"Святейший может давать указания чиновникам, как и сам император". Икона «Троица», авторство которой приписывают Андрею Рублеву, получила 61 «существенное изменение» в результате отправки на богослужение в Троице-Сергиеву Лавру в Сергиевом Посаде в июле. Об этом написала в своем телеграм-канале искусствовед Ксения Коробейникова со ссылкой на оказавшийся в ее распоряжении протокол заседания расширенного реставрационного совета Третьяковской галереи.
Из-за того, что в храме не было необходимых климатических условий, икона испытала «резкий перепад температурно-влажностного режима». Это, в частности, привело к «многочисленным шелушениям красочного слоя».
Комиссия пришла к выводу, что последствия перевозки «серьезны и могут угрожать существованию древнего и хрупкого памятника».
В ближайшее время «Троица» выставляться в экспозиции Третьяковской галереи не будет. Ее поместят в депозитарий, «пока ее состояние не стабилизируется».
Оригинал этого материала
© Meduza, 22.07.2022, "Святейший может давать указания чиновникам, как и сам император", Фото: via Meduza
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
"Троицу" Андрея Рублева увезли из Третьяковки, чтобы патриарх Кирилл смог провести богослужение. Теперь икона проведет полгода у реставраторов
Ксения Коробейникова
Приписываемая Андрею Рублеву икона «Троица» всего второй раз за более чем 100 лет покинула стены Третьяковской галереи. 16 июля икону вывезли из музея для богослужения в честь 600-летия обретения мощей Сергия Радонежского в Троице-Сергиеву лавру. Это произошло по инициативе патриарха Кирилла: праздничную службу он провел рядом с 700-летним памятником культуры. О том, зачем это было нужно РПЦ и чиновникам и почему музейщики не смогли их остановить, «Медуза» попросила рассказать искусствоведа и автора телеграм-канала «ку-ку» о культурных инсайдах Ксению Коробейникову.
Кто и зачем написал "Троицу"
Авторство иконы и точная дата ее создания неизвестны. Некоторые историки искусства приписывают работу Андрею Рублеву, другие с ними не согласны, поэтому в ряде исторических материалов и искусствоведческих статей авторство Рублева указано под знаком вопроса. В каталоге к выставке «Андрей Рублев. Подвиг иконописания», проведенной в Третьяковской галерее в 2010–2011 годах, указываются предполагаемые датировки создания иконы — 1408–1412 годы или около 1425 года.
Впервые изображение Троицы связывается с именем Андрея Рублева в постановлении Стоглавого собора в 1551 году. Но какое именно изображение тогда имелось в виду, неизвестно до сих пор. Дошедшее до наших дней изображение Троицы считается вершиной древнерусского искусства, а сам памятник — одним из самых знаменитых в русском искусстве и самых существенных для русской духовной культуры.
Иконописцу удалось создать универсальный образ, соединив ветхозаветную и новозаветную истории. Сюжетом иконы стала 18-я глава Книги Бытия про «Гостеприимство Авраама». До XIV века иконография Троицы основывалась именно на этой истории, но на изображение обязательно помещали фигуры Авраама и его жены Сарры и детали — деревья, животных и другие. Автор иконы первым убрал из сюжета все повествовательные детали и самих героев — Авраама и Сарру. Остались только три ангела, подобные друг другу — и в этом подобии показывающие тайну так называемого Божественного триединства.
О том, что икона создавалась для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, говорится в «Сказании о святых иконописцах», рукописи с житиями святых иконописцев, составленной в конце XVII — начале XVIII века. В документе указано, что «Троица» написана по заказу игумена монастыря Никона «в память и похвалу преподобному Сергию», который «созерцал Святую Троицу в течение духовной жизни». При этом исследователи до сих пор не нашли прямых доказательств того, что икона предназначалась именно для Троицкого собора.
Первоначально она была предметом культа — и на ее художественные достоинства внимания никто не обращал. Будучи храмовой иконой, «Троица» подвергалась внешним воздействиям: влажность, тепло огня и копоть свечей оставляли на ней следы. Чтобы уменьшить их воздействие, икону покрыли ризой, но это не уберегло ее от порчи.
