Герману Лиллевяли насчитали ущерб от махинаций в $150 млн. Получив от руководства следственного управления (СУ) УМВД по Северо-Западному округу Москвы письменные заверения в соблюдении мер безопасности в условиях пандемии коронавируса, адвокаты пяти менеджеров ООО «Анкор Инвест» явились к следователям для участия в процедуре предъявления своим подзащитным обвинения в окончательной редакции. По версии следствия, все пятеро входили в преступную группу, созданную главой холдинга GL Financial Group Германом Лиллевяли, похитившим около $150 млн средств инвесторов. Однако адвокаты утверждают, что их подзащитных сделали крайними, в то время как глава холдинга, скрывающийся на Кипре, не объявлен даже в международный розыск.
По делу о хищении средств инвесторов в настоящий момент проходят пятеро менеджеров среднего звена компании «Анкор Инвест», в том числе Владимир Михайлов и Артем Лаптев. Всем им было предъявлено окончательное обвинение в хищении путем мошенничества группой лиц в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Другие же предполагаемые участники преступной группы, включая Германа Лиллевяли и начальника его охраны, покинули Россию. В связи с этим расследование в их отношении должно быть выделено в отдельное производство.
Напомним, что изначально адвокаты отказались участвовать в этом следственном действии, полагая, что в УМВД не проводятся мероприятия по защите от коронавируса.
Однако в итоге им удалось добиться от полиции определенных гарантий того, что у посетителей измеряют температуру, установлены дозаторы с антисептиком для дезинфекции рук, в здании проводятся регулярные влажные уборки и проветривания, а заодно соблюдается «социальная дистанция» между следователями, фигурантами дел и адвокатами.
Однако адвокаты обвиняемых утверждают, что следствие не принимает действенных мер по розыску. «Чтобы послать международный запрос о задержании Лиллевяли, в России необходимо вынести постановление о заочном заключении под стражу, а перед этим предъявить заочное обвинение,— пояснил “Ъ” адвокат Артема Лаптева Сергей Ахундзянов.— Но, по данным защиты, этого сделано так и не было».
Тем не менее следствие считает, что обвиняемые, вступив в 2013 году в сговор с Германом Лиллевяли и «другими неустановленными лицами» и устроившись на работу в принадлежавшие GL ООО «Столичная финансовая группа» и ООО «Анкор Инвест», заключили несколько десятков «клиентских договоров» на полтора миллиарда рублей. При этом они уверяли всех в надежности управления активами, поскольку группа GL, в отличие от конкурентов, специализировалась «на нейтральных к рынку стратегиях». В частности, так называемой парной торговле, когда часть акций в управляемом пакете продавалась, а другая приобреталась. Это позволяло сохранять его цену даже в случае падения курса. За пять лет двум ООО удалось привлечь более $150 млн (около 9 млрд руб.).
Причем в списках инвесторов фигурировали известный режиссер Никита Михалков, вратарь ФК «Локомотив» сборной России по футболу Маринато Гильерме, политолог Дмитрий Орлов, а также целый ряд известных бизнесменов.
Большая часть привлеченных средств, по указанию руководства GL, была размещена на Interactive Brokers — крупнейшей брокерской площадке США, однако оттуда в Россию средства так и не вернулись.
Проблемы у Столичной финансовой группы и в «Анкор Инвесте» возникли в конце 2017 года, когда GL стала задерживать возврат инвестиций клиентам. Руководство GL объясняло это постоянными проблемами с банками, которые обслуживали переводы от американского брокера на счета российской компании. А в апреле 2018 года стало известно, что господин Лиллевяли, выйдя из состава учредителей ООО, перестал выходить на связь с инвесторами, переведя все общение с ними через российские и зарубежные СМИ. Там он уверял клиентов, что деньги находятся в полной сохранности, но из-за временных трудностей он не имеет возможности их вернуть.
