Интервью Оливеру Стоуну — до $15 млн. Игорь Лопатенок, продвигавший пророссийские взгляды на Украину и снявший интервью Оливера Стоуна с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, готовил еще ряд проектов.
[...] За плечами американского документалиста несколько масштабных проектов. Вместе с известным голливудским режиссером Оливером Стоуном он выпустил две документальные картины про Украину, которые многие назвали прокремлевской пропагандой, и восьмисерийный фильм про казахстанского лидера Нурсултана Назарбаева.
Как оказалось, на этом Лопатенок останавливаться не собирался. OCCRP и «Власть» получили многочисленные документы, раскрывающие, что он планировал снять ряд документальных картин, обеляющих автократов во главе Беларуси, Азербайджана и еще нескольких стран. Режиссер обещал, что как минимум в двух фильмах интервьюером выступит Оливер Стоун.
Из файлов — электронных писем, сценариев и презентаций — неясно, насколько глубоко Стоун был погружен в далекоидущие планы Лопатенка и знал ли вообще о большинстве из них. Ни один из проектов так и не реализовали. Стоун и его менеджер не ответили на запросы о комментарии.
Как сообщил OCCRP на прошлой неделе сам Лопатенок, Стоун знал о подготовке сценариев для диктаторов (их режиссер назвал своими «героями»).
«В этом нет ничего сенсационного, — ответил Лопатенок на вопрос об осведомленности Стоуна о фильмах. — Вы же это понимаете?»
Лопатенок отказался отвечать на вопросы касательно финансирования предыдущих фильмов или сорвавшихся картин с участием Стоуна. Наш редактор закончил разговор, когда разнервничавшийся Лопатенок начал выкрикивать угрозы вроде «мы с вами лично разберемся» и «мы вас уничтожим».
Режиссер проигнорировал письмо с предложением ответить на вопросы по электронной форме. Вместо этого он стал соавтором статьи на портале Intelligencer.today, в которой его называют «жертвой» «провокационных информационных операций» OCCRP.
Утечка раскрыла, чем Лопатенок надеялся завлечь автократов: обещаниями повысить их репутацию на мировой арене.
В одной из презентаций (у нее два названия: «Документальный фильм Оливера Стоуна» и «Про Ильхама Алиева и Азербайджан») говорится, что Стоун «встретится лицом к лицу» с лидером страны и обсудит не только его «путь к президентству, но также яркую и увлекательную историю Азербайджана».
В другой презентации предлагается «показать широкой аудитории драматичную историю современной Беларуси и ее лидера» в момент, когда «внимание всего мира было сосредоточено» на стране.
«Мы, создатели фильма, верим в мудрость и последовательность действий Александра Григорьевича Лукашенко», — гласит документ, на обложке которого черно-белое изображение — совмещенные портреты Лукашенко и Стоуна.
В документе не указана дата, и неясно, о каких «действиях» идет речь – вероятно, о массовых антиправительственных протестах 2020 года, которые жестоко подавил режим Лукашенко. Неизвестно, знал ли Стоун о проекте.
Судя по переписке команды Лопатенка, Стоун согласился поучаствовать как минимум в одном проекте — в фильме про Лукашенко. По-видимому, его планы изменились после начала полномасштабного российского вторжения в Украину в феврале 2022 года. (в марте 2022 года Стоун публично осудил войну и сказал, что Россия совершила «ошибку», отметив при этом, что США «спровоцировали» Путина).
«К сожалению, [беларусский] проект на паузе из-за отказа Оливера, — написал продюсер Игорь Кобзев члену команды в июне того года. — Все попытки найти нового интервьюера провалились из-за войны в Украине (никто не соглашается). Я в очень трудном положении». Кобзев не ответил на запрос о комментарии.
До этого момента казалось, что Лопатенок нашел собственную формулу успеха. Он собрал небольшую команду сценаристов и продюсеров, которые штамповали для диктаторов презентации с заманчивым предложением — получить экранное время с всемирно известным режиссером.
Член его команды рассказал журналистам на условиях анонимности о «монетизации» процесса. По сути, Лопатенок предлагал влиятельным лицам то, перед чем они не могут устоять: легитимность на международной арене.
«У него была продаваемая звезда — Стоун. Вот и все, — сказал он. — Люди всегда ведутся на яркие безделушки, только в этом случае в роли безделушки был Оливер Стоун. Он достигал желаемого эффекта: “О, интервью с Оливером Стоуном! Меня по всему миру будут показывать!”»
