Кто обзавелся "золотыми паспортами" Доминики.
Материал подготовлен в рамках расследования Dominica: Passports of the Caribbean, в котором также участвовали OCCRP, Government Accountability Project, The Guardian, Le Monde, Forbes, The Reporter, Der Standard, Follow The Money, Paper Trail Media, InfoLibre, Context.ro, Daphne Caruna Galiza Foundation, Daraj, Reporter.Lux, Zamaneh Media и Lighthouse Reports.
В то время как простые россияне с трудом могут получить заграничные визы, лояльные Владимиру Путину олигархи, а также аферисты всех мастей давно проложили себе и своим деньгам путь в полторы сотни стран. Они могут без проблем путешествовать и открывать счета почти в любой юрисдикции, вероятно, даже несмотря на санкции — все это стало возможно благодаря «золотым паспортам», которые им продало крохотное государство в Карибском море.
Игра патриота
День Победы — это «самый главный и святой праздник», как его характеризует сам Омар Муртузалиев, история которого описывается ниже, для бизнесмена, «мецената», первого вице-президента Федерации спортивной борьбы России Омара Муртузалиева. Каждый год 9 мая он участвует в акции «Бессмертный полк», утверждает он сам. В этот день Муртузалиев, бывает, надевает красно-белый спортивный костюм с большой надписью Russia, берет два транспаранта с георгиевскими лентами по одному в каждую руку, а третий — с фотографией погибшего на Второй мировой войне родственника — отдает несовершеннолетнему родственнику. С плакатами в руках Муртузалиев и мальчик поднимаются на крышу роскошного дома, в котором они живут рядом с Кремлем, где делают праздничное фото для социальных сетей. [...]
«Меценатом» мы назвали Муртузалиева не случайно — именно так его именуют в сервильной российской прессе. Муртузалиев — основатель дагестанского благотворительного фонда «Чистое сердце», работа которого тоже отмечена памятной медалью от Путина. С 90-х годов Муртузалиев финансирует мероприятия Федерации вольной борьбы России, строит спортивные сооружения, детские дома, школы и даже воздвиг мечеть в своем родном селе.
Одним словом, дагестанский бизнесмен предстает настоящим патриотом России. Трудно представить, что этот заслуженный человек с какой-то целью захочет получить гражданство чужой страны, да еще такой, название которой многие его сограждане вероятно и не знают. Тем не менее уже на протяжении многих лет Муртузалиев и все его дети — граждане Доминики, маленького островного государства в Карибском море.
Проехать эту страну (не путать с Доминиканской Республикой) можно меньше, чем за пару часов, а при желании и быстрее — протяженность острова около 50 км. Население — 72 тысячи человек, по данным ООН, что в 45 раз меньше родного Муртузалиеву Дагестана. Однако еще не менее 30 тысяч человек — это граждане Доминики, не живущие на острове, и они все чрезвычайно богатые люди — судя по данным о поступлении в бюджет пошлин за получение паспорта по натурализации, в 2016-2022 гг гражданство получили более 30 тыс человек. В это число могут входить и получатели гражданства на иных основаниях, однако можно предположить, что покупателей «золотых паспортов» там большинство. Примерно столько человек могли стать гражданами Доминики через процедуру получения так называемых «золотых паспортов» только за последние 7 лет. Личное состояние этих граждан варьирует от сотен тысяч до миллиардов долларов.
«Проект» совместно с Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), Government Accountability Project и журналистами из других стран — в расследовании принимали участие The Guardian, Le Monde, Forbes, The Reporter, Der Standard, Follow The Money, Paper Trail Media, InfoLibre, Context.ro, Daphne Caruna Galiza Foundation, Daraj, Reporter.Lux, Zamaneh Media и Lighthouse Reports — получил данные о примерно 8 тысячах человек, которые купили паспорта Доминики в последние годы, преимущественно с 2007 по 2019 год. Информация о таких людях де-юре является открытой, но де-факто почти недоступна и никем до сегодняшнего дня не была изучена — она публикуется лишь в официальной газете страны Dominica Gazette, бумажные экземпляры которой для этого расследования пришлось искать в библиотеках и частных коллекциях, включая собрание Университета Вест-Индии. Информация о «золотых паспортах» чрезвычайно важна, так как дает представление в том числе о тех людях, которые с их помощью вероятно могут обходить санкции и легализовывать незаконные доходы.
