Бюджетные миллиарды прокачали через свалку. В 200 километрах от Москвы в марте начал работу мусорный полигон «Экотехнопарк Калуга», который после выхода на полную мощность станет крупнейшим в России и предназначен в основном для столичного мусора. Власти Москвы вложили в него около 30 млрд рублей, значительная часть денег пошла на ультрасовременное и дорогое сортировочное оборудование, установленное Калужским заводом коммунальных машин.
Как выяснили «Открытые медиа», половина этой компании принадлежит людям, тесно связанным с семьёй Ротенбергов. Ранее «король госзаказа» Аркадий Ротенберг не был замечен на мусорном рынке. Впрочем, представитель Ротенбергов заявил, что в разговоре с «ОМ», что никакого отношения к «Экотехнопарку Калуга» бизнесмены не имеют.
Дорогая сортировка
Официально стройка «Экотехнопарка Калуга» закончилась в декабре 2019 года — тогда объект даже посетили высокие чины, включая зампреда правительства Алексея Гордеева. Но фактически первые мусоровозы поехали на полигон в марте, рассказали «Открытым медиа» жители ближайших деревень.
Запланированная мощность «Калуги» — 1,813 млн тонн мусора в год. Это значит, на полигон будет заезжать около 250 мусоровозов в сутки. Основная часть поступивших отходов — примерно 85% — пойдёт на захоронение, только 15% на переработку, следует из имеющихся у «Открытых медиа» материалов. Такие цифры ставят «Калугу» на первое место в России. Сейчас мощнейший полигон — подмосковный «Тимохово», способный принимать 1,45 млн тонн мусора в год.
На «Калуге» есть два сортировочных цеха с мощным современным оборудованием. Журналистам его показали в январе 2020 года во время пресс-тура. Поставкой техники занимался Калужский завод коммунальных машин (КЗКМ).
Замдиректора завода Алексей Черепанов рассказывал СМИ, что это дорогая, продвинутая, полностью автоматизированная сортировка, а все оборудование импортное. На конвейере вовсе не нужны люди: полезные фракции — пластик, стекло, бумага и прочее — извлекаются при помощи оптических сканеров. Черепанов отказался назвать стоимость техники, сославшись на коммерческую тайну.
Пресс-служба КЗКМ в ответ на запрос «Открытых медиа» отказалась назвать стоимость оборудования, заявив, что по условиям контракта «сторонам необходимо соблюдать конфиденциальность».
Полигоном «Калуга» владеет компания «Профземресурс», которая через Мосводоканал принадлежит столичной мэрии. Эксплуатацией полигона занимается ГУП «Экотехпром», напрямую подчиненное Департаменту ЖКХ Москвы. Гендиректор «Профземресурса» — Олег Панкратов. Этот же человек был исполнительным директором фирмы «Технопарк», пытавшийся сделать скандальный мусорный полигон на станции Шиес в Архангельской области. Сейчас эта стройка остановлена по решению суда.
По просьбе «Открытых медиа» возможную стоимость оборудования оценил эксперт, гендиректор компании «ЭКО Технопарк» (занимается скупкой вторичного сырья) Сергей Завьялов. Он опирался на коммерческое предложение, которое его собственная компания получила весной 2019 года от одного из крупных российских поставщиков. Там предлагалось укомплектовать «под ключ» мусоросортировочный комплекс мощностью 350 тыс. тонн в год. Вышло около 320 млн рублей, включая НДС и в пересчёте на рубли.
Мощность «Калуги» примерно втрое больше, значит техника должна стоить около 1 млрд руб., рассуждает Завьялов. А тот факт, что всё оборудование импортное, а сортировка полностью автоматическая, влечёт удорожание в 2−2,5 раза. Получается до 2,5 млрд рублей, подытоживает собеседник «ОМ».
«Но я не удивлюсь, если вы услышите цифру сильно больше. Это очень мутный рынок. Я привёл в пример комплекс на 350 тыс. тонн, который стоит 320 млн рублей. Но когда региональный оператор защищает тарифы на вывоз мусора перед региональной властью, он оценивает такой комплекс в 1,5 млрд рублей. Пятикратное завышение — обычное дело на этом рынке. Тариф перекладывается на население», — говорит Завьялов.