В 1904 году коллекционер и член Императорской археологической комиссии Илья Остроухов обнаружил «Троицу», требовавшую серьезного реставраторского вмешательства. Расчисткой иконы по инициативе Остроухова сначала занималась целая бригада специалистов под руководством известного иконописца Василия Гурьянова, а после национализации церковного имущества, в 1918 году, ее передали в Центральные реставрационные мастерские Игорю Грабарю, который их тогда возглавлял. Икона была в таком запущенном состоянии, что реставрация закончилась только к 1926 году, а в 1929-м «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи. Тогда икона обрела статус уникального памятника искусства, и именно в музейных условиях ей была обеспечена сохранность.
Давняя борьба
Разговоры о выдаче иконы в лавру сначала на праздник Троицы, который наложился в этом году на День России 12 июня, а потом и на День обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, велись как минимум год, с осени 2021-го, говорит источник «Медузы» в Московской патриархии. По его словам, до 24 февраля возможная передача обсуждалась кулуарно, но потом ситуация, по-видимому, изменилась. Впрочем, у попытки забрать из Третьяковки икону была предыстория.
В 2008 году РПЦ уже пыталась добиться разрешения «отпустить» икону на богослужение в честь празднования Троицы, проходившее в месте прежней «прописки» иконы — Троице-Сергиевой лавре. Об этом через тогдашнего министра культуры Александра Авдеева просил патриарх Алексий II. Чиновник спустил дело на тот момент директору Третьяковки Валентину Родионову, но тому при помощи ведущих музейщиков и экспертов удалось отстоять «Троицу».
До последнего времени между церковью и музеем был компромисс: на праздник Троицы сотрудники галереи обычно переносили икону по подземному проходу в домовую церковь Святителя Николая в Толмачах, которая находится при Третьяковке. Климатические условия при таком переносе были идентичны тем, что поддерживаются в музейных залах. Затем в течение трех дней верующие могли поклониться иконе, которая все это время находилась под присмотром хранителей и реставраторов.
После 24 февраля Третьяковская галерея, судя по всему, пошла на уступки Минкульту: 19 апреля она «по техническим причинам» закрыла выставку современного искусства «Смена декораций» художника Гриши Брускина, которая была посвящена исследованию государственных идеологий и должна была проработать до июля. В апреле же в галерее не открылась выставка «Выход в красную дверь» об отечественном искусстве 1960–2000 годов. Ее символом должно было стать произведение Михаила Рогинского — буквально красная дверь, которая считается одной из метафор подпольной жизни в советском искусстве. Позже выставка открылась под другим названием и без части экспонатов, что галерея никак не комментировала.
Но перед праздником Троицы, в начале июня, галерея все-таки отказалась выдать РПЦ икону, сначала сославшись на отсутствие бюджета, а потом — на мнение реставраторов и хранителей. Они заключили, что хрупкая и подвижная система грунта и красочного слоя иконы не допускает перемещения «Троицы», возможны вспучивания, отслоения, осыпания и прочие деформации. По мнению специалистов, сохранить икону можно, только соблюдая температурно-влажностный режим и прочие меры предосторожности.
На состояние иконы музейщики обращали внимание государства еще в 2009 году, когда писали открытое письмо Дмитрию Медведеву, бывшему тогда президентом. Поводом к нему тоже послужила просьба Московской патриархии о передаче иконы «на три-четыре дня» для богослужений на праздник Троицы в Троице-Сергиеву лавру. «Медуза» приводит отрывок из этого письма:
«„Троица“ сейчас находится в том состоянии сохранности, которое не предполагает никакого ее практического „использования“, и никакие достижения реставрационной науки не смогут это состояние радикальным образом изменить. Речь может идти только о предупреждении дальнейших разрушений — при условии неукоснительного соблюдения существующего режима хранения. Любое его нарушение может привести к разрушению иконы. Поэтому мы просим прислушаться к мнению специалистов и не допустить, чтобы „Троица“ покинула — даже на небольшое время — галерею, где имеются все возможности для ее сохранения и где она остается доступной для верующих и для всех людей, независимо от их вероисповедания».
Собеседник в Московской патриархии рассказал «Медузе», что, когда в выдаче иконы было отказано по материальным причинам (невозможность оплатить капсулу, витрину и прочее), РПЦ этот вопрос решила: помогла неназванная госкорпорация. После второго отказа патриарху, по словам источника «Медузы» в аппарате президента, пришлось звонить главе администрации президента Антону Вайно и просить разобраться в ситуации.
«Святейший теперь может давать указания чиновникам, как и сам император (имеется в виду Владимир Путин, — прим. „Медузы“), — сказал „Медузе“ собеседник в патриархии. — В обмен на поддержку „спецоперации“ восстанавливается византийский статус лояльного патриарха. В Ватикане службы проходят и с Микеланджело, и с Рафаэлем. А наш ревнует к блеску Рима. Святейший не удержался и публично объявил о своей роли в истории».
