До выборов в Мосгордуму ещё несколько месяцев, а кандидатские страсти на Московской золотой миле, — в Хамовниках, кипят такие, что, кажется, к избирательным урнам электорат должен броситься уже в ближайшие выходные. «Непримиримые» оппозиционеры Сергей Митрохин с
Дмитрием Гудковым долго делили округ, но, как утверждают источники близкие к политсовету «Яблока», за 15 миллионов рублей заключили «водопойное перемирие». Гудков сменил «кормовую базу» и открыл на отступные офис на Большом Волоколамском проезде (метро «Октябрьское поле»). Не успели мужчины отметить мировую, как на округ №43 в качестве стартовой площадки для взлёта в столичную думу положила глаз юрист Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального — Любовь Соболь. И тут же официально заявила о своих намерениях.
На этом фоне звезда Хамовников — известный активист и градозащитница
Александра Парушина уже многие годы не снижает накала борьбы против любых инициатив столичных властей и местных управляющих компаний. Вот она вместе со своим «рыцарем без страха и упрека», постоянным яблочным кандидатом от Хамовников, — Сергеем Митрохиным самоотверженно ломает забор из профнастила, чтобы проникнуть на стройку и сказать во всеуслышание на камеру... что это стройка элитных таунхаусов и с этим они обязательно разберутся! А вот она без страха бросается под строительную технику и энергично прыгает в канаву, чтобы на глазах у пораженной публики и независимых сми... помешать рабочим укладывать в траншею обычный кабель.
Мало кто в Хамовниках, да и во всей Москве сравнится с Александрой Евгеньевной масштабами протестной деятельности. Эко-активист Парушина против любых реконструкций и строек, под её защитой каждый куст жасмина и поросль одуванчика на районе. Это её принципиальная позиция! Также принципиально Александра Евгеньевна ни разу за свой многолетний протест не обратила ни малейшего внимания на объекты и дома, находившиеся в управлении у технично обанкроченной в 2016 году своими же учредителями компании «БизнесТрейд». Также в упор не видит муниципальный депутат и деятельности её «дочки» (фактические хозяева обеих компаний одни и те же лица) — УК «Жилстандарт», работающей в Хамовниках в данный исторический момент. За год компания, под управлением которой в разное время находилось от 80 до 100 многоквартирных домов, ремонтирует порядка 160 подъездов. Более того, «Жилстандарт» полностью реконструирует кровли и облагораживает дворы домов и в соседних округах. И ни разу на этих многочисленных стройках не выступала в своей фирменной манере Александра Парушина. То есть она выступала, конечно, но роль её была другой.
Открытие каждого ремонта, будь то подъезд или двор, а также его окончание фиксируется актом специальной комиссии, в которую входят и представители Мосжилинспекции, и муниципальный депутат. С инспекцией управляющие компании договариваются по-свойски: «Вы подъезды у нас примите в этом сезоне, а потом поймаете нас на каких-нибудь нарушениях и официально оштрафуете. Ну, там тыщ на 250-300. По внеплановой проверке. Ну, типа, на том и договоримся». Приемка же одного отремонтированного подъезда местным депутатом без претензий к качеству ремонта стоит в среднем от 5-10 тысяч рублей. Недорого. Но есть сложность, — не факт, что весь сезон принимать работы у компании будет один и тот же депутат. Поэтому по обе стороны коммунального фронта в этом случае должны быть «свои» проверенные люди. Представитель коммунальщиков должен ТАК и ТОМУ депутату (либо представителю управы, что дело вкуса) заветный конверт передать, чтобы последний не только взял, но и всем, кому надо, содержимое конверта честь по чести раздал. И это вопрос принципиальный!
