Слева направо: Цуоши Хирашиба, Талия Минуллина и Рустэм Магдеев
На Восточном экономическом форуме подписано соглашение, согласно которому уездный город Васюки превратится в столицу земного шара. Точнее, в Татарстане планируется создать производство японских приборов для быстрой генетической диагностики инфекционных заболеваний. Толкать в будущее отечественную медицину будет герой допингового скандала, бывший глава «РУСАДА» Рамил Хабриев и Рустэм Магдеев — офшорный бизнесмен, которого называют «кошельком» главы республики Рустама Минниханова.
Человек-призрак из Японии
Причём тут Васюки? При том, что за пределами Татарстана о «новой японской технологии», похоже, никто не слышал. Судя по сообщениям СМИ, речь идёт о неких приборах LifeRing, разработанных компанией K.K. Mirai Genomics, у которой, по-видимому, отсутствует даже официальный сайт. Происхождение этой организации — абсолютная загадка. Нам не удалось найти её упоминания нигде, кроме русскоязычных новостей с Восточного экономического форума. Как будто до сего дня творцы уникальной технологии нигде её не представляли, а молча сидели и ждали, когда их позовёт в Татарстан Рустэм Эльбрусович Магдеев.
«Коммерсант» сообщил, что K.K. Mirai Genomics основана в 2007 году и вроде как является дочерней структурой другой японской фирмы K.K. Dnaform. Последняя создана учёными из физико-химического института RIKEN и действительно занимается генетическими исследованиями. Правда, на неё официальном сайте мы не смогли найти ни одного упоминания интересующей нас «дочки». По открытым источникам можно отследить лишь одну связь между этими двумя структурами. Председателем совета директоров K.K. Dnaform является некто Акира Кира, его же назвали председателем совета директоров K.K. Mirai Genomics представители Агентства инвестиционного развития Татарстана.
Правда, в судьбоносный для компании момент господин Кира на публике не появился. Соглашение о создании завода в Татарстане с Рустэмом Магдеевым подписал некто Цуоши Хирашиба. Журналистам его представили, как исполнительного директора K.K. Mirai Genomics. Никаких упоминаний о нём в сети нам также найти не удалось — ни среди участников научных конференций, ни среди пользователей Facebook и Linkedin. Всё, что у нас есть — это фотографии человека, представленного как Цуоши Хирашиба с Восточного экономического форума.
ГербаЛайфРинг
Информации о технологии LifeRing ещё меньше, чем о её разработчиках. Если верить сообщениям СМИ, система состоит из одноразовых диагностических чипов и приборов автоматической пробоподготовки. Врач ватной палочкой берет мазок из носоглотки больного, помещает его в небольшую коробочку (чип) и отправляет всё это в аппарат, через 15-30 минут анализ готов. Воображение рисует красивую картинку: японская машина проводит десятки анализов в день и выявляет редкие формы рака на ранней стадии. Но в реальности речь почему-то идёт о диагностике пневмонии и гриппа. Производство «японского» оборудования планируется запустить в Татарстане к осени 2020 года — как раз к сезону этих заболеваний.
К осени следующего года, по-видимому, должна состояться и сертификация японской технологии в России. Нам не удалось найти ни одного упоминания о том, что биочипы и диагностические станции LifeRing одобрены Минздравом РФ и прошли необходимые испытания. Хотя сертификаты и содержательные комментарии экспертов РАМН — первое, что обычно показывают публике производители любого медицинского оборудования.
В официозных сообщениях с ВЭФ говорится лишь, что это оборудование имеет патенты в США, Евросоюзе и Японии. Правда, номера патентов, которые можно проверить, например, через Ведомство по патентам и товарным знакам США (USPTO), нигде не опубликованы. Само словосочетание LifeRing (спасательный круг), по-видимому, не является зарегистрированным товарным знаком и больше похоже на название очередной биодобавки «от всех болезней».
Журналисты разных изданий опросили десятки экспертов, среди которых, например, директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, Василий Власов, член Экспертного комитета по медицинским исследованиям Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, зав. лабораторией гриппа Федерального научно-исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Елена Бурцева. Ни один из опрошенных экспертов не слышал ни о технологии, ни о японской компании-невидимке «с патентами в США, Евросоюзе и Японии». Более того, большинство экспертов указало на тот факт, что экспресс-тесты на грипп и ОРВИ существуют и уже применяются в российской системе здравоохранения. Есть и отечественные разработки, которые по заявленным характеристикам превосходят мифические японские биочипы, завод по производству которых хотят построить в Казани.