Ротенберги и три фронтмена
Получатель миллиардов за оснащение полигона, уже упоминавшееся ООО «Калужский завод коммунальных машин» (КЗКМ) было создано в конце 2017 года, официально там работает всего три человека (по данным системы «Контур.Фокус»). Выручка за 2018 год — около 400 млн рублей, у компании нет ни одного госконтракта.
КЗКМ принадлежит фирме «Трансстрой», зарегистрированной в Москве и владеющей крупным холдингом «Меркатор». Это лидер российского рынка дорожной и коммунальной техники, сказано на официальном сайте. КЗКМ зарегистрирована по тому же адресу, что и часть компаний группы «Меркатор».
У «Трансстроя» есть пять хозяев: в порядке убывания размера доли — Андрей Бугаев (27,49%), председатель совета директоров «Меркатора» Станислав Николев (25,01%), президент «Меркатора» Александр Белогорцев (25%), гонконгская Goldmax Holdings Limited (17,5%), Виталий Садыков (5%).
Холдинг «Меркатор» был основан в 2000 году. Он поставляет коммунальную технику в разные регионы, больше всего в Москву. По подсчётам «Открытых медиа», владельцы «Меркатора» контролируют около десятка предприятий. Их суммарная выручка в 2018 году достигла 18 млрд рублей, сумма выигранных госконтрактов — около 9 млрд, львиная доля пришлась на ГБУ «Автомобильные дороги», подконтрольное правительству Москвы.
Три совладельца «Трансстроя» — Бугаев, Садыков и фирма Goldmax, на которых приходится 49,99% — связаны с Игорем и Аркадием Ротенбергами, выяснили «Открытые медиа».
Начнём с Андрея Бугаева. В 2009 году этот человек работал первым заместителем гендиректора АО «Связьдоринвест» (оно прокладывало волоконно-оптические сети вдоль автомагистралей). Предприятие на тот момент через компанию NPV Engineering принадлежало Игорю Ротенбергу.
В 2013—2014 годах Бугаев заседал в совете директоров АО «Волгомост», входившего в пятерку лидеров мостростроительной отрасли. Причем резкий скачок в плане выручки и госзаказов компания сделала в 2011 году после смены собственника: на место промышленной самарской группы СОК пришло пять кипрских фирм. Газета «Коммерсантъ» утверждала, что за ними стоял Аркадий Ротенберг: она приводила цитату другого бизнесмена из отрасли, владельца компании «Уралмостострой» Павла Рабухина, который напрямую связывал Ротенберга с «Волгомостом».
Проанализировав около десятка выписок из кипрского реестра компаний, «Открытые медиа» смогли восстановить цепочку владения «Волгомостом» (см. схему). За кипрскими фирмами скрывались структуры с Британских Виргинских островов, где конечным собственником был Андрей Бугаев. Увидеть эту связь стало возможно только с 2015 года — благодаря знаменитой панамской утечке документов (информацию об Андрее Бугаеве в панамском досье можно посмотреть здесь и здесь).
Если настоящим бенефициаром «Волгомоста», как утверждал «Коммерсантъ», являлся Аркадий Ротенберг, значит, Андрей Бугаев выступал своего рода фронтменом, оформив себя как собственника. Когда Ротенберг предположительно покинул компанию, бизнес быстро пришёл в упадок, с 2016 года предприятие находится на грани банкротства (введено внешнее управление).
Следующий совладелец «Трансстроя» — Goldmax Holdings Limited из Гонконга. Компания появилась в 2017 году и сначала принадлежала офшору с Виргинских островов, а теперь — гонконгским фирмам-секретарям. А вот директором Goldmax с октября 2018 по сентябрь 2019 года значился некий Алексей Комов, указавший в гонконгской базе своим местом жительства адрес в Москве.
Используя базу Росреестра, «Контур.Фокус» и соцсети, «ОМ» смогли идентифицировать Комова: это 49-летний юрист Алексей Витальевич Комов. Как сказано в профиле на Linkedin, в 1998 году он окончил Военный университет Минобороны, работал в компаниях нефтегазового сектора, а в 2017 году возглавил правовой департамент NPV Engineering Игоря Ротенберга.