Среди массива имен было и более 400 человек из России, Украины, Беларуси и Казахстана, идентификацией которых занимался «Проект». Сведения о лицах, получивших паспорта Доминики, ограничиваются в основном лишь именем и фамилией, причем некоторые из них содержат явные ошибки транслитерации, но нам удалось точно или с высокой степенью уверенности идентифицировать значительную часть участников этого списка. Как уже понятно, борец и патриот Муртузалиев — один из российских доминикцев.
Остров в океане есть
Россияне составляют лишь малую часть тех людей, которые приобрели гражданство Доминики за инвестиции. Паспорта этого островного государства купили люди с шести континентов, более чем из 50 стран: большинство из Северной Африки, Центральной Азии, Ближнего и Среднего Востока. В список вошли чиновники авторитарных режимов, политики, десятки человек, которые скрывались или до сих пор скрываются от закона за преступления в своих странах.
В частности паспорта Доминики получили:
Одай аль-Курайши (Oday Nadir Abdulkareem al Quraish)
Курировал контракты иракской государственной нефтяной компании South Oil и за взятки передавал эти контракты клиенту монакской компании Unaoil (выяснили Fairfax Media и Huffington Post). В 2017 году Ирак выдал ордер на арест аль-Курайши. До сих пор не пойман. Сам Одай аль-Курайши заявил журналистам проекта «Dominica: Passports of the Caribbean», что подал в отставку и покинул Ирак из соображений безопасности, а также, что не сделал ничего плохого и не знает, почему его имя фигурирует в обвинениях в коррупции, выдвинутых в Ираке.
Асадулла Халид (Asadullah Khalid)
Афганский военный деятель, по данным Human Rights Watch, войска под его командованием ответственны за нарушение прав человека и военные преступления.
Ахмед Нашван (Ahmed Abdullah Saleh Nashwan)
Йеменский участник мошеннической схемы по получению крупных страховых выплат. В рамках этой схемы под видом нападения пиратов был взорван греческий танкер.
Чинг-И Се (Ching-Yi Hseih) и Пай-Хун Ван (Pai-Hung Wang
Создатели крупной финансовой пирамиды. Разыскиваются властями Тайваня.
Мустафа Галеб Мухиф (Mustafa Ghalib Mukheef Alktab)
Управляющий Центральным банком Ирака (2020-2023 гг). Финансовый регулятор этой страны имеет сомнительную репутацию, в том числе из-за обвинений в отмывании денег.
Джафар Дия Джафар (Jafar Dhia Jafar)
«Отец» ядерной программы Ирака. При Саддаме Хусейне предпринимал первые попытки создания ядерного оружия.
В случае Муртузалиева доказать его связь с карибским островом было сравнительно легко. В России имя Омар Муртузалиев носят около 30 человек, следует из многочисленных утечек государственных баз данных. Но у дагестанского борца есть родня с практически неповторимыми именами. Одновременно с ним паспорта Доминики получили Умукурсум Абдусаламовна Муртузалиева, Кристина, Ахмед и Тимур Муртузалиевы — ровно так зовут детей и предположительно жену авторитетного дагестанского борца — у Муртузалиева есть дочь Кристина и сын Тимур. В одной квартире с ними прописаны также Ахмед и Умукурсум. Возраст и отчество Ахмеда позволяют сделать вывод, что он еще один ребенок Омара, а Умукурсум, судя по возрасту, может быть его женой. Забавно, но паспорт Муртузалиева, выданный ему в Москве, имеет номер 4508888888 — «блатной» номер основного гражданского документа говорит о том, что его обладатель располагает большими деньгами и влиянием. Откуда взялись эти деньги и влияние?