Однако мнение о том, что Стоун — билет ко всемирной славе, уже давно не актуально. Некогда любимец критиков, залог кассового успеха и обладатель «Оскара» не так давно был назван в журнале Variety создателем «сомнительных картин».
В 2000–2010-е годы он снял серию документальных фильмов, которые послужили Фиделю Кастро и Уго Чавесу платформой для продвижения леворадикальных политических программ. В 2017 году он выпустил четырехсерийное «Интервью с Путиным». (Газета The New York Times назвала интервью «подобострастным», «нелепым» и «чересчур великодушным» по отношению к российскому президенту, который получил шанс предстать перед американской аудиторией в образе «жесткого, но справедливого лидера, ставшего жертвой клеветы со стороны лицемерного Запада». «Он видит в г-не Стоуне журналиста, соратника или дурака?» — обратился к читателям обозреватель газеты). [...]
В презентации для Алиева — «Документальный фильм Оливера Стоуна» — Лопатенок подчеркивает, что картина «окажет уникальный положительный эффект на публичный образ президента и Азербайджана».
Неизвестно, презентовали ли проект Алиеву, однако эксперт по Евразии говорит, что автократ действительно пытается создать впечатление, будто его режим оказывает модернизирующее влияние в регионе.
«Я считаю, что такой фильм отвечает потенциальным векторам деятельности по “отмыванию” имиджа — через культуру, спорт (из масштабного), международные события, конференции», — говорит Александр Кули, профессор политологии в нью-йоркском Барнард-колледже и эксперт по евразийским транснациональным сетям.
По его словам, лидеры стран на постсоветском пространстве зачастую «стремятся предстать в образе модернизаторов». «У таких правителей всегда имеются лоббисты… однако отмывание репутации придает больший вес и убедительность их заявлениям о намерениях модернизации».
Кейси Мишель, глава отдела по борьбе с клептократией в Фонде прав человека, говорит, что зачастую от голливудской славы авторитарных лидеров страдают граждане их стран. Фонд уже давно призывает голливудских звезд не работать с авторитарными режимами.
«Не представляю, как грустно жителям таких стран, как, например, Казахстан… видеть, как какой-то американский режиссер дает диктатору во главе их страны новый канал распространения пропаганды, — говорит Мишель. — Эти люди знают, сколь ужасны на самом деле эти режимы — а тут появляется какой-то американец и транслирует на весь мир интервью с диктатором, даже не пытаясь ему перечить».
Лопатенок — сейчас режиссеру 56 лет — родился в украинском Днепре, что примерно в 500 километрах к юго-востоку от Киева. Окончив в университете физико-технический факультет, он перепробовал множество разных профессий, пока наконец не нашел нишу в украинской киноиндустрии и не начал раскрашивать старые советские фильмы.
В 2008 году он эмигрировал в США, а через год открыл скромную по голливудским меркам фирму Grading Dimension Pictures Inc. У нее всего 31 подписчик в Facebook — на ломаном английском на странице указано, что «киностудия специализируется на создании фильмов — от пред- до постпродакшена». [...]
Иск и банкротство
Большинство информации о Лопатенке получено из документов Гражданского суда округа Лос-Анджелес. В конце 2011 года сооснователь студии кинорежиссер Александр Шапиро подал против Лопатенка гражданский иск, утверждая, что он присвоил более миллиона долларов корпоративных средств.
Шапиро обвинил делового партнера в том, что тот переводил со счета и карт компании средства на личные счета (собственные и жены), оплачивал частную школу сына и покупки в ювелирных салонах и магазинах одежды. Он предоставил подтверждение того, что Лопатенок оставил более 3000 долларов в ювелирном бутике DeBeers на Родео-драйв и почти 1200 долларов в магазине Giorgio Armani.
Судя по судебным документам, сначала Лопатенок владел 60-процентной долей компании, а Шапиро — 40-процентной, а в 2011 году они стали равноправными партнерами. Официально Шапиро числился гендиректором фирмы, а Лопатенок — финансовым директором.
Дело урегулировали в ноябре 2022 года, однако в судебных документах не указано, на каких условиях. Джей Дж. Плоткин, адвокат Шапиро в этом разбирательстве, отказался обсуждать с журналистами подробности соглашения. По имеющимся данным, Шапиро не причастен к последним проектам Лопатенка.