В 2018 году топ-менеджеры NPV Engineering основали собственную компанию — «ГДВ Менеджмент», туда перешёл работать и Комов. Как выяснили «ОМ», «ГДВ Менеджмент» действует в интересах Игоря Ротенберга — например, сотрудники компании сидят в советах директоров предприятий, принадлежащих бизнесмену. Комов не стал исключением — с 2018 года он входит в совет директоров ПАО «Подзембургаз» (у Ротенберга около 65% акций предприятия).
У Комова нет собственного бизнеса, а «ГДВ Менеджмент» — основная работа, видно из ЕГРЮЛ и Linkedin. Поэтому возглавляя гонконгскую Goldmax, юрист мог действовать в интересах Игоря Ротенберга.
Игорь Ротенберг — сын давнего знакомого Путина Аркадия Ротенберга, занимающий 154-е место в списке богатейших россиян от Forbes с состоянием в $650 млн. Среди его активов — пакеты акций «ТЭК-Мосэнерго» и «Газпром бурение», доля в крупном московском торговом центре «Авиапарк», а также 23,5% компании «РТ-Инвест Транспортные системы» — оператора системы «Платон» по сбору платы с большегрузных автомобилей. Партнёр Ротенберга-младшего по «Платону» — госкорпорация «Ростех».
В 2018 году одна из структур, принадлежащих «ТЭК-Мосэнерго», стала подрядчиком «Ростеха» в ещё одном проекте — строительстве мусоросжигательного завода в Воскресенском районе Подмосковья. За 2 млрд рублей компания Ротенберга вырыла котлован, провела монолитные работы в главном корпусе завода, построила временные автодороги. Непосредственно в мусорном бизнесе — владении полигонами или поставке оборудования, как на «Калуге» — семья Ротенбергов ранее не участвовала.
Наконец, 5% компании «Трансстрой» принадлежит Виталию Садыкову. Это известный в металлургической сфере управленец, до 2016 года занимавший высшие посты в группе ЧТПЗ (объединяет активы уральских бизнесменов Андрея Комарова и Алексея Федорова). Сейчас, по данным «Контур.Фокус», Садыков ничем не руководит, а единственный бизнес — небольшая доля в компании «Трансстрой».
Топ-менеджер должен быть хорошо знаком с Аркадием Ротенбергом: в 2008—2009 годах Садыков был гендиректором компании «Мостотрест», тогда она частично принадлежала Ротенбергу.
«Открытым медиа» не удалось связаться с Бугаевым и Садыковым. Алексей Комов прочитал вопросы «ОМ», направленные ему «Вконтакте», но ничего не ответил.
В пресс-службе холдинга «Меркатор» заявили, что Бугаев, Садыков и Goldmax не участвуют в операционной деятельности компании. «У нас нет информации, как вообще это связано со структурами Игоря Ротенберга. Нам ничего неизвестно о взаимоотношениях Аркадия Ротенберга, Игоря Бугаева и Виталия Садыкова», — говорится в ответе исполнительного директора департамента маркетинга и рекламы ООО «Меркатор Холдинг» Татьяны Богатель.
Представитель Ротенбергов заявил «Открытым медиа», что никакого отношения ни к полигону, ни к оборудованию бизнесмены не имеют.
Тень Солнцевской ОПГ
У бизнесмена Станислава Николаева, ещё одного совладельца «Трансстроя», интересная биография. Как сказано в докладе американского ФБР, в первой половине 1990-х Николаев играл важную роль в империи Семена Могилевича, известной личности в криминальном мире. Могилевич нажился на незаконных сделках ещё в советское время, а в 1989 году эмигрировал в Венгрию, пишет ФБР. Там, по версии американской спецслужбы, он был причастен к вымогательству, организации проституции, а также к отмыванию денег, которые в России получала Солнцевская преступная группировка.