Депутат и подполковник
Александра Евгеньевна Парушина по своим депутатским делам посещала и офис «БизнесТрейд» и, в последствие, «Жилстандарта». Визиты эти всегда носили официальный характер, формальный повод у депутата и неравнодушного человека встретиться с представителем управляющей компании обязательно найдётся. Встречалась Парушина, помимо официальной части, в офисах коммунальщиков всегда с одним и тем же человеком —
Виталием Вячеславовичем Ботонькиным (на фото). Он официально никогда не занимал в управляющих компаниях никаких должностей, но все работники и так прекрасно знали, что без его ведома здесь ни один кадровый или финансовый вопрос не решается. Наедине депутат и подполковник ФСБ в отставке старались никогда не оставаться. Конспирация должна быть конспиративной. Александра Евгеньевна заходила в кабинет, где на столе среди других документов уже лежал пресловутый конверт, — Виталий Вячеславович из кабинета выходил. А когда возвращался, то ни Александры Евгеньевны в кабинете, ни конверта на столе уже не было. В каждом конверте в среднем находилось около 300 000 рублей. Это цена депутатского внимания, а точнее, его полного отсутствия к деятельности компаний Ботонькина и его жены, Светланы, в Хамовниках. Хотя на стройплощадках других УК, работающих в этом же районе (того же ГБУ «Жилищник»), Александра Евгеньевна систематически выступает со своими лучшими номерами.
Познакомились депутат и подполковник в 2012 году на Болотной площади во время популярных тогда в Москве протестных митингов. Александра Евгеньевна в то время состояла в партии «Справедливая Россия» и шла на выборы муниципальных депутатов кандидатом от оппозиции по одному из округов района Хамовники. А Виталий Вячеславович, вместе со своей супругой Светланой Семеновной Ботонькиной, в 2012-ом как раз планировали начать свою деятельность в качестве хозяев управляющей компании «БизнесТрейд» всё в тех же Хамовниках. Ботонькиным нужен был на районе «свой» местный депутат, а Парушиной нужно было финансирование её предвыборных кампаний, поэтому договорились быстро. Виталий Вячеславович, как и подобает отставному разведчику — инкогнито, гарантировал финансирование и оперативное прикрытие хозяйственной деятельности команды во всех госструктурах. Светлана Семеновна — опытный юрист в сфере налогов и ЖКХ, в отличие от своего супруга, вплоть до сегодняшнего дня официально занимает в управляющих компаниях Хамовников скромную должность юрисконсульта или начальника юридического отдела. Но её основными задачами всегда было изнутри контролировать действия ключевых сотрудников, которые всегда назначались по личному протекторату четы Ботонькиных, и эффективно выводить из оборота компаний максимум возможных средств. Обналичивали всё подряд. И коммунальные платежи жильцов, и государственные субсидии. Выводили всё по максимуму и за рубеж.
Лиха беда. Начало
Уже в 2014 году сумма выведенных Ботонькиными, посредством своих ставленников на финансовые должности по нехитрым схемам через счета фиктивных фирм подрядчиков и поставщиков денег достигла 86 млн. рублей. В 2015-2016 году со счетов «Бизнес Трейда» было выведено ещё 80 млн. рублей. Несложно подсчитать, что это 100 % субсидийных денег, что перечисляло «Бизнестрейду» государство. Тогда же в управляющей компании стали с постоянными задержками платить зарплату рядовым сотрудникам, практически заморозили все налоговые и пенсионные отчисления и категорически завязали с оплатой арендуемых помещений. Аккумулированные таким образом средства, были инвестированы Ботонькиным через АМАН банк (близкий семье экс-президента Атамбаева) в экономику Кыргызстана. Там Ботонькин приобрел под прямым патронажем экс первой леди Киргизии — Раисы Атамбаевой несколько угольных разрезов, один из которых является вторым по величине в республике. Параллельно отставной полковник начал проектирование и строительство сети отелей на Солнечном берегу Болгарии, где под этот проект им была зарегистрирована компания «Варна капитал». Одновременно свита Ботонькиных и их родня (Федорченко Роман, Пугачева (Косенкина) Ольга) развивают свой ресторанный бизнес, обзаводятся дорогими авто и недвижимостью в Москве и Подмосковье. Ну а самый же любимый проект Виталия Вячеславовича в то время — это его собственная политическая карьера в России. Предвыборные кампании будущего депутата по идее Ботонькиных должно было продолжить финансировать государство (дотациями в сфере ЖКХ) и жители Хамовников (своими коммунальными платежами).