В 2018 году Лопатенок дважды заявлял о банкротстве, чтобы не лишиться дома стоимостью 2,75 миллиона долларов в Малибу. Он заявил под присягой, что «получил финансирование», чтобы погасить залог за дом и расплатиться с кредиторами.
Неизвестно, когда Лопатенок познакомился со Стоуном, однако в 2010-х годах они выпустили два совместных фильма про родную страну Лопатенка: «Украина в огне» в 2016 году и «В борьбе за Украину» в 2019-м. В документальных картинах с прокремлевской точки зрения обозревалась революция 2014 года, известная как Евромайдан, в результате которой в Украине свергли лояльного к России президента Виктора Януковича.
«Мое отношение к Майдану было сразу же негативное», — рассказал Лопатенок в 2016 году «Комсомольской правде», отметив, что переворот, по его мнению, «поддерживали иностранные спецслужбы».
Совместные проекты Стоуна и Лопатенка проигнорировали большинство международных медиа, но восхваляли российские СМИ: газета «Известия» написала, что фильм «потряс Европу, разоблачив киевскую элиту».
На премьере фильма «В борьбе за Украину» на кинофестивале в сицилийской Таормине на красной дорожке к Лопатенку и Стоуну присоединился украинский политик и бизнесмен Виктор Медведчук, давний соратник Владимира Путина и заметный персонаж картины.
В американском издании The Daily Beast предположили, что фильм может быть «пиар-инструментом» Медведчука, который пытался расширить политическое влияние в Украине (полномасштабная война поставила крест на его политической карьере в стране: Медведчука обвинили в предательстве и передали России в рамках обмена заключенными).
Попавшие к «Власти» документы раскрывают, что фильм как минимум частично профинансировал Медведчук.
«В Таормине… я перекинулся парой слов с [супругой Медведчука] Оксаной Медведчук, а позже с Гораном, — написал сценарист из команды Лопатенка тогдашней жене режиссера. — Естественно, они сказали, что все хорошо, они полностью покрывают бюджет».
Она ответила, что Горан отправил «часть гонорара Оливера и оплатил съемки в Монако», а позже добавила, что «больше он ничего не получил». Журналисты не смогли установить фамилию Горана или выявить его роль в проекте.
Медведчук и его супруга проигнорировали просьбы о комментариях, а Лопатенок не ответил на вопросы о финансировании фильма «В борьбе за Украину».
Когда у него спросили, почему он сфокусировался на автократах, Лопатенок сказал, что просто снимал фильмы о своих героях.
«Я восхищаюсь тем, как они руководят народами, — пояснил он. — Потрясающе, что в Минске чистые улицы и нет бездомных… как в Лос-Анджелесе».
В конце 2019 года Стоун и Лопатенок начали работать над картиной «Qazaq. История Золотого человека», посвященной Назарбаеву. В 2022 году OCCRP и «Власть» выяснили, что подконтрольный Назарбаеву благотворительный фонд заплатил им за фильм как минимум пять миллионов долларов.
Восьмисерийный фильм, восхваляющий достижения Назарбаева, показали по казахстанскому национальному телевидению в декабре 2021 года. Месяц спустя, устав от почти тридцати лет правления Назарбаева, тысячи граждан Казахстана вышли на улицы страны с протестами, скандируя: «Старик, уходи!»
Насколько нам известно, картину в Казахстане больше в эфир не ставили.
Тем не менее этот проект, вероятно, научил Лопатенка работать с диктаторами: они или их приближенные платят, а он снимает высококачественные восхваляющие их фильмы — для продвижения картин привлекают знаменитого интервьюера.
Попавшие к журналистам документы раскрывают, что его команда подготовила сценарии как минимум для шести авторитарных режимов, пообещав по меньшей мере двум, что Стоун возьмет у их лидеров интервью и поможет им рассказать «настоящую историю».
Среди вопросов, которые предлагали обсудить со Стоуном президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, — «успех» страны под «династическим управлением» Алиевых и конфликт с «Арменией, которая теряет стабильность и балансирует на грани бездны».
Сценарий к фильму не оставляет вопросов относительно потенциального тона повествования: Алиева называют «истинным преемником» отца — предыдущего президента, который вырастил «мудрого лидера».
«Действительно ли модель управления, которую избрали власти Азербайджана, столь плоха? — прописано в документе. — Можете ли вы назвать текущую систему правления “культом личности”? Или народ попросту уважает своего лидера, который вывел страну из бедности и превратил в процветающее развивающееся государство?»