В книге известного адвоката Валерия Карышева «Солнцевская братва» (одно из самых достоверных описаний становления этой ОПГ) есть эпизод, как герои в 1992 году едут в Будапешт, отвозя чемоданы наличных долларов, чтобы сдать их в тамошний банк.
В докладе ФБР говорится, что главные компании в империи Могилевича — Arigon Ltd (Нормандские острова, юрисдикция Великобритании) и YBM Magnex (Будапешт, Венгрия). Станислав Николаев являлся вице-президентом YBM Magnex и предположительно, подчеркивает ФБР, был фактическим руководителем филиала Arigon Ltd в Венгрии.
В пресс-службе «Меркатора» настойчиво посоветовали даже не ставить рядом Николаева и Могилевича в одной публикации — никакой связи между ними не существует. Могилевич и его компании никогда не были партнёрами по бизнесу Николаева, а топ-менеджеры Николаева, в свою очередь, не являлись фигурантами международных расследований, отмечается в письме.
«Упомянутые вами сведения о связи господина Николаева с Семёном Могилевичем признаны судом недостоверными и запрещены к публикации (…). В связи с этим просим вас избегать в своих публикациях заявлений о связи группы компаний „Меркатор Холдинг“ и вышеуказанных лиц», — настаивают в пресс-службе.
Однако на заре бизнеса компаньоном Николаева был другой герой криминальной хроники 1990-х. Речь об авторитетном бизнесмене Сергее Михайлове. В СМИ и оперативных милицейских рапортах 1990-х Михайлов фигурировал как лидер Солнцевской ОПГ Михась, хотя сам он отрицает даже существование такой группировки.
Первые упоминания о Солнцевской группировке появились в милицейских рапортах в 1988 году. Её лидерами милиция и СМИ называли Сергея Михайлова и Виктора Аверина. В декабре 1989 оба были задержаны по подозрению в вымогательстве, но потом следствие прекратилось. В 1993 году Михайлов снова был задержан: его проверяли на причастность к убийству владельца казино. После этого Михайлов покинул Россию, проживая с семьёй то в Австрии, то в Швейцарии. В 1996 году его арестовали в аэропорту Женевы, подозревая в руководстве преступной организацией. Однако присяжные полностью оправдали Михайлова. Одна из причин — российские правоохранители дали швейцарцам неполные и противоречивые данные, из которых невозможно было даже подтвердить существование Солнцевской ОПГ.
Как видно из ЕГРЮЛ, в начале двухтысячных Михайлов вместе с Николаевым владел долями в ООО «НПО Меркатор» и ООО «Меркатор Холдинг».
Сам Николаев в интервью газете «Ведомости» в 2010 году говорил, что Михайлов помог ему на этапе становления. «У завода была большая задолженность, людям нечем было выплачивать зарплату. Я оказал существенную помощь. Но у меня было слишком много других проектов, и этот бизнес я в итоге покинул, получив всё, что мне причиталось», — подтверждал Михайлов в той же публикации.
По данным ЕГРЮЛ, Михайлов вышел из активов «Меркатора» в 2004 году.
История не про бизнес
Техника на полигоне «Калуга» предназначена для приёма смешанного мусора. Даже если завтра все москвичи вдруг перейдут на раздельный сбор отходов, оборудование уже не переделать, объяснял журналистам во время экскурсии в январе 2020 года замдиректора КЗКМ Алексей Черепанов.
При этом у владельцев полигона оптимистичные прогнозы: они надеются извлекать из мусорного потока 25% полезных веществ. Ежегодно через сортировку будет прогоняться 1 млн тонн отходов: 750 тыс. затем отправятся на захоронение, в землю, а 250 тыс. будет извлечено и пригодно для переработки, видно из имеющихся у «Открытых медиа» документов.
Двум собеседникам «ОМ», знакомым с реалиями мусорного рынка, такие цифры кажутся фантастикой. Руководитель образовательной программы ИГСУ РАНХиГС «Управление отходами производства и потребления» Содном Будатаров ранее говорил «Открытым медиа», что из смешанного — «грязного» — мусорного потока можно извлечь лишь 3−5% полезных фракций, а 25% — заоблачный показатель. «Это грязный поток, такое „мусорное смузи“, где остатки еды смешиваются с пластиком и бумагой, делая последнюю вообще непригодной для переработки», — пояснял Будатаров.