После возбуждения в октябре 2018 года по заявлениям клиентов уголовного дела в июне 2019 года полицией были задержаны пять из шестидесяти клиентских менеджеров, проходящие ныне обвиняемыми по делу. Но в качестве похищенного им вменили в вину не 9 млрд, а 1,5 млрд руб.— привлеченных ими денег по нескольким десяткам клиентских договоров.
Как пояснил “Ъ” адвокат Сергей Ахундзянов, это объясняется тем, что многие крупные инвесторы не стали подавать заявления в полицию о совершенном в отношении них мошенничестве. Якобы они теперь пытаются достать свои деньги со счетов Германа Лиллевяли с помощью служб безопасности, а также дружественных банковских, коммерческих и юридических иностранных структур.
Тем временем находящиеся на подписке о невыезде клиентские менеджеры отказались признать свою вину. «При расследовании данного дела наши клиенты и их адвокаты представили следователю несколько сотен страниц финансовой и иной документации, из которой можно понять, где именно и на каких счетах находятся деньги инвесторов,— пояснил “Ъ” господин Ахундзянов.— Но следователь, ознакомившись с ними, не задал нам никаких вопросов». Также адвокат уверяет, что по делу не были проведены необходимые в таких случаях экономическая, бухгалтерская и иные экспертизы. «Нас обязаны были с ними знакомить, если таковые проводились,— заявил адвокат.— Но мы их так и не видели».
Странно и то, считает защитник, что следствие не торопится с привлечением к ответственности и розыском не только Германа Лиллевяли, но и целого ряда иных лиц, которые принимали участие в руководстве GL.
По мнению адвоката, к ним относится прежде всего брат Олега Лиллевяли Игорь, являющийся соучредителем и гендиректором «Анкор Инвеста». Не привлекли к ответственности и главного бухгалтера компании, а также руководителя ее депозитария. «Назначив наших подзащитных "стрелочниками", следствие не учло показаний многих свидетелей, которые утверждают, что Герман Лиллевяли не имел привычки делиться с кем-то своими планами, обычно ставя сотрудников перед фактом принятого им решения»,— считает адвокат Ахундзянов.
В свою очередь, адвокат Владимира Михайлова Дмитрий Васильев сообщил, что защитники представили следствию 40 тыс. копий электронных писем, из которых можно понять, кто распоряжался деньгами, но их никто не стал исследовать.
Касаясь финансовых проблем у GL, адвокаты заявили “Ъ”, что одной из их причин могли стать непомерные расходы руководства холдинга на частную московскую клинику, не приносившую до последнего момента никакой прибыли. На ее содержание было потрачено свыше миллиарда рублей.
От булочной до "финансового Олимпа": взлет и побег "талантливого математика"
Оригинал этого материала
© "Совершенно секретно", 19.05.2020
Швейцарская пирамида Лиллевяли
Сергей Борисов
За границу сбежал широко известный в узких банковских кругах финансист Герман Лиллевяли, прихватив с собой 250 млн долларов, принадлежащих вкладчикам инвестиционного холдинга GL Financial Group. Его клиенты, попавшие в затруднительное положение, обращаются в суды по всей Европе, также поданы заявления о возбуждении уголовных дел в России и Швейцарии. [...]
«Один из декабрьских дней 2017 года в российской столице выдался не по сезону тёплым. И вечером в ресторане Sixty на вершине одного из небоскрёбов Moscow-City, где винтажный Krug продаётся по $1000 за бутылку, также царила довольно тёплая, приподнятая атмосфера. Сотрудники инвестиционного холдинга GL Financial Group ликовали, когда его президент Герман Лиллевяли осыпал их подарками — дебетовыми картами на 10 000 евро для шопинга в Милане, а своего самого лучшего менеджера наградил автомобилем BMW стоимостью $70 000».
Менее чем через полгода поводов для празднования не осталось, и Герман Лиллевяли покинул Россию. Судя по его последнему посту в Facebook, 20 апреля этого года он находился на Кипре.
