28 мая Тверской суд Москвы ожидаемо продлил до 5 августа арест миллиардеру
Зиявуддину Магомедову, обвиняемому в мошенничестве и растрате в составе преступного сообщества, в которое входил также и его брат
Магомед Магомедов. На судей не подействовало огромное количество поручителей, собранных адвокатами дагестанских братьев. По данным «Дождя», за Зиявуддина Магомедова были готовы ручаться 22 олимпийских чемпиона, в том числе звезды хоккея Владимир Мышкин, Андрей Коваленко и Сергей Макаров а также знаменитый боец смешанного стиля Хабиб Нурмагомедов.
У Магомеда Магомедова в числе поручителей оказались эстрадные звезды девяностых, от солиста группы Любэ
Николая Расторгуева до телеведущего Игоря Угольникова и джазмена Игоря Бутмана. Ранее с просьбой смягчить меру пресечения Магомедовым обращался к Генпрокуратуре и МВД глава Российского союза промышленников и предпринимателей
Александр Шохин. С другой стороны, следователь МВД Николай Будило рассказал, что в ходе неоднократных обысков не были найдены документы миллиардера о его праве собственности на недвижимость в России. Это, по его словам, свидетельствует о том, что он фактически проживал за границей (в собственности у него дорогая недвижимость за рубежом), поэтому, если отправить Магомедова под домашний арест, он может скрыться.
Но суд не только не прислушался к адвокатам, но и принял решение об аресте по ходатайству следствия счетов принадлежащей братьям группы
«Сумма». То, что арестованы счета некоторых активов «Суммы», подтвердил «Ведомостям» представитель группы, не называя компаний. «На операционную деятельность активов, входящих в периметр группы «Сумма», арест счетов не влияет», – говорит источник, знакомый с материалами дела.
Крупнейший актив «Суммы» – 50% в кипрской Novoport, которой принадлежит контрольный пакет Новороссийского морского торгового порта (
НМТП), крупнейшего в России. Счета НМТП и
Дальневосточного морского пароходства (Fesco) не арестованы, говорят их представители. В Fesco «Сумма» – крупнейший акционер, но ее пакет – 32,5%. Еще один крупный актив «Суммы» – 49% в Объединенной зерновой компании (
ОЗК). Контрольный пакет ОЗК у Росимущества. «Мы следственные действия не комментируем, компания работает в штатном режиме», – говорит представитель ОЗК. Счета компании не арестованы, знает человек, близкий к ОЗК. Представитель Якутской топливно-энергетической компании (82% у «Суммы») отказался от комментариев.
Полностью «Сумме» принадлежат «Геотек сейсморазведка», компания «Стройновация», занимающаяся дорожным строительством, и компания «Интэкс», которая была крупным субподрядчиком по строительству футбольных стадионов к ЧМ-2018. Представитель «Геотека» на запрос не ответил. Представитель строительных компаний в понедельник был не доступен для прессы. Само ООО «Группа «Сумма», по названию которой именуется весь бизнес Магомедова, не владеет ни одной из производственных компаний группы (данные «СПАРК-Интерфакса» и ЕГРЮЛ).
«Арест счетов означает, что компания не может осуществлять никакие расходные операции, в том числе обслуживать банковские кредиты. А попытки открыть новые счета или использовать для расчета третьих лиц будут нарушением закона», – говорит партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. Компания не может даже платить зарплаты, добавляет партнер компании «НАФКО-консультанты» Павел Иккерт. По его словам, такая мера обычно направлена на сохранение имущества компании, чтобы удовлетворить требования кредиторов в случае банкротства, а если компания обанкротится, то долги по зарплатам будут погашаться в приоритетном порядке. Сообщало о самоубийстве возглавлявшего московское представительство НМТП Юрия Котлера, безуспешно добивавшегося через суд взыскания невыплаченной зарплаты и компенсации за просрочку ее выплаты.
«Суд по ходатайству следствия может арестовать только денежные средства, находящиеся на счетах компании. Если инкриминируется хищение определенной суммы, то следователь может просить об аресте бОльшей суммы только в том случае, если статья обвинения предполагает штраф или конфискацию имущества или если убедит суд, что средства использовались для финансирования преступного сообщества», – говорит адвокат BGP Litigation Георгий Баганов.
Николай Будило рассказал, что следствие пытается найти следы самолета, на котором перед арестом братья собирались улететь в Майами. Воздушное средство принадлежит компании зарегистрированной на Мальте, самолет покинул Россию несмотря на попытки следствия наложить арест и на него. Кроме того, следователь поделился информацией о том, что один из возможных сообщников Магомедова, Максидов, скрывает от следствия информацию о своем счете в Латвии и что в данный момент компетентные органы страны проводят проверку этой информации.
В мае суд
арестовал банковские счета Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда. Сколько именно было на счетах, не раскрывалось. Кроме того, под обеспечительный арест попал $1 млн, который изъяли во время обысков у Магомедовых. Forbes оценивает состояние Зиявудина Магомедова в $1,2 млрд.
Магомедовых арестовали 30 марта по обвинению в мошенничестве, хищении в особо крупном размере и организации преступного сообщества. Магомед Магомедов также обвиняется по статье о незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении оружия. Братья организовали одну растрату и шесть эпизодов мошенничества, в том числе связанных с подготовкой чемпионата мира по футболу в России, полагает МВД. Ущерб от их действий оценивается в 2,5 млрд рублей. Магомедовы свою вину не признают. На заседании суда в понедельник Зиявудин Магомедов уверял, что найденное у него оружие подарочное, а один из пистолетов и вовсе ювелирное изделие. «С таким на дело не пойдешь», - со знанием предмета сказал миллиардер.