Как стало известно “Ъ”, из смоленской колонии условно-досрочно освободился бизнесмен Вадим Рыбальченко, который являлся одним из основных фигурантов громкого уголовного дела об организации преступного сообщества (ОПС), незаконно обналичившего более 120 млрд руб. Он и лидер ОПС Сергей Магин получили по 8,5 года общего режима, а десять их сообщников даже избежали отправки в зону. Выйти на свободу Магину, известному как Сережа Два Процента, помешали взыскания.
По данным источников “Ъ”, Вадим Рыбальченко отбывал назначенное ему по приговору Пресненского суда Москвы наказание в одной из колоний Сафоновского района Смоленской области, куда направляются лица, впервые попавшие за решетку. Впрочем, пробыл здесь господин Рыбальченко недолго. В саму колонию общего режима он попал в начале 2018 года, после того как апелляционная инстанция Мосгорсуда оставила в силе назначенный ему срок в 8,5 года. Надо отметить, что к этому времени Вадим Рыбальченко успел провести в СИЗО с момента ареста летом 2013 года более четырех с половиной лет. Между тем в июле этого года Госдума приняла поправки к УПК, по которым каждый день, проведенный в СИЗО, приравнивается к полутора дням наказания в колонии общего режима.
Согласно данным Сафоновского райсуда, уже 8 августа осужденный Рыбальченко и его адвокаты обратились с ходатайством «о снижении срока наказания в связи с принятием нового закона» (ст. 397 п. 13 УПК РФ). Судья Майя Тарасова 10 сентября его удовлетворила. В результате до отбытия полного срока бизнесмену осталось менее двух лет, что дало ему возможность подать ходатайство уже об условно-досрочном освобождении (УДО), поскольку за особо тяжкое преступление необходимо отсидеть не менее 3/4 наказания.
По словам источника “Ъ”, при рассмотрении таких обращений в суде особое внимание обращается на характеристики и отзывы из администрации колонии.
Зачастую споры в суде о том, встал ли заключенный на «путь исправления», являются формальностью, а от наличия или отсутствия у заключенного взысканий, напротив, зависит многое. У господина Рыбальченко таковых не нашлось, или же они были обжалованы и отменены судами по жалобам его адвокатов. В результате судья Максим Асеев посчитал возможным освободить одного из бывших главных обнальщиков России.
При этом организатор «обнального» ОПС Сергей Магин, получивший такой же срок, как и Вадим Рыбальченко, пока остается в колонии. По некоторым данным, он отбывает наказание в Рязанской области. Однако за ним якобы числится несколько взысканий за нарушение режима, а потому до их погашения или обжалования в суде сама подача прошения об УДО является бессмысленной. Впрочем, после пересчета срока наказания Сергею Магину и так осталось провести за решеткой немногим более года.
Напомним, что Сергей Магин и Вадим Рыбальченко были признаны судом виновными в организации ОПС (ст. 210 УК РФ), а также незаконной банковской деятельности (ст. 172 УК РФ). Они и еще десять их предполагаемых подельников были задержаны в ходе масштабной операции ГУЭБиПК МВД еще в начале июля 2013 года. Как рассказывал “Ъ”, ею руководил молодой и перспективный генерал Денис Сугробов, действовавший по поручению межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям во главе с тогдашним помощником президента РФ Евгением Школовым.
Тогда было объявлено об обнаружении крупнейшей «обнальной площадки», которую курировал бизнесмен Сергей Магин, официально занимавший скромную должность председателя столичного ТСЖ «Панорама». При этом в финансовых кругах он был известен как теневой хозяин ряда коммерческих банков по прозвищу Сережа Два Процента за самые незначительные ставки по обналичке, которые он с лихвой возмещал огромными масштабами перекачанных средств. Часть из обвиняемых во главе с предполагаемыми лидерами ОПС Магиным и Рыбальченко, не признававшие вины, были помещены в СИЗО, другие, давшие признательные показания, остались на свободе. Как во время следствия, так и на судебном процессе активные участники ОПС настаивали, что следователи МВД ошибочно называли незаконным «обналичиванием» и «незаконной банковской деятельностью» обычные взаиморасчеты между компаниями.
Отметим, что сначала МВД заявляло, что через структуры господина Магина прошло не менее 200–300 млрд руб. В суде обвинение остановилось на цифре в 122 млрд. В ходе прений обвинение требовало для Сергея Магина и Вадима Рыбальченко по 15 лет строгого режима, а для их подельников — от 6 лет до 14,5 года. Однако судья сняла с подсудимых часть преступных эпизодов, а по другим посчитала возможным назначить наказание ниже низшего предела. В колонию должны были отправиться только пять фигурантов, а остальных освободили либо по амнистии, либо ограничившись сроками наказания, уже отбытыми в СИЗО или под домашним арестом. С приговором не согласилась как прокуратура, так и защита двух основных фигурантов. Однако по решению апелляционной инстанции Мосгорсуда приговор оставили в силе. Более того, двоим ранее осужденным сократили наказание, а у еще одного истек срок. В результате в колонию этапировали только господ Магина и Рыбальченко.
Интересно, что скандальное дело Сергея Магина рассматривалось в суде почти одновременно с «делом ГУЭБиПК» — тех руководителей и оперативников МВД, которые разрабатывали «обнальщиков», а затем сами оказались на скамье подсудимых по обвинению в том же создании ОПС. В итоге поймавший «обнальщика номер один» экс-начальник ГУЭБиПК Денис Сугробов получил 22 года заключения, а его бывшие сотрудники — от 17 до 20 лет. И хотя Верховный суд затем сократил сроки почти вдвое, осужденные оперативники не имеют права на пересчет отсиженного в СИЗО, поскольку их приговорили к строгому режиму.
Сергей Сергеев