Скриншот поста в Facebook, сделанного от имени Лиллевяли: «Многие инвесторы, которые вложили свои деньги в следующие мои компании, запросили возврат своих денег: AnkorInvest, GL Asset Management, GL Finance, Столичная Финансовая Группа, Financial Alliance. Я Вам обещаю, что деньги в безопасности». «Я лично их верну, нет повода для беспокойства», — гласит сообщение. Позже он заявил, что запись была сфальсифицирована.
Этот пост явно был призван успокоить европейских, американских и азиатских клиентов, пытающихся вернуть свои деньги, в то время как сотрудники GL Financial Group прекратили работу, офисы компании закрылись, а телефонные линии затихли. Однако заявление Лиллевяли о том, что пост в Facebook был сфабрикован, усугубило тайну пропажи их миллионов.
А среди недовольных клиентов оказались «исполнительный директор миллиардера Олега Дерипаски, топ-менеджеры швейцарского фармацевтического гиганта Novartis AG, владельцы всемирно известной джинсовой компании Levi Strauss&Co. и даже профессиональный футбольный вратарь», –рассказывают журналисты Bloomberg.
«Почему же президент фирмы GL с лицензиями на финансовую деятельность в Швейцарии и Великобритании, с филиалами в Москве, Цюрихе, Женеве, Лондоне, на Кипре и в Белизе, который по состоянию на конец прошлого года, по словам двух бывших подчинённых, управлял активами в размере не менее $250 млн, совершил странный побег»? — задаются вопросом в своей статье в Bloomberg журналисты Ксения Галушко и Хьюго Миллер (выдержки из неё мы приводим с небольшими сокращениями. — прим. ред.).
Эта история неожиданного краха, которая сейчас тщательно расследуется регуляторами в Великобритании и Швейцарии, была собрана авторами Bloomberg из интервью с восемью клиентами и бывшими сотрудниками GL. Они попросили об анонимности ввиду того, что либо не хотят ставить под угрозу возможность возврата своих сбережений, либо потому, что боятся за свою личную безопасность.
«Это похоже на плохой фильм», — рассерженно комментирует ситуацию один из клиентов, которого подчинённые Германа Лиллевяли игнорируют уже в течение нескольких месяцев.
Показания потерпевших
«…Американский клиент, который работал в России с 2014 по 2017 год и в настоящее время находится в Швейцарии, сказал, что развал холдинга Лилливяли стал сюрпризом, так как он видел устойчивую доходность около 7% в год — по крайней мере, на бумаге, — с тех пор, как менеджер по работе с клиентами GL впервые обратился к нему через LinkedIn в 2015 году.
Как и другие клиенты, он был впечатлён тем, что сеть филиалов GL, как казалось, стабильно осуществляет деятельность в Швейцарии. Руководитель офиса в Цюрихе провёл с ним видеоконференцию, а на визитных карточках представителей фирмы были указаны швейцарские мобильные номера и адреса.
Американец вложил $100 000 в первый год, а затем ещё $200 000. Деньги он откладывал на покупку дома и образование детей. Компания GL была внимательна и каждый год присылала подарки: сначала бронзовую статуэтку, а затем дорогой набор для каллиграфии.
Когда доброжелательный сотрудник GL в Москве посоветовал забрать свои средства, то он не смог дозвониться ни до кого из Цюриха. Когда наконец дозвонился, по его словам, получил такой ответ: «Деньги застряли в банке». И с тех пор он ни с кем больше не смог связаться…» «…Недовольный немецкий клиент сказал, что его тоже покорила показная швейцарская респектабельность GL. После того как брокер, которому он доверял, порекомендовал фирму в конце 2016 года, он решил вложить первые $250 000. Хотя выразил своё несогласие с тем фактом, что его деньги будут направлены в Белиз. Но сдался после получения письма, подписанного самим Германом Лиллевяли, подтверждающим, что он сможет забрать свои средства когда угодно.