Хрупкий памятник
Специалистов, по словам хранителей и реставраторов, с которыми поговорила «Медуза», смущало не только состояние «Троицы», но и то, что «саркофаг» — так называют ящик для перевозки иконы — не прошел сертификацию. А значит, неизвестно, соответствовал ли он требованиям музейщиков. То же самое касалось киота, в котором икону экспонировали в лавре.
Но руководство галереи в конце концов согласовало временный перенос иконы. После этого некоторые реставраторы и хранители даже готовы были уволиться (об этом «Медузе» рассказали трое музейщиков), но только после того, как выполнят свой долг: обеспечат безопасность иконы, сопроводят ее в лавру и обратно в галерею и изучат по возвращении.
Из галереи в лавру икона приехала «забинтованной»: на места соединения досок нанесли профилактические заклейки для защиты левкаса и красочного слоя и, по словам реставраторов, для «минимизации рисков утрат». Сделать это, как сказали сотрудники галереи, с которыми поговорила «Медуза», было решено на последнем расширенном реставрационном совете, который проходил 15 июля.
Из Троицкого собора, где «Троица» провела полтора дня, икона вернулась в Третьяковку. При предварительном осмотре видимых ухудшений на ней обнаружено не было, но она все равно уйдет на полугодовое наблюдение. После этого, если икона останется в удовлетворительном состоянии, ее вернут в экспозицию галереи. Посетители Третьяковки смогут снова увидеть икону не раньше следующего года.
В распоряжении «Медузы» оказался внутренний документ Третьяковской галереи — докладная записка на имя исполняющего обязанности директора музея Рината Шигапова, составленная членами расширенного реставрационного совета 15 июля. Из этого документа следует, что перевозка «Троицы» прошла с критическими нарушениями. Икону транспортировали и устанавливали не в специальных климатических капсулах, а в обычных витринах. Перед отправкой иконы сотрудники галереи из-за нехватки времени сами снабжали эти витрины необходимым оборудованием и датчиками.
Компания, перевозившая икону, якобы не дала возможности сотрудникам галереи финально осмотреть витрину, в которой икона должна была выставляться в лавре. На расширенном совете в Третьяковке музейщики узнали от представителей компании-курьера, что витрина в лавре не обеспечит нужный температурно-влажностный режим, сообщил «Медузе» источник в галерее. Влажность и температура в самом соборе тоже не соответствовали нормам, заявили сотрудники галереи Шигапову в докладной записке.
Кроме того, крепления стекол в соборной витрине были слабыми, сама она не была устойчива и открывать ее с находящейся внутри иконой было небезопасно: при монтаже «Троицу» могли задеть и повредить. По словам источника «Медузы» в галерее, на момент транспортировки иконы 16 июля ситуация с оборудованием для транспортировки никак не изменилась.
«В этом году по моему ходатайству перед властями наш праздник украшен пребыванием в этом святом храме чудотворного образа Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, — сказал патриарх в проповеди. — Это великая святыня земли нашей, она нас соединяет со временем преподобного Сергия, с тем самым временем, когда наша Русь, находившаяся в опасности от врагов внешних и внутренних, сосредотачивалась для того, чтобы стать в будущем великой державой. И мы знаем, что так и произошло».
В ответ на вопрос, почему патриарх выбрал именно «Троицу», приписываемую Рублеву, а не Владимирскую икону Божией Матери, считающуюся чудотворной, собеседник «Медузы» в патриархии сослался на важность для РПЦ вопросов пиара и идеологии.
Какие еще иконы покидали музеи
Другим иконам, которые РПЦ желала получить, повезло меньше. Например, в 1992 году Боголюбскую икону Божией Матери передали из Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Княгинин монастырь во Владимире. Несмотря на специальную капсулу, в которой она находилась, через 17 лет икона оказалась на столе реставраторов того же Владимиро-Суздальского музея, практически полностью утратив красочный слой. Уже почти 15 лет Боголюбская икона Божией Матери находится там, публике она больше недоступна.
Другой подобный случай произошел в 2009 году. Бизнесмен и автогонщик Сергей Шмаков сумел заполучить из Русского музея икону Богоматери Торопецкой XIV века для храма в коттеджном поселке «Княжье озеро» на Новой Риге, построенного его компанией. Музей лишился одного из своих самых ценных древнерусских экспонатов, а его посетители — важнейшего памятника эпохи.