Тем не менее, генеральный директор ООО «ФармМедПолис РТ» (российский партнёр K.K. Mirai Genomics) Альберт Гайфуллин видит в этом проекте большие перспективы. По его словам, в первый год работы объём выпуска составит 1 млн биочипов для диагностики, через 5 лет масштабы производства могут вырасти до 20 млн биочипов. Дальше вроде как предполагается работа на экспорт в Европу и США и окончательная победа над гриппом по всему миру, потенциальная ёмкость рынка — порядка $10 млрд. Впрочем, есть один скользкий момент, связанный с владельцами компании под началом Гайфуллина.
Собеседник.Ру, 12.09.2019, "ОМС подхватит вирус гриппа": Татарстанское ООО «ФармМедПолис РТ» с символическим уставным капиталом в 100 тысяч рублей было создано по поручению президента республики только в прошлом году. 50% компании принадлежит экс-министру здравоохранения РТ Рамилю Хабриеву, который с 2011 по 2015 год возглавлял «РУСАДА» и был напрямую причастен к допинговым скандалам и отстранению наших спортсменов от Олимпиады. Другие 50% «ФармМедПолис РТ» находятся в руках, что еще интереснее, бывшего торговца вино-водочными изделиями Рустэма Магдеева, известного по многочисленным публикациям об уголовном деле вокруг казанского «ОКБ им. Симонова» и по статьям о подозрении бизнесмена в связях с Севастопольской ОПГ. [...]
Впрочем, все участники этой медицинской концессии так или иначе близки к Минниханову, но с Талией может конкурировать, пожалуй, только Рустам Магдеев. В июле этого года Минниханов вручил ему медаль ордена «За заслуги перед Республикой Татарстан» — на сайте республики Магдеев отрекомендован именно как Председатель совета директоров «ФармМедПолис РТ». К моменту получения медали все «заслуги» «ФармМедПолиса» сводились к красивым презентациям и перспективным планам, даже японцы еще не появились на берегах Волги и Казанки. Впрочем, официальный сайт республики не обязан указывать, за какие именно заслуги Рустам Магдеев был награжден — это мог быть и отъем проекта беспилотника у «ОКБ им. Симонова» с арестом главного конструктора Александра Гомзина, и «удачная» инвестиция миллионов евро в бриллианты Graff, и даже надежное управление сетью торговых центров в Татарстане. В любом случае, Магдеев на особом счету у Минниханова, так что в потенциальной прибыльности японского проекта сомневаться не приходится. — Врезка К.ру
Инновации за счёт бюджета
Уставный капитал ООО «ФармМедПолис РТ» в равных долях принадлежит бывшему главе «РУСАДА» Рамилю Хабриеву и бизнесмену Рустэму Магдееву. Первый из них получил известность на Западе после скандала с допингом на Олимпиаде в Сочи. Скандал привёл к отставке Хабриева с поста главы российского антидопингового агентства . Трудно представить, что крупные медицинские учреждения в Европе и США будут покупать чипы для диагностики у человека, которого там считают ответственным за подмену допинговых проб.
Рустэм Магдеев — то ли бывший, то ли действующий советник главы Татарстана — прославился в РФ благодаря событиям вокруг оборонного ОКБ им. Симонова, а в западной прессе — после скандала с закрытием ювелирного бутика Graff Diamonds на Кипре. Господин Магдеев был одним из совладельцев этого предприятия, крах которого породил волну судебных процессов в нескольких юрисдикциях и шутки о возможной связи наследников миллиардера Лоуренса Граффа с «севастопольской» ОПГ. «Наша Версия» подробно рассказывалаа об этой истории в 2018 году, после чего столкнулась с хитрой схемой блокировки Магдеевым «нежелательных» публикаций в СМИ.
Бразильский танцор Рикардо Милос вышел на связь с поклонниками из-за распространившихся сообщений о его смерти. По словам стриптизера, он занят воспитанием сына и путешествиями.
