть предназначенной для отдыха Дмитрия Медведева. Чтобы окончательно вас запутать, вспомним, что, по данным «Ведомостей», «Дивноморской» управляет компания «Моё вино», которая также является управляющей для винных активов семьи Ковальчуков, других друзей Путина.
Но будем считать, что мы всё-таки находимся в гостях у Тимченко и Колбина. Что мы увидим? Хоть на карте и в данных Росреестра «Дивноморское» и обозначена как винодельческая усадьба, фактически это — закрытый объект, попасть туда постороннему нельзя, убедились корреспонденты «Открытых медиа». А те, кого впускают на территорию, включая рабочих, проходят через металлоискатель на входе.
За забором — 323 га, спа-комплекс на берегу (3 200 кв. м) с дегустационным домом рядом (2390 кв.м.) и современный винный завод (8000 кв. м хозяйственных строений). «Живописные виноградники занимают обширное отвесное плато на берегу Чёрного моря», — написано на сайте усадьбы. Кстати, для создания этого живописного сельскохозяйственного пейзажа владельцы поместья к возмущению экологов вырубили рощу охраняемой пицундской сосны. В этой усадьбе Навальный обнаружил аквадискотеку — комплекс фонтанов со светомузыкальным сопровождением, а также вертолётную площадку.
Но, как выяснили «Открытые медиа», фонтаны (как видно на фото внизу, они уже построены) — это лишь детские игрушки, на территории усадьбы появится настоящий аквапарк!
Усадьба объявила о массовом наборе людей для новой стройки — аквапарка, рассказал «Открытым медиа» человек, знакомый с планом развития "Дивноморского". Рабочих на новую стройку набирает прораб-серб по имени Деян, убедился наш корреспондент: он позвонил прорабу под видом соискателя-разнорабочего и узнал, что вдобавок к уже нанятым 20 рабочим нужно еще человек 50, но только русских без судимости, ни в коем случае не мусульман [...].
«Где мы работаем, там закрытый объект, понимаешь», — объясняет собеседник. Можно работать без договора, получая побольше — 250 рублей в час вместо 180 рублей при официальном оформлении. Перед допуском на стройку семь дней будет проверять ФСБ, а ещё надо будет сдать тест «на корону», рассказывает потенциальный наниматель. Работы на год, а то и больше, уверяет он.
Традиция выдавать зарплаты «в конверте» существует в «Дивноморской» давно — по крайней мере, так утверждают два её бывших работника, согласившиеся поговорить анонимно. «Я устроился примерно в 2008—2009 годах, — вспоминает наш собеседник по имени Иван. — Про зарплату сказали, что официально готовы не больше 10 000 рублей показывать. А реально до 40 000 выходило».
На тот момент, когда Иван устроился работать, лозу едва высадили, а объекты только строились. Работники между собой часто говорили, что проектом «занимается Путин», мол, мы строим «путинский винзаводик». Сам же Путин — на тот момент премьер-министр — на памяти Ивана появлялся с инспекцией дважды. Оба раза работников выгоняли с объекта, предоставляя оплачиваемый выходной, а охранников инструктировали быть особенно бдительными.
Другой бывший работник Игорь говорит, что даже внутри на территории винодельни существовали внутренние пункты пропуска. Например, сам он был связан с виноградниками и не имел возможности пройти к строящемуся шато. Игорь, наконец, увидел, как выглядит роскошный комплекс с аквадискотекой только в фильме Навального.
Виноградниками, продолжает Игорь, командовали итальянцы — молодые, приветливые, хорошо говорящие по-русски люди. Они высадили импортную лозу — не характерную для этих мест. Использовалась система капельного орошения, вода подводилась под каждый куст. Но больше всего Ивана впечатлили две вещи. Во-первых, газон, высаженный прямо на крыше винзавода. «Это что ли чтобы с воздуха не видно было?» — недоумевает рабочий. Во-вторых, винзавод и шато соединяли трубы, по которым текло вино. «Взяли три полиэтиленовых трубы, кажется, сотого диаметра, провели с завода прямо в дегустационный дом (расположен рядом с шато). Это получается 0,5 км где-то, хотя и под уклон, — вспоминает наш собеседник. — Сам дегустационный дом я видел только с черновой отделкой, но даже тогда мне показалось, что это такая красота, просто эрмитаж какой-то».
Зарплату на винодельню привозили налом, это делали люди, которых работяги называли «фсошниками». «Крепкие такие ребята, спортивные, в костюмах, при галстуках. Я не могу утверждать, я же у них удостоверения не видел. Но все кругом говорили: смотрика-ка, фсошники приехали, значит, сейчас зарплата будет», — вспоминает Игорь.
Усадьба «Дивноморское» — не единственное владение Тимченко и Колбина рядом с Геленджиком. Их НП «Развитие аграрных инициатив» через фирмы «Аксис Инвестиции» и «Апекс-Юг» с 2019 года также владеет винодельческим подворьем «Старый Прованс» в селе Криницы. Подворье прославилось после расследования Навального — именно для этого комплекса закупались вазы, люстры и туалетный ёршик за 700 евро.
«Старый Прованс», строящийся винзавод в селе Криница — один из самых дальних от аэропорта Геленджика объектов, ехать придётся почти час. Вы направляетесь в сторону Краснодара, не доезжая до села Пшада, сворачиваете к морю. Перед въездом в Криницу поверните направо, на мост через речку Пшада. Сразу после моста упретесь в полукруглую, мощёную плиткой площадь, удивительно контрастирующую с окружающим запустением, разбитой дорогой и вагончиками рабочих. Площадь заканчивается ажурными воротами, за которыми видны аккуратные виноградники и уходящая вдаль живописная дорога. Если продолжите поездку вдоль забора, увидите ряды солнечных панелей в поле. За ними видны почти игрушечные домики, окружённые газонами, пейзаж напоминает о юге Франции или Италии. Впрочем, ВАЗы-«шестёрки» рабочих и бетонные блоки посреди дороги вернут вас в Россию.
Турист, будь осторожен! Когда мы, находясь на дороге, через забор снимали виноградники в Прасковеевке, которыми владеет «Лазурная ягода», почти сразу появился сотрудник ЧОП с овчаркой, потребовал прекратить съёмку и записал номер машины. Буквально через полчаса нас остановили сотрудники ГИБДД. Они взяли документы не только у водителя, но и у всех пассажиров, а потом почти час проверяли их по разным базам. В течение последующих дней такая ситуация повторилась четыре раза: охранники виноградников и виноделен записывали номер машины и вскоре нас останавливали инспекторы ГИБДД. Кроме личных документов сотрудники требовали показать договор с автопрокатом, пытались проверить VIN под капотом и под передним сиденьем, каждый раз всё это занимало около часа. [...]