Понятно, что с финансовой дырой в 80 млн компания, чей ежегодный оборот составляет чуть более 150 млн нормально существовать и работать на рынке не может по определению. Да и с увеличивающимися каждый месяц миллионными долгами поставщикам ресурсов надо что-то делать. Поэтому в 2016-ом владельцы решили «Бизнес Трейд» обанкротить. К тому моменту Ботонькины уже стали заранее переводить все активы и подконтрольный жилой фонд будущего банкрота в другую свою компанию — «Жилстандарт», которая на данный момент управляет уже 87 домами в Хамовниках. Но шоу с преднамеренным банкротством «БизнесТрейд» пошло не совсем по сценарию. Помимо закрепленных определениями и Решениями судов, признанных недействительными сделок с фирмами-однодневками, переводов огромных сумм на личные счета, и выплат астрономических зарплат своей «свите», Ботонькиным понадобилась силовая поддержка.
Панкратов. Назад, в 90-ые
Весной 2016-го один из владельцев компании-учредителя «БизнесТрейд» — ООО «Энтек», — Александр Владимирович Скоробогатов, почувствовал запах мошенничества в особо крупном размере и отвечать за чужие долги совершенно не захотел. Чтобы обезопасить себя Александр Владимирович попытался созвать общее собрание учредителей «Энтек» и потребовал провести аудит финансово-хозяйственной деятельности «БизнесТрейд». Ответ последовал незамедлительно. Через пару дней у Скоробогатова на пороге возникла пара крепких парней во главе с «Михал Михалычем», они представились хозяевами «Бизнес Трейда» и попросили прямо на лестничной клетке подписать бумаги о выходе Скоробогатова из состава учредителей «Энтек». В тот раз он успел захлопнуть дверь перед самым носом непрошенных гостей. А вот в следующий раз — не успел. Сразу после визита «хозяев» Скоробогатов узнал, что эти же люди приходят и к другим людям, имеющим отношение к «БизнесТрейду». Михал Михалыч Панкратов или сам является, или своих бойцов посылает с приглашением на встречу. Позже Александр Владимирович узнал, что уже не является ни совладельцем «Энтек», ни, соответственно, учредителем «БизнесТрейд». Подписи под всеми документами стояли Скоробогатова, но он бумаг в глаза не видел и уж совершенно точно не подписывал. Директором же «Энтека», и учредителем по поддельному протоколу общего собрания был назначен Олег Скурлыгин, — офицер ФСБ в отставке, бывший подчиненный Виталия Ботонькина. Тогда Скоробогатов написал заявление в налоговую инспекцию №46 и в УВД по СЗАО. Получил отказ. Обратился в суд. Суд спустя полгода назначил почерковедческую экспертизу. Накануне процедуры, на собственной лестничной площадке Скоробогатов вновь столкнулся с двумя здоровяками в масках, которые без лишних слов начали его жестоко избивать. Последнее, что он услышал, это был голос Панкратова: «Хорош, а то завалите ещё». В итоге инвалидность, потеря работоспособности, развод с женой.