Юридический офшор
Несмотря на экзотичность паспорта Доминики, это очень выгодное вложение денег для богатых людей из стран с сомнительной репутацией. Этот паспорт позволяет посещать примерно 140 стран без виз или по процедуре упрощенного въезда — в том числе государства-члены ЕС, Китай, Сингапур и до недавнего времени Великобританию — этим летом Великобритания отменила безвизовый въезд для обладателей гражданства Доминики по соображениям безопасности из-за программы «золотых паспортов». Получить доминикский паспорт с 1993 года можно за инвестиции: для этого нужно пожертвовать $100 тыс в государственный фонд, либо купить одобренную властями недвижимость на сумму от $200 тыс. Стать гражданином Доминики можно даже ни разу не посетив этот остров — специализированные фирмы могут просто выслать покупателю паспорт по почте после заполнения всех документов и внесения денег. «Золотые паспорта… предназначены для криминалитета, чтобы постелить им красную дорожку в ЕС», — считает член Европарламента Софи ин’т Велд. И ее мнение близко к правде.
В хвалебных заметках о Муртузалиеве почти не найти информации о том, каким именно бизнесом он занимается. Известно, что в 1993 году он перебрался в Москву и организовал фирму «Илиев», которая спустя почти 30 лет, в конце 2022 года, впервые сменила название на ООО «ЖК Сиреневый». Муртузалиев действительно был гендиректором этой компании до мая 2023 года. Впрочем, эта компания всегда ассоциировалась совсем с другими людьми — азербайджанско-российскими миллиардерами горско-еврейского происхождения Зарахом Илиевым и Годом Нисановым, которые в последние 20 лет стали известны как предприниматели, контролирующие крупнейшие рынки Москвы. В их числе — Черкизовский рынок, крупнейшая барахолка Москвы начала нулевых, известная в народе как «Черкизон». Именно эта барахолка и свела дагестанского борца с выходцами из Азербайджана.
Дело в том, что Муртузалиев в 90-х работал тренером в Институте физкультуры, на территории которого был построен «Черкизон». Его взяли в дело в качестве ответственного за обеспечение «силовой крыши», утверждает собеседник «Проекта», и подтверждает второй, — у Муртузалиева были связи с дагестанскими спортсменами и криминалом, он хорошо ладил с прежним основным владельцем «Черкизона» Тельманом Исмаиловым. Но когда Исмаилова в России обвинили в заказных убийствах и он покинул страну, Муртузалиев продолжил работать с Нисановым и Илиевым.
Илиев — один из богатейших людей России, владеющий девелоперской группой «Киевская площадь» вместе с другим олигархом Годом Нисановым и однокурсником Владимира Путина Ильгамом Рагимовым. Эта группа занимается реконструкцией спорткомплекса «Олимпийский», строительством транспортно-пересадочного узла «Нагатинская», застройкой территории рынка «Эмерал» в Восточном Бирюлеве и многими другими крупными девелоперскими проектами. Нисанов и Илиев с состоянием 2,9 млрд долларов у каждого возглавляют рейтинг «Короли российской недвижимости», ежегодно составляемый журналом Forbes. Если прочесть комплиментарные публикации о них, выяснится, что Нисанов и Илиев тоже занимаются благотворительностью — поддерживают еврейские организации, финансируют реставрацию картин классиков соцреализма — от Кукрыниксов до Александра Дейнеки.
Нисанов и Илиев — через Рагимова и напрямую — имеют тесные связи как с азербайджанскими, так и с российскими властями. Оба, вероятно, зарабатывают на уходе из России западных компаний на фоне российско-украинской войны и санкций. Компания «Фудмолл», зарегистрированная на территории московского оптового рынка «Фуд сити», открытого около десяти лет назад Илиевым и Нисановым, получила от властей разрешение на поставку в Россию продукции Coca-Cola, ушедшей из страны после 24 февраля 2022 года. Формальный владелец «Фудмолла» — 25-летний односельчанин Илиева и Нисанова — теперь продает россиянам газировку, произведенную в Азербайджане, выяснило ранее издание The Bell.