Немецкий клиент также сказал, что в декабре прошлого года менеджер по работе с клиентами в Цюрихе посоветовал ему забрать свои средства, потому что положение дел начинало выглядеть «шатким». Но при попытке это сделать возникла задержка — якобы из-за американского гражданства, которого у него и в помине не было. Через несколько месяцев, по его словам, он получил электронное письмо от Financial Alliance Ltd. (филиал GL в Белизе) о том, что его деньги будут переведены в течение 15 дней. Он всё ещё ждёт.
Голландец, пытающийся вернуть $500 000, рассказал похожую историю…» — пишет Bloomberg.
Кто вы, герр Лиллевяли?
На персональной странице Германа Арведовича Лиллевяли в «Википедии» утверждается, что он «потомок немецкого рода Блумфельдтов (фамилия Блумфельдт была переведена на Лиллевяли в 20-е годы XX века)». Но «лилле» по-фински — «цветок», а «вяли» — «поле». Уже одна, на мой взгляд, нелепая попытка Германа Авердовича выдать себя за представителя старинного дворянского рода должна была бы насторожить инвесторов GL. Но нет.
Еще Лиллевяли считал себя гениальным математиком, хотя закончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), затем работал рядовым инженером в проектном институте «Мосэнерго».
В 1990 году, писал журнал «Компания», Лиллевяли основал кооператив «Ликомп» и взял в аренду булочную на Щёлковском шоссе, где под его началом начали выпекать новомодную пиццу. Следующим этапом стала сеть закусочных. Затем «Ликомпу» удалось выиграть тендер на открытие пункта питания в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной (вот откуда взялись обширные международные связи будущего «финансового гуру»).
Имея небогатый опыт предпринимателя, Лиллевяли облачился в малиновый пиджак и занялся раскруткой торговых марок «Довгань» и «Смак». В 1995 году под маркой «Довгань» (фамилия довольно среднего, но распиаренного предпринимателя из Тольятти) начали производить водку и различные продукты питания.
В итоге человек-бренд Владимир Довгань выяснил, что «его компания истратила слишком много денег на нужды, не связанные с основным бизнесом», сообщал «Коммерсантъ». Партнёры рассорились. Прокуратура получила сведения о швейцарских счетах Довганя. И это был первый, но далеко не последний финансовый крах в бизнес-карьере Лиллевяли.В последнем сообщении в Twitter, 9 февраля, Лиллевяли призвал своих инвесторов изучать шахматы. Он неоднократно хвалился тем, что как-то раз победил бывшего чемпиона мира Анатолия Карпова. На самом деле советский гроссмейстер Анатолий Карпов некоторое время был председателем наблюдательного совета банка «Актив», который основал в середине 1990-х Герман Лиллевяли. Проиграл, наверное, экс-чемпион из вежливости пару партий своему работодателю. Насколько известно прессе, банк этот обслуживал бизнес «Довганя» и, по утверждению журнала «Профиль», задолжал 50 млрд рублей поставщикам и производителям продукции для этого бренда, после чего благополучно лопнул, так и не рассчитавшись с долгами. Знакомая история?
Любопытно, что Лиллевяли финансировал издание в России книги «Правила инвестирования Уоррена Баффетта», автором которой является Джереми Миллер. Родоначальник самой большой в мире финансовой пирамиды, видимо, является кумиром Германа Арведовича, что говорит само за себя.
Обманчивый швейцарский лоск
«В одном из онлайн-интервью в прошлом году Герман Лиллевяли витийствовал о том, что якобы разработал «радикально новый подход» к инвестированию, основанный на искусственном интеллекте, «сложных алгоритмах» и «интегрированной обработке данных». Швейцарский веб-сайт GL Asset Management, на котором изложена эта стратегия, был недавно отключён». Но подобный бред сохранился на сайтах Forbes и даже правительственной «Российской газеты».