Вызывает недоумение история с «Калугой» и у гендиректора «ЭКО Технопарк» Сергея Завьялова. Эксперт не понимает, для чего понадобилось закупать полностью автоматическое оборудование. «Давайте я на пальцах объясню, как работает автоматическая сортировка. Сканер „смотрит“, что едет по конвейеру, выискивая свою фракцию, например, пластик, бумагу или стекло. „Увидев“ её, он подаёт сигнал сортировочному механизму. Струя воздуха выдувает нужную фракцию из общего потока, — описывает Завьялов. — Но сканер работает, когда мусор прошёл предварительную обработку и разложен по ленте тонким и не густым слоем. Теперь вспомним, как выглядит смешанный мусор. Это огромные спрессованные шайбы, месиво. От их вида сканер сойдёт с ума. Если это, например, сканер Tomra, владелец выбросит в мусорное ведро 100 тысяч евро».
Именно сканер Tomra, произведённый в Германии, корреспондент «ОМ» видела и сфотографировала на «Калуге». Завьялов уверен: поставить дорогое оборудование на смешанный мусор можно только с одной целью — увеличить смету проекта, освоив как можно больше бюджетных денег.
30 млрд без тендеров
Столичная мэрия, как и владелец полигона — компания «Профземресурс» — никогда публично не называла стоимость «Калуги». Однако местные жители дважды встречали цифру 30 млрд рублей — как сумму инвестиций в полигон.
Житель деревни Михали Борис Лишутин говорит, что впервые эта цифра фигурировала в материалах по изменению генплана Михалей летом 2017 года, второй раз — на публичных слушаниях по самому полигону в августе 2018-го. Он сфотографировал эти материалы и прислал корреспонденту «ОМ». Там же сказано, что ещё 2,4 млрд рублей пойдёт на реконструкцию и ремонт дорог в направлении полигона.
Если «Калуга» действительно стоит 30 млрд рублей, почти все эти деньги были освоены без тендеров. На сайте госзаупок «ОМ» нашли только несколько конкурсов, где встречаются названия «Экотехнопарк Калуга» или сельское поселение Михали. Крупнейший — на 726 млн рублей — строительство подстанции для присоединения к высоковольтным сетям компании «Профземресурс». Ещё около десятка тендеров — примерно на 80 млн рублей — разыграло АО «Мосводоканалниипроект». Других конкурсов нет.
Один из способов избежать процедуры госзакупок — внести средства в уставной капитал госкомпании «Профземресурс», владеющей полигоном, говорит эксперт Transparency International Екатерина Петрова: «Тогда деньги формально становятся не бюджетными, а как бы собственными деньгами компании, на них не распространяются требования закона о госзакупках».
«Профземресурс» была создана в начале 2018 года с уставным капиталом 185 млн рублей, видно из отчётности. А ещё 12 млрд рублей в 2018-м составил добавочный капитал (данных по 2019 году пока нет). По словам Петровой, добавочный капитал может формироваться за счёт вклада в имущество ООО. Получается, власти Москвы могли передать деньги своей «внучке» именно по такой схеме, избежав необходимости разыгрывать тендеры.
В «Профземресурсе» не ответили на вопросы «Открытых медиа» о цене техники для «Калуги» и об общей стоимости полигона. «В настоящее время часть запрашиваемой вами информации не может быть предоставлена, поскольку носит коммерческий характер и по условиям договоров с нашими подрядчиками не может быть предоставлена третьим лицам», — говорится в сообщении пресс-службы.
Компания никак не прокомментировала отсутствие тендеров по своим закупкам, зато подчеркнула, что «Калуга» — это современное, экологичное и инновационное предприятие. А сама компания «Профземресурс» активно участвует в жизни окружающих полигон деревень: отремонтировала спортплощадку при школе в селе Шанский Завод, поставила большую ёлку в селе Износки на Новый год, к 23 февраля сделала более 100 подарков участникам ВОВ и жителям блокадного Ленинграда.