С Михаилом Панкратовым Виталия Ботонькина познакомил его бывший подчиненный — Олег Скурлыгин. У всех троих оказалось много общего: все трое из Ульяновска, все одинаково любят деньги, презирают закон и имеют прямое отношение к структурам госбезопасности. Ботонькин и Скурлыгин «служили и защищали» там же, где Панкратов в начале 90-ых «барыжил и решал» вместе с такими ульяновскими авторитетами, как «Студент», «Кабан» и «Кузя». Прямых доказательств, что Михалыч был информатором ФСБ, конечно, нет. Но чуть позже Панкратов в тесном сотрудничестве с ульяновскими силовыми структурами открыл уже собственный бизнес, куда брал на работу вышедших в отставку силовиков, в числе которых был и старший оперуполномоченный ФСБ РФ по Ульяновской области Олег Скурлыгин. У Панкратова он работал начальником собственной безопасности. И когда его отдел не смог урегулировать конфликтом интересов Панкратова с другим «авторитетным» ульяновским предпринимателем Герасимовым, Скурлыгин посоветовал своему работодателю обратиться к своему же бывшему начальнику — Виталию Вячеславовичу Ботонькину. Подполковник в отставке в тот раз особо Панкратову ничем не помог, но отношения завязались. И когда уже самому Ботонькину понадобилась силовая поддержка в деле о преднамеренном банкротстве «БизнесТрейд», он вызвал Панкратова в Москву. Михалыч вместе со своей бригадой из прошлой жизни все эпизоды отработал качественно, чем заслужил полное доверие Вячеслава Витальевича. Сейчас компания сына Михалыча — Сергея Михайловича Панкратова, — ООО «Юта» является учредителем действующей в Хамовниках новой их Управляющей компании «Жилстандарт». А сам Михалыч в офисе коммунальщиков чувствует себя как настоящий гендиректор. После его коллегиальных со Светланой Семеновной Ботонькиной решений происходят назначения на ключевые должности и принимаются стратегические решения, в том числе и по дальнейшему выводу средств.
Ботонькин и Дума
После банкротства «Бизнес Трейда» в 2016-ом году Вячеслав Ботонькин, параллельно с инвестициями государственных денег за рубеж, начинает вплотную заниматься своей политической карьерой на Родине. Он тесно общается с членами политсовета «Единой России», обсуждает собственные общественные инициативы с будущим Председателем Государственной Думы — Вячеславом Володиным и выполняет некоторые особо деликатные поручения заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктора Звагельского, известного и бессменного руководителя «водочного лобби» в парламенте. Примечательно, что Звагельский в то время являлся председателем Федеральной Комиссии проекта «Народный Контроль» и координатором партийного проекта «Народный Контроль в сфере ЖКХ». А у Виталия Вячеславовича к тому моменту уже был накоплен бесценный опыт предпринимательства и эффективного управления компаниями в коммунальной сфере, которым он был готов делиться на самом высшем уровне. Поэтому логичным выглядит его следующее продвижение. В 2018-ом экс-подполковник Ботонькин становится представителем
Бориса Титова — бизнес-омбудсмена при Президенте РФ.
По иронии судьбы человек, который выкачал за несколько лет более 250 миллионов рублей из жилищно-коммунального хозяйства Хамовников, становится уполномоченным по вопросам нарушения прав предпринимателей в сфере ЖКХ и управления многоквартирными домами. Вступлению Виталия Вячеславовича в должность не помешал ни арбитражный суд по банкротству «Бизнес Трейда», который привлек его супругу, Светлану Семеновну Ботонькину к субсидиарной ответственности по этому делу, ни объявление самого омбудсмена от ЖКХ в федеральный розыск. В марте 2019-го сотрудниками УВД ЦАО, в ходе расследования уголовного дела о мошенничестве с нежилой недвижимостью в Хамовниках по адресу Пречистенский переулок, 12 (где много лет распологался офис «БизнесТрейда») было предъявило обвинение Ботонькину по статье 159 ч 4 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). В ходе расследования выяснилось, что Виталий Вячеславович сумел по поддельным документам дважды перепродать помещение, которым компания много лет пользовалась безвозмездно. Сразу же после этого, бывший подполковник ФСБ срочно отбыл в направлении своих угольных разрезов в Кыргызстане, где сейчас идет настоящая война за контроль над добычей черного золота между криминальными структурами республики. Получается, что на той войне Виталию Вячеславовичу, как настоящему чекисту, сейчас находится безопасней и комфортней, чем в столице. Где заявления, в которых фигурирует фамилия Ботонькиных, уже который год ждут своего рассмотрения в ГУ УБЭП Москвы, в прокуратуре и УВД Хамовников, в УВД по ЦАО и СЗАО. В Хамовниках на хозяйстве после бегства супруга осталась Светлана Семеновна Ботонькина. Она продолжает трудиться начальником юридического отдела управляющей компании «Жилстандарт», которая никак не хочет продаваться. Дело в том, что эта управляющая компания была выставлена на продажу своими неофициальными хозяевами — Ботонькиными ещё в прошлом году. Но чрезмерная домовитость подвела Светлану Семеновну. Цена вопроса, для полуразорившейся конторы, была заявлена настолько высокой, что покупателя на этот сомнительный актив так до сих пор не нашлось. Как и не нашлось до сих пор закона на этот, годами продолжающийся в паре километров от Кремля, коммунальный беспредел.
