"Наказание [Кремля] и компенсация неполученного дохода". "Вдова Александра Литвиненко подала иск против России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), требуя 3,5 млн евро в качестве компенсации за его убийство, совершенное с помощью радиационного отравления в Лондоне", — передает The Guardian. — Марина Литвиненко требует выплаты убытков, накладываемых на ответчика в качестве наказания, и компенсации за неполученный доход. Публичное расследование показало, что убийство ее мужа в 2006 году, вероятно, было заказано Владимиром Путиным".
"В представлении также содержится просьба к страсбургским судьям вынести решение о значимости паттерна целенаправленных убийств и покушений, предположительно совершенных российскими государственными агентами в Европе и на Ближнем Востоке. Среди перечисленных атак — отравление Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Солсбери в 2018 году и последовавшая за этим смерть Дон Стерджесс после того, как она держала в руках выброшенный контейнер, наполненный нервно-паралитическим веществом "Новичок", — пишет газета.
"Россия, как и Великобритания, является членом Совета Европы, который курирует ЕСПЧ. На сегодняшний день суд еще ни разу не присуждал убытков в виде наказания или в показательном порядке (...)", — отмечается в публикации.
(...) "Правительство Великобритании сотрудничает со Страсбургским судом в сборе доказательств для оценки этого дела. Однако оно отказалось напрямую вмешиваться в поддержку иска вдовы, частично на том основании, что это может повлиять на то, как суд будет рассматривать будущие британские дела", — констатирует газета.
"Александр Литвиненко был бывшим офицером КГБ, который открыто говорил о коррупции в России перед тем, как бежать со своей семьей в Великобританию. Его отравили радиоактивным изотопом полоний-210. Расследование показало, что отравление было совершено двумя российскими агентами, Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном, с которыми Литвиненко встретился в Лондоне. Они неоднократно отрицали свою причастность", — напоминает газета. (...)
"(...) Сейчас мы говорим не только об отравлении моего мужа, но и об отравлении Сергея и Юлии Скрипалей и лидера российской оппозиции Алексея Навального. Это было химическое оружие, запрещенное средство поражения", — заявила Марина Литвиненко The Guardian. "Если мы не можем доставить в Лондон людей, совершивших это преступление..., то кто-то все равно должен понести ответственность. Российское правительство при Путине никогда не извиняется. Для меня, как для [вдовы] по первому делу [отравления], очень важно довести дело до Страсбурга и отстоять свои права".
"По ее словам, Дэвид Милибэнд, будучи министром иностранных дел, "обратил внимание на то, что случилось с моей семьей" и встретился с ней. Она также встречалась с Терезой Мэй, когда та была министром внутренних дел. После того она так и не смогла встретиться с Борисом Джонсоном или другими министрами, чтобы обсудить ее дело", — говорится в публикации.
В своем иске Литвиненко требует около 2 млн евро в связи с потерей заработка, который ее муж и она получили бы благодаря своей работе. Есть также дополнительные пункты, связанные с психологической помощью, консультированием по преодолению травмы потери, сообщается в статье.
"Она требует еще 1,5 млн евро, чтобы отразить серьезность нарушения ее прав, а также убытки, присуждаемые ответчику в показательном порядке или в виде наказания, чтобы удержать Россию от дальнейших тайных убийств", — пишет газета, указывая также, что "это дело поднимает сложные правовые вопросы о том, как ЕСПЧ применяет принцип экстратерриториальной юрисдикции, когда одно государство осуществляет покушения на территории другого".
"В письме Пола Маккелла, директора по правовым вопросам Министерства иностранных дел, адвокатам Литвиненко, с которым ознакомилась The Guardian, объясняется, что правительство Великобритании не может согласиться на ее просьбу о формальном вмешательстве в дело. Правительство уже участвует в разбирательстве, говорится в письме, "в том объеме, что оно готовит ответ на запрос [ЕСПЧ] о предоставлении комментариев". Однако далее в нем говорится: "В заявлении поднимаются вопросы, в том числе вопросы, касающиеся юрисдикции, которые являются деликатными и могут в некоторой степени повлиять на британские дела в будущем".
(...) "Министерство иностранных дел Великобритании заявило: "Убийство Александра Литвиненко явилось вопиющим и неприемлемым нарушением международного права. Мы привержены обеспечению правосудия в связи с гибелью Литвиненко, что было продемонстрировано обширным полицейским расследованием Великобритании и расследование его смерти".
"Кремль неоднократно отрицал свою ответственность за атаки. К посольству России обратились с просьбой предоставить комментарий", — заключает издание.
Daily Storm, 16.11.2020, "Копит на свадьбу с немцем": экс-начальник Литвиненко высмеял иск его вдовы к России": Экс-начальник Литвиненко в ФСБ Александр Гусак в беседе с Daily Storm заявил, что ему неприятно слышать о подобном поведении Марины Литвиненко, и предположил, что она таким образом пытается найти деньги на будущую свадьбу. […]
«Ей на третий брак не хватает, очевидно. Она замуж выходит, как я слышал, за немца. У нее квартира есть, дача есть. Но она даже на похороны к родителям не приезжала. Лучше бы их навестила, когда они умирали и нуждались в помощи. Марина не изволила даже приехать», — заявил Гусак.
«Неприятно это даже слушать. Она надоела этому мерзавцу [Литвиненко] кости перемывать. Тошно. Он гадости какие-то нес про свою страну, а теперь эта подвязалась танцовщица на шесте», — продолжил подполковник в отставке.
Офицер ФСБ также удивился тому, что Марина Литвиненко попросила ЕСПЧ признать связь между смертью Литвиненко, отравлением Сергея и Юлии Скрипаль в британском Солсбери в 2018 году и отравлением основателя ФБК Алексея Навального в 2020 году.
«Здесь нужны конкретные факты, доказательства серьезные, которые будут признаны судом. Ничего такого [у Марины Литвиненко] точно нет. Может, она для своего фонда [справедливости имени Александра Литвиненко] хочет заработать. Сейчас мода такая пошла: выползать в свет и зарабатывать таким способом. Но это ее дело. Думаю, это все беспочвенно, и ее из любого суда проводят или даже не примут», — добавил он.
Ветеран ФСБ признался, откуда знает подробности личной жизни Марины Литвиненко. «У нас рядом были дачи. Не скажу, что мы были друзьями, он все же был подчиненным. Но меня возмутило, что мать у нее [Марины Литвиненко], соседка тетя Зина, тяжело болела. Ей помогали родственники, конечно, но она [вдова Литвиненко] не приезжала. Ее отец, дядя Толя, тоже умер, а дочери по фигу. Ей давайте Скрипаля, а не мама и папа. Вот что ей нужно», — сказал подполковник. — Врезка К.ру