Однако вряд ли только эти псевдонаучные выкладки «талантливого математика» привлекали инвесторов. По словам Дмитрия Пронюшкина, клиента, который подал в суд на GL в Москве, «швейцарскость», которую продвигал Лиллевяли, стала ключевой во всей операции. «Они создали видимость приличной компании, швейцарских офисов, поэтому многие добропорядочные люди поверили им», — сказал он.
«Корреспонденты Bloomberg, отправившись по адресу GL Asset Management в Цюрихе (Штокерштрассе, 57), нашли там лишь пустующий офис без мебели и почтовый ящик, переполненный письмами. «Офис» в Женеве оказался всего лишь пометкой «GL» на папке входящих сообщений бухгалтера, который сказал, что работал по счетам GL удалённо, и отказался вдаваться в подробности. В Москве GL Finance, новая фирма, куда всем старым российским клиентам рекомендовалось переводить свои средства, расположена в роскошном торговом центре над бутиками Brioni и Max Mara. Охранник на нижнем этаже здания показал журнал учёта, свидетельствующий, что несколько человек ещё отмечаются при входе и выходе».
«Клиника антивозрастной медицины в Москве с названием GL Med, в которой круглогодичное лечение стоило $50 000, теперь стоит тёмная и пустая. Человек, который открыл входную дверь, защищённую дизайнерской решёткой, украшенной позолоченными ручками G и L, сказал, что клиника испытывает «временные трудности».
А Германа всё нет…
Сотрудники GL рассказали, что «когда все веселились на 62-м этаже башни «Федерация» в декабре, они не знали, что за несколько месяцев до этого Герман Лиллевяли уже выбыл из реестра собственников своей основной российской машины для привлечения клиентов — «Анкор Инвест» (входит в холдинг GL)». Кстати, в 2016 году «Анкор Инвест» получил приз ежегодной премии «Финансовый Олимп», став «Лучшей компанией в сфере доверительного управления». В марте 2018 года российский Центробанк отозвал лицензию у «Анкор Инвеста» за «многочисленные нарушения закона о ценных бумагах».
«В свою очередь, швейцарский финансовый регулятор Finma и Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании (Britain’s Financial Conduct Authority — FCA) попросили, по крайней мере, одного клиента, который подал иск на GL, предоставить больше информации, чтобы они могли провести дополнительное расследование.
Женщина, которая ответила по телефону «Анкора» (офис располагался рядом с Кремлём на ул. Никольской), сообщила корреспондентам Bloomberg, что компания знает об иске. Когда её спросили, осуществляет ли «Анкор» деятельность, несмотря на отзыв лицензии Центробанком, она сказала: «Да. Кого волнует, что у нас нет лицензии? У нас есть клиенты». И повесила трубку».
Звонки и сообщения на телефонные номера GL Financia и связанных с ней компаний долгое время оставались без ответа. Bloomberg удалось всё же связаться с самим Германом Лиллевяли по WhatsApp. Он отказался раскрывать своё нынешнее местонахождение, заявив, что не готов играть в «героя».
«Лиллевяли отклоняет любое предположение о том, что он потерял или удерживает средства клиентов. Он заявил, что наибольшая сумма, когда-либо находившаяся под его управлением, составляла около $140 млн, и что около $35 млн, принадлежащих примерно 30 клиентам, теперь заморожены, в основном из-за санкций. Но санкции США и Евросоюза применяются только к нескольким десяткам россиян, ни один из которых не известен как клиент GL. Лиллевяли сказал, что «большое количество» клиентов получают возмещение, хотя он и не назвал ни одного из них», — пишут журналисты Bloomberg Ксения Галушко и Хьюго Миллер.
Поиски «потомка немецкого рода Блумфельдтов» русскоподанного Германа Лиллевяли продолжаются. Найдётся ли теперь на земле такое место, где может спрятаться этот «цветок в поле»?