И вот японские генетики из K.K. Mirai Genomics (если они действительно существуют) выбрали в качестве партнёров двоих дельцов из Татарстана. Произошло это вопреки тому, что патенты в США и Евросоюзе (если они действительно есть) открывают учёным доступ к глобальному рынку, а это и Кремниевая долина, и размещение акций на крупнейших мировых биржах. Но вместо этого японцы почему-то передают свою технологию непрозрачному ООО из Татарстана и сами вкладывают в него 2,5 млрд рублей. Чудеса, да и только!
Объяснить это чудо можно предельно простым способом. По словам Альберта Гайфуллина, на первом этапе аппаратами LifeRing будут бесплатно (за счет бюджета) оснащены все поликлиники, больницы, кареты скорой помощи, а также другие учреждения здравоохранения. Для граждан диагностика будет бесплатной — за счет фонда ОМС. В Татарстане или по всей России — Гайфуллин не уточнил. Но очевидно, что вот они, миллиарды! Дальше планируется наладить выпуск таких приборчиков, которыми можно будет пользоваться в быту. Со слов директора «ФармМедПолис РТ», каждый человек сможет диагностировать у себя грипп или пневмонию с высокой точностью.
Выглядит всё это покруче истории с «Арбидолом», эффективность которого тоже вызывала сомнения с самого начала, но который точно также пытались превратить в главное оружие против гриппа бывший министр здравоохранения (ныне вице-премьер) Татьяна Голикова и её муж, бывший министр энергетики Виктор Христенко. С чего бы японцам раскручивать свою конкурентоспособную технологию (если это действительно так) за счёт более чем скромных (в мировых масштабах) средств российского ОМС? Ответ, как нам кажется, один: для стартаперов из RIKEN эти деньги вряд ли представляют интерес, а вот для татарстанских бизнесменов с проблемами за границей — ещё какой!
Возникает следующий вопрос: 2,5 млрд рублей, которые якобы собирается вложить в Татарстан K.K. Mirai Genomics — это точно иностранные инвестиции? Или речь идёт о деньгах, которые ранее были выведены из России по мутным схемам, а теперь используются для того, чтобы присосаться к бюджету ОМС?
"Золотой парашют" Минниханова?
«Собеседник» пишет, что странный японский проект в Татарстане получил одобрение на высшем республиканском уровне. «ФармМедПолис РТ» уже подала заявку в правительство республики, чтобы получить десятки тысяч метров площадей под промышленный медицинский парк, «жемчужиной» которого должно стать именно производство японских биочипов. При этом ООО «ФармМедПолис РТ» претендует ни много, ни мало, а на 64 000 кв. м «Казань Экспо». Вряд ли стоит удивляться этому, учитывая близость Магдеева к Рустаму Минниханову. Но, судя по всему, продвижением Mirai Genomics занимается не только он, но и глава Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина. По слухам, 34-летняя чиновница может иметь близкие отношения с Миннихановым. Стремительно взлетевшая по карьерной лестнице Минуллина — главная его спутница во всех заграничных командировках.
Говорят, что таким образом 62-летний глава Татарстана пытается показать, что он молод не только душой, но и телом, и потому ещё долго способен стоять у руля одного из важнейших российских регионов. Но в реальности Рустам Минниханов наверняка понимает, что совсем скоро его может сменить более энергичный управленец, имеющий вдобавок более доверительные отношения с федеральным центром. Очередные выборы главы Татарстана состоятся осенью 2020 года. Мы вспомнили об этом потому, что участие в проекте K.K. Mirai Genomics Рустэма Магдеева и Талии Минуллиной позволяет предположить, что завод по производству биочипов, встроенный в республиканский бюджет, станет личным пенсионным фондом ушедшего на покой политика. Пусть и без прежней власти, но доступ к денежным потокам из республиканского ОМС у него сохранится.
На ВЭФ-2019 было объявлено, что потенциальная выручка совместного татарско-японского предприятия оценивается в 200 млн долларов (13 млрд рублей). Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Татарстана в 2020 году, согласно прогнозам, составит 57,1 млрд рублей. Может получиться так, что чипы для диагностики гриппа и пневмонии, эффективность которых вызывает сомнения у экспертов, будут съедать каждый четвертый рубль системы ОМС в республике. А если в больницах не будет хватать бесплатных жизненно необходимых лекарств — ничего, пациенты потерпят.
Алексей Привалов