При этом в распоряжении РПЦ и лавры имеются списки (списком называется воспроизведение иконы, но не доскональное. Доскональное воспроизведение — копия, — прим. «Медузы») разных икон, в том числе «Троицы». Один из них создан в 1600 году по заказу царя Бориса Годунова. Вторая копия была написана в 1926–1928 годах художниками-реставраторами Павлом Барановым и Григорием Чириковым для знаменитой международной реставрационной выставки икон 1929–1933 годов. По православным канонам, освященные копии или списки равноценны иконам древнего письма.
Почему патриарху нужен был именно оригинал, объясняет собеседник из патриархии:
Святейший рассчитывал на присутствие первого лица на знаменательной службе. Поскольку месяц назад пришел однозначный отказ, была найдена равноценная замена музейного достоинства. Так что иконы могут быть не только животворящими, но и политговорящими.
Неочевидные последствия
По закону ни одно ведомство в России не имеет права спускать в музеи приказы о выдаче предметов. «Троица» не исключение. Но именно этой правовой возможностью Третьяковская галерея пренебрегла: она собрала предписанный Минкультом пакет документов и направила его в ведомство, где чиновники должны были в срок до 60 дней вынести решение. Оно было положительным.
«Икону „Троица“ кисти Андрея Рублева впервые после Октябрьской революции привезли в Троице-Сергиеву лавру, — написала в своем телеграм-канале 18 июля министр культуры Ольга Любимова. — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Троицкий собор, где совершил славление (превознесение, — прим. „Медузы“) и поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского, а также чудотворной иконе „Троица“ („Троица“ не считается чудотворной иконой, — прим. „Медузы“). Для подготовки к транспортировке и экспонированию Минкультуры РФ была создана специальная комиссия, главной задачей которой стало обеспечение сохранности великой святыни. Икона была перевезена в специально изготовленной климатической витрине. После завершения церковных торжеств она будет возвращена в Третьяковскую галерею».
Министр не уточнила, что в подведомственном Минкульту Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева есть список «Троицы», который уже путешествовал в 2018 году до Музеев Ватикана на выставку «Русский путь. От Дионисия до Малевича».
Директор галереи Зельфира Трегулова во время передачи иконы в Троицкий собор находилась в отпуске, рассказали «Медузе» собеседники в галерее, — так же как когда Третьяковка закрывала выставки в апреле. Вопросы, касавшиеся иконы, де-юре решал заместитель Трегуловой по строительству Ринат Шигапов, ставший временно исполняющим обязанности.
17 июля пресс-служба галереи сообщила, что «прошение руководства РПЦ предоставить икону для богослужений в лавре, приуроченных к 600-летию обретения мощей святого Сергия Радонежского», было удовлетворено, транспортировка «Троицы» прошла «с соблюдением всех необходимых предосторожностей», а в Свято-Троицкой Сергиевой лавре икона была помещена «в специально созданную для этих целей капсулу, которая поддерживает привычный для нее климат». 19 июля музей отчитался о возвращении иконы:
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева вернулась в галерею в привычные и необходимые для нее условия хранения. Сейчас ее изучают реставраторы, видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено. После детального и всестороннего обследования иконы будет принято решение о сроках возвращения «Троицы» на привычное место в экспозиции.
После прецедента с «Троицей» 20 июля председатель думского комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов предложил парламентариям подумать о механизме передачи церквям икон, находящихся в собственности государства. «Важно понимать, что иконы — это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения», — подчеркнул Гаврилов.
«В 1904 году лавра сама отдала музейщикам икону, чтобы спасти ее, — рассказал „Медузе“ один из директоров федерального музея, где среди прочего хранятся и иконы. — Почему священники начала ХХ века понимали эту необходимость, а начала XXI — нет? Мы что, варвары, а за окном — Средневековье?! Может быть, дело в гордыне, в которую все мы впали? Это уникальная иконография, уникальный памятник. Как можно было рисковать его сохранностью — ума не приложу. Я бы отказался и подал в отставку. Теперь неизвестно, как поведет себя церковь после этого: она же ненасытная. Если уж такие, казалось бы, глыбы, как Трегулова, не устояли, то что уж с нами, остальными, может быть тогда?..»
Министерство культуры, Русская православная церковь и Государственная Третьяковская галерея не ответили на запросы «Медузы» на момент публикации.