Банкротят — преднамеренно, воруют — миллиардами
Только за последние несколько месяцев в России прогремело сразу несколько крупных коррупционных скандалов, связанных с владельцами и управляющими коммунальными предприятиями.
В Мурманской области начался суд над бывшим директором ОАО «Колэнергосбыт» и советником губернатора Геннадием Шубиным (он уже ранее был осужден по иному делу), обвиняемому в преднамеренном банкротстве «Водоканала».
В Хабаровской области судят бывшего директора «Водоканала», ущерб по делу — 455 млн рублей, а в Калининграде экс-директор «Водоканала» объявлен в федеральный розыск, сумма причиненного им предприятию ущерба — 81 миллиард.
Уголовное дело по факту хищений в коммунальной энергетике возбудили и в Свердловской области (гарантирующий поставщик, «Роскоммунэнерго», зарегистрированный, однако, в Карачаево-Черкесии в январе был признан банкротом с долгами более 1 млрд рублей).
В конце марта был задержан бывший министр по вопросам «Открытого правительства» бизнесмен Михаил Абызов, которому вменяют вывод активов из энергокомпаний Красноярского края на общую сумму 4 млрд рублей.
Как видно даже из этого краткого списка уголовных дел, ЖКХ — просто золотая жила для всевозможных дельцов. А порою даже не золотая, а прямо-таки алмазная, о чем свидетельствует «газовое» дело Арашуковых, по которому проходит уже 17 обвиняемых и доказанный следствием ущерб превышает 30 млрд рублей.
В этом коммунально-уголовном дайджесте разнятся только суммы и фамилии обвиняемых. Но совершенно одинаковы и коррупционные схемы, и результат противозаконных действий.
Очевидно, что череда скандальных дел в отношении владельцев коммунальных компаний инициирована в Москве. Чтобы показать гражданам: мы, мол, боремся против расхищения активов ЖКХ. Когда же торжество закона свершится на «золотой миле» Виталия Ботонькина, под самыми стенами Кремля, — в Хамовниках, и здесь закончится расхищение государственного бюджета в сфере ЖКХ?
Биографическая справка по В.В. Ботонькину
Родился 27 февраля 1965 года в селе Васильевка Мелекесского района Ульяновской области.
Образование — высшее.
Юрист. Саратовский юридический институт. Судебно-прокурорский факультет, специальность — правоведение. 1989 год.
Кандидат юридических наук. Академия Федеральной службы безопасности. Москва, 2000 г.
Опыт работы
1989-1992 гг. — прокурор Ульяновской области, следователь, старший следователь.
1992-2002 гг. — служба на различных должностях в ФСБ России.
2002 — 2005 гг. — исполнительный директор ООО «регистраторское общество «Статус» (дочерняя компания Сбербанк России).
2005 — 2007 гг.— гендиректор, председатель совета директоров ООО «НПО Промавтоматика».
2007 г — по н/в, гендиректор ООО «Ай.Эм.Джи.Консалтинг».
2016 г — по н/в, президент группы компаний «Амакс».
Общественная деятельность
Руководитель автономной некоммерческой организации «Центр культурных, правовых и социальных программ» (правовая поддержка лиц с ограниченными возможностями, участие в некоммерческих культурных и социальных проектах).
Владеет немецким языком. Увлечения: литература, живопись. Женат. Воспитывает двух дочерей.
Сергей Давыдов