Стали известны новые подробности о хищениях в структурах «Роскосмоса», о которых вчера упоминал генеральный прокурор в письме, поступившем в Совет Федерации. Юрий Чайка оценивает размер хищений в ведомстве Дмитрия Рогозина и в «Ростехе» Сергея Чемезова в 1,6 млрд рублей.
По данным “Ъ”, при реконструкции стендов Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности (НИЦ РКП) могло быть похищено около 1 млрд рублей. К такому выводу пришла Генпрокуратура, проверившая исполнение контракта между НИЦ РКП и подрядчиком, которым выступало ООО «Москапстрой». Надзорное ведомство предложило возбудить ряд уголовных дел, связанных не только с мошенничеством в особо крупном размере в отношении глав этих организаций, но и с превышением должностных полномочий чиновников строительного блока «Роскосмоса», поспособствовавших хищению средств.
Как установили проверяющие, исполнительный директор «Роскосмоса» по строительству Алексей Бородин и директор департамента по организации строительства госкорпорации Владимир Мешков, назначенные на должности в 2017 году, вошли в предварительный сговор, целью которого стало обеспечение победы «Москапстроя» в закрытом конкурсе на проведение реконструкции и технического перевооружения стендовой базы НИЦ РКП – головного центра «Роскосмоса» по огневым испытаниям жидкостных ракетных двигателей. Для этого, в марте 2017 года, Алексей Бородин подписал с гендиректором НИЦ РКП Олегом Галайдой соглашение, которым полномочия на заключение и исполнение контрактов от имени госкорпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в этот объект были переданы НИЦ РКП. Спустя несколько месяцев Алексей Бородин и Олег Галайда подписали еще одно соглашение: по его условиям, полномочия на проведение конкурса по выбору исполнителя этих работ брал на себя «Роскосмос». Затем Олег Галайда издал приказ №469 о составе конкурсной комиссии, председателем которой он в нарушение своей компетенции, как сочли проверяющие, назначил Владимира Мешкова. Последний, говорится в материалах проверки, с превышением должностных полномочий и в нарушение закона «О контрактной системе…», а также «руководствуясь заведомо незаконным приказом №469», допустил к участию в конкурсе «Москапстрой». Эта организация не только не обладала строительными мощностями для выполнения оборонного заказа, но и, как выяснилось в ходе проверки, приложила к конкурсной заявке «с целью обоснования финансовых и строительных мощностей» банковскую гарантию, оказавшуюся подложной. По версии прокуроров, Владимир Мешков и Алексей Бородин приняли меры, чтобы эта компания осталась единственным участником закрытого конкурса, обеспечив ее победу и последующее заключение контракта с НИЦ РКП. Он оценивался примерно в 3,2 млрд рублей, из которых около 1,5 млрд рублей НИЦ РКП перечислил «Москапстрою» в виде аванса.
Затем гендиректор «Москапстроя» Максим Щербаков заключил 20 договоров на сумму более 1 млрд рублей с рядом компаний, созданных, по данным Росфинмониторинга, незадолго до получения денег и имеющих в штате от одного до трех человек.
Позже эти средства были переведены иным контрагентам для обналичивания. Выездная проверка департамента экономической безопасности «Роскосмоса» выводы прокуроров подтвердила: «Москапстрой» выполнил лишь 3% работ, а денег на его расчетных счетах не оказалось.
По некоторым данным, в ноябре 2018 года глава госкорпорации Дмитрий Рогозин докладывал об этой ситуации президенту Владимиру Путину, назвав подобные действия «предательством строительного блока "Роскосмоса"». К этому моменту Генпрокуратура направила материалы проверки в Следственный комитет России (СКР) для решения вопроса об уголовном преследовании Алексея Бородина и Владимира Мешкова по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Максима Щербакова и Олега Галайду, в свою очередь, надзор заподозрил в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Впрочем, до этого так и не дошло: главное управление по расследованию особо важных дел СКР, рассмотрев постановление Генпрокуратуры, возбудило только одно уголовное дело о мошенничестве, в котором пока фигурируют «неустановленные лица, действующие от имени ООО "Москапстрой"» и субподрядной компании ООО «Скайнет-групп», подделавшие банковскую гарантию.
Сумма ущерба госкорпорации СКР предварительно оценил в 308 млн рублей, но по делу еще должны провести финансово-экономическую экспертизу. В «Роскосмосе» эту информацию комментировать отказались, отметив, что Алексей Бородин, Максим Щербаков и Олег Галайда «в госкорпорации или ее структурах больше не работают».
ООО «Москапстрой» — компания малоизвестная. О ней редко пишут в СМИ, а если и пишут, то в негативном ключе, замечает Daily Storm. Учрежденная еще в 2006 году, фирма сменила несколько владельцев. Сейчас 50% предприятия принадлежит бизнесмену Максиму Щербакову, а вторая его половина — самому ООО «Москапстрой».
За последние пять лет компания заключила только «открытых» контрактов практически на полмиллиарда рублей. В основном это были заказы от Минпромторга. Самым удачным для «Москапстроя» оказался 2016 год. Тогда фирма выиграла тендеров на сумму более 170 миллионов рублей. Компания вела работы на территории ФКП «Научно-исследовательский институт «Геодезия» (находится в подчинении министерства), расположенного в подмосковном Красноармейске. В 2015-м «Москапстрой» получил от Минпромторга заказы на 95 миллионов рублей, а в 2014-м общая сумма контрактов превысила 110 миллионов.
Однако, судя по арбитражным делам, размещенным в базе данных «СПАРК-Интерфакс», результаты работ не устроили заказчика. НИИ «Геодезия» выступал истцом более 10 раз на судах против ООО «Москапстрой». По большей части иски касались неисполнения или ненадлежащего выполнения обязательств по договорам подряда. Чаще всего суд вставал на сторону «Геодезии».
Одними лишь судами дело не ограничилось. В СМИ пишут, что в сентябре 2017 года сотрудники СКР при поддержке ФСБ провели обыски в НИИ «Геодезия», а также в квартирах представителей руководства предприятия. По словам журналистов, силовики наведались из-за уголовного дела о мошенничестве, которое связано с контрактами, заключенными «дочкой» Минпромторга и ООО «Москапстрой». По данным следствия, деньги на работы выделили, а фактического исполнения контракта не состоялось.
Кстати, «Москапстрой» фигурирует и в другом уголовном деле, связанном с «Техномашем» (дочернее предприятие «Роскосмоса»). Там речь идет о предполагаемом хищении около 410 млн рублей, выделенных на реконструкцию производства Пермского порохового завода. По версии следствия, подрядчик получил аванс в размере 440,4 млн рублей, однако работы на конец 2017 года были выполнены примерно на 32 млн рублей. При этом следствие считает, что некоторые неустановленные лица из руководства «Техномаша» не стали принимать никаких мер, несмотря на то что знали о фиктивности гарантий подрядчика. Поддельная гарантия была выписана от имени Генбанка, контролируемого Евгением Двоскиным.