Илиев, разумеется, тоже стал гражданином Доминики. Он купил паспорта для себя и двух своих сыновей Бен-Циона и Вадима Илиевых, а также еще трем родственникам Илиевой Хагило Артуровне, которая предположительно приходится ему снохой; Илиеву Эдвину Вадимовичу — внуку; а также Эместу Илиеву, идентифицировать которого мы не смогли. Про Илиева известно также, что он может владеть «золотым паспортом» Кипра. Он находится под санкциями Украины и Великобритании.
Еще забавнее ситуация с бизнес-партнером Илиева и Муртузалиева — Годом Нисановым. Еще в 2014 году [...] он получил от Путина орден Дружбы. В 2015 году он также получил памятную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» за участие в патриотическом воспитании граждан. Но и этот патриот тут же — в 2017 году — стал гражданином Доминики.
О семье Нисанова, кроме старшего сына Саула, прежде практически ничего не было известно. Как выяснил «Проект», Нисанов приобрел паспорта не только Саулу, но и среднему сыну Маиру и, предположительно, младшему Александру, а также дочери Маргарите. Карибский паспорт получили брат Года Нисанова Ильягу со своими сыновьями Эрвином и Леоном, а также еще несколько родственников олигарха.
Нисанов находится под санкциями США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Японии и Украины. «Проект» ранее уже делал подробное расследование о том, как Нисанов строит бизнес. Мы среди прочего выяснили, что бизнесмен поддерживает тесные и нередко коррупционные отношения с главой Службы внешней разведки России Сергеем Нарышкиным. В частности, Нисанов предоставляет Нарышкину и его семье свой бизнес-джет и даже личный бассейн и баню, расположенные в торговом центре «Европейский» в Москве.
Может ли наличие паспорта Доминики помочь людям вроде Нисанова каким-то образом обходить международные санкции? В рамках проекта Passports of the Caribbean мы выявили как минимум один случай использования паспортов Доминики для обхода санкций. Речь идет о предполагаемом отмывании денег через Ла Лигу — профессиональный футбольный чемпионат Испании. Ла Лига в 2017 году заключила контракт с телекоммуникационной компаний MTN Irancell, которая связана с иранскими государственными организациями, включая Корпус стражей исламской революции. Ла Лига в рамках этого контракта получала фиксированную сумму и 10% прибыли от иранских подписчиков, смотрящих испанский футбол. Проблема заключалась в том, что организации, контролирующие Irancell, к моменту заключения договора давно находились под американскими санкциями, а стало быть вести с ними дела легально было нельзя. Поэтому часть платежей Ла Лига получила от подставной компании, которую гражданин Ирана зарегистрировал не на свой основной паспорт, а на документ, полученный на Доминике. В итоге у европейских банков не возникло претензий к этим платежам.
Кроме того, любой покупатель паспорта Доминики может сменить имя на другое, но с прошлого года для смены имени владельцам «золотых паспортов» нужно подтвердить, что они живут на территории Доминики, а с момента получения паспорта прошло 5 лет, что дополнительно затрудняет идентификацию и проведение процедур комплаенса государствами и банками, соблюдающими санкционный режим.
Орден доминикцев
Паспорта Доминики из россиян также получили люди, имевшие те или иные проблемы с законом, а также некоторые топ-менеджеры государственных компаний, в частности, островитянами стали теперь уже бывшие руководители двух госструктур — экс-глава «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов (покинул должность в 2020 году, уже будучи доминикцем) и экс-гендиректор одной из дочек РЖД Игорь Асатуров.