Согласно утечке, бюджет картины Лопатенок оценил в 15 миллионов долларов — это в три раза больше, чем, по имеющимся данным, стоил фильм про Назарбаева.
Сценарий подготовили также для президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана — ему предложили прорекламировать деятельность по защите интересов страны.
«Эрдоган — гражданин Турции, зачем ему думать об интересах других стран? В чем заключаются его интересы? Может ли он воссоздать Великий шелковый путь? Есть ли у него планы по экспансии? Чего хочет добиться Эрдоган? Он ответит на эти вопросы сам. Без постороннего вмешательства. Зачем гадать на кофейной гуще — даже если это волшебный турецкий кофе, рецепт которого знают только в Стамбуле».
Точно неизвестно, до какой стадии дошли эти проекты, однако в 2021 году на показе фильма Qazaq в Баку, столице Азербайджана, режиссер выразил надежду на создание нового фильма.
«У этой страны очень богатая и красочная культура, — сказал он. — Бывая тут в 2012–2013 годах, я научился отличать карабахские ковры от всех остальных по орнаменту. Я сниму хороший фильм про Азербайджан».
В 2018 году Ибрагим Калын, тогда представитель президента Турции, подтвердил, что им презентовали проект фильма про Эрдогана примерно в то время, когда Стоун был в стране. «Мы изучаем, оцениваем, — поделился он. — Я знаю про фильм о Путине, который он снял».
Картина Лопатенка про Беларусь была на стадии предпродакшена, когда началась полномасштабная война в Украине. Судя по попавшим к журналистам документам, уже были запланированы съемки в Беларуси: команда должна была посетить ряд локаций, в том числе дом, где вырос Лукашенко, и молочный завод. На каждом объекте с президентом обсудили бы ряд вопросов.
О чем хотел бы говорить:
детство, работа председателем в колхозе, мама, отец, свадьба — жена, дети.
Путь в депутаты — зачем?
Президентская предвыборная кампания, покушение.
События 2020 года:
независимая Беларусь, как герой ее видит сейчас и в будущем ?
События 2020 года?
Выборы — кто реально победил?
Почему люди очередями стояли через весь Минск, отдавая голоса за Тихановскую?
Самый амбициозный проект Лопатенка — «Война» — вероятно, планировали презентовать Кремлю. Режиссер предлагал рассказать о российском героизме на Восточном фронте во Вторую мировую войну — эту тему обожает Путин. В презентации говорится, что рассказчиком выступит голливудский актер Хью Грант, а спродюсирует картину создатель киноэпопеи «Властелин колец» Питер Джексон.
Грант не ответил на запрос о комментарии. Джексон передал через агента, что никогда не слышал о проекте, а его имя использовали без разрешения.
«Меня не устраивает, что мое имя и репутацию крадут таким образом, этим займется мой адвокат», — сказал он.
Судя по презентации, целью фильма заключалась в передаче «правды» о роли России в войне мировому зрителю, избегая при этом появления каких-либо официальных связей с страной.
В документе сказано, что Россию обвиняли в разжигании войны — вероятно, речь идет об исторических спорах касательно довоенного договора о дружбе между Советским Союзом и нацистской Германией.
«Любой ответ с российской стороны заранее воспринимается как пропаганда, — гласит текст. — А значит, нет смысла его воспринимать».
Следовательно, мы должны противопоставить иной продукт, который:
формально не будет никак связан с Россией;
будет иметь принципиально новые и привлекательные, перспективные формы подачи материала (рассчитываем на интерес как минимум в ближайшем десятилетии);
не будет явно содержать элементов прямого спора или опровержений;
будет воздействовать как на уровне фактов, так и на эмоциональном уровне.
Несмотря на наличие других громких имен, в презентациях Лопатенок делает упор именно на партнерство со Стоуном, которого называет «Маэстро». В проекте «Война» Стоун значился сценаристом, продюсером и рассказчиком.
«Фильмы Оливера имеют магическую особенность: со временем они становятся только лучше, как вино, — написал в 2022 году Лопатенок в Instagram. — Я горжусь тем, что наши с Маэстро совместные фильмы тоже не уступают по качеству».
Над текстом также работали Кевин Холл, Келли Блосс, Дэн Мика и Джулия Уоллес.