Среди любопытных «доминикцев» есть Роман Василенко, обманувший на миллиарды рублей тысячи россиян с помощью финансовых пирамид BestWay, Life is Good и Hermes. Из-за этого он находится в розыске в России. Кроме того, в США консультанта Республиканской партии Джесси Бентона приговорили к 18 месяцам тюрьмы за получение денег от Василенко. В 2016 году россиянин заплатил Бентону $100 тыс, из которых $25 тыс пошли на тайную покупку для Василенко билета на партийное мероприятие, где тот смог сфотографироваться с Дональдом Трампом. В итоге Бентона признали виновным в незаконном направлении пожертвований иностранного гражданина на президентскую кампанию Трампа.
Гражданство Доминики купил и бывший глава Анталбанка Михаил Янчук, в отношении которого в России возбуждено уголовное дело по факту хищения средств вкладчиков банка на миллиарды рублей. В 2017 году его объявили в международный розыск по линии Интерпола. Вместе с ним гражданство приобрела его жена Татьяна Янчук, владевшая долей в разорившемся и тоже проблемном «Межрегионбанке».
Еще один интересный гражданин Доминики — Антон Мурашов, владевший компанией Yishidun International Trading. Он занимался разработкой программного обеспечения для высокочастотного трейдинга. По версии китайских властей, принадлежавшая ему компания в 2015 году совершила манипуляции на Китайской фьючерсной бирже, которые принесли Мурашову и его партнерам около $50 млн незаконной прибыли, а сами манипуляции этой и других компаний спровоцировали кризис и панику, приведшую к приостановке торгов, следует из материалов СМИ, освещавших судебное разбирательство.
Суд в Шанхае вынес приговор в отношении партнеров Мурашова, назначив им наказания в виде условных сроков. Где находится сам Мурашов, разыскивают ли его правоохранительные органы, достоверно не известно. В ответ на запрос журналистов проекта «Dominica: Passports of the Caribbean» Мурашов заверил, что получил доминикское гражданство после аннексии Крыма, чтобы иметь возможность отказаться от российского, а паспорт этой страны был дешевым и удобным для бизнес-поездок, в том числе в Китай. По его словам, обвал китайского рынка никак не связан с его деятельностью, а обвинения против него и его компании в Китае он называет «ложными». При этом подчеркивает, что власти Доминики не могли знать о проблемах его бизнеса в Китае, потому что те случились уже после получения карибского паспорта — паспорт был получен в том же 2015 году, но решение суда было вынесено в 2017 году.
Из публичных персон паспорт Доминики получил и бывший владелец деловой газеты «Ведомости» Демьян Кудрявцев. У Кудрявцева сложные отношения с паспортами: хоть он и родился в СССР, но в 1990-м он покинул страну — при выезде у него забрали советский паспорт — и приехал в Израиль, где получил новое гражданство. Российское гражданство он получил в 2009 году. Через 5 лет был принят закон, запрещающий иностранцам и лицам с двойным гражданством владеть более чем 20% в российских СМИ. Поэтому Кудрявцев в 2015 году купил «Ведомости», оформив собственность на жену. Вскоре Кудрявцевым заинтересовалась Федеральная миграционная служба, у которой возникли претензии к сведениям, предоставленным им для получения гражданства. Сам бизнесмен назвал действия властей «преследованием», которое совпало по времени с приобретением газеты. В итоге в 2017 году российские власти отобрали у Кудрявцева российское гражданство, а в 2018 году он купил паспорт Доминики. В 2020 году Кудрявцев продал «Ведомости» связанному с властями бизнесмену Ивану Еремину. К моменту продажи стало известно, что еще при Кудрявцеве «Ведомости» имели существенный долг по кредиту от структур «Роснефти», в результате чего нефтяная компания с какого-то момента могла косвенно оказывать влияние на газету, следует из расследования «Медузы», Forbes, The Bell и «Ведомостей». Кудрявцев не ответил на запрос «Проекта».
***
Для обеления имиджа «золотых паспортов» Доминика в марте 2022 года перестала принимать заявки от россиян и белорусов.