"Ни рыба ни мясо". В понедельник, 13 декабря, новым главой интернет-холдинга VK официально стал Владимир Кириенко — бывший вице-президент «Ростелекома» и сын первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко. Это произошло через десять дней после того, как VK перешел под контроль Газпромбанка и «Согаза». «Медуза» рассказывает главное из биографии нового главы VK.
Инвестор
Смена владельцев холдинга VK (бывшая Mail.ru Group) произошла неожиданно. 2 декабря USM Алишера Усманова объявил о продаже доли в компании «МФ Технологии», владеющей контрольным пакетом VK. 90% «МФ Технологий» оказались в собственности структур, связанных с «Газпромом».
Тогда же РБК и The Bell написали, что у VK сменится и гендиректор. Издания сообщили, что этот пост вместо Бориса Добродеева (сына главы ВГТРК Олега Добродеева) займет Владимир Кириенко — сын замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко. Так и вышло — о его назначении пресс-служба VK объявила 13 декабря.
Последние несколько лет Владимир Кириенко проработал в «Ростелекоме». Он стал вице-президентом компании в 2016 году — на тот момент ему было 33 года. Назначение совпало с приходом его отца Сергея Кириенко на работу в администрацию президента — он стал заместителем главы ведомства, курирующим внутреннюю политику. Представляя Кириенко-младшего, тогдашний президент «Ростелекома» Сергей Калугин говорил, что тот должен способствовать «более активному движению компании в новые, быстрорастущие сегменты рынка». Впрочем, как именно это будет делать Кириенко, Калугин не пояснил.
При этом до «Ростелекома» никакого опыта в сфере связи у Кириенко-младшего не было. Вся его деятельность была связана с родным нижегородским регионом. Он учился в местном филиале «Вышки», а сразу после окончания учебы, в 22 года, возглавил совет директоров нижегородской телекомпании «Волга» — она, как писали «Ведомости», принадлежала другу его отца, вице-президенту «Лукойла» Вадиму Воробьеву. Также Кириенко-младший был совладельцем Саровбизнесбанка другого старого приятеля Сергея Кириенко — Владимира Травина.
А в 2007 году компания Владимира Кириенко «Капитал» получила 25% акций поволжского сельскохозяйственного холдинга НЖМК — после того, как его владелец Николай Нестеренко обратился к Кириенко-старшему за помощью в отражении рейдерской атаки со стороны компании «Ринако». Как писал Forbes, Нестеренко написал премьер-министру Михаилу Касьянову и обратился в правоохранительные органы — и так пресек «попытку недружественного поглощения».
Отец Кириенко-младшего всегда хотел, чтобы сына считали успешным бизнесменом, рассказывал собеседник Forbes — вот на него и начали «перевешивать активы», Кириенко-младший стал отвечать за бизнес семьи. В целом журнал оценивал инвестиции Кириенко-младшего в «доли в заводах и предприятиях» в 50 миллионов долларов.
«Владимир имеет опыт прямых инвестиций в российские компании и ИТ-бизнес», — уточняется в биографии Кириенко-младшего на сайте «Ростелекома». В 2013 году он стал сооснователем венчурного фонда Titanium Investments. Тот действительно инвестировал в стартапы. Среди них проект «Фабрика online», который занимался русификацией популярных зарубежных онлайн-игр, но последнюю игру, по данным сайта «Игромания», выпустил еще в 2014 году. А также сервис p2p-кредитования MirDeneg.ru (сейчас юрлицо компании закрыто, а сайт не работает) и израильское приложение для любителей спорта 365score — этот стартап оказался успешным, компания рапортует о 40 миллионах пользователей по всему миру.
Получив назначение в государственный «Ростелеком», Кириенко объявил, что избавился от своей доли в Titanium Investments (хотя формально и не должен был). Однако, как выяснили «Важные истории», в том же году Кириенко-младший зарегистрировал на Британских Виргинских островах офшорную компанию с похожим названием — Titanium VC Limited — и через нее инвестировал в зарубежные стартапы. Кириенко-младший был ее бенефициаром как минимум до середины 2017 года.
Лоббист
«Ростелеком» в его нынешнем виде появился примерно десять лет назад. Исторически он входил в государственный холдинг «Связьинвест» и занимался дальней — междугородней и международной — телефонной связью. Но спрос на традиционную телефонию падал. Тогда компания стала предоставлять услуги доступа в интернет и мобильной связи. Например, «Ростелеком» полностью владеет сотовым оператором Tele2.
Впрочем, у «Ростелекома» был и другой драйвер роста — государство. Так, в 2009 году Владимир Путин назначил «Ростелеком» подрядчиком создания сайта «Госуслуг». С тех пор каждый год государство заключает с «Ростелекомом» контракты на обслуживание инфраструктуры «электронного правительства» — сумма последнего контракта на 2020 и 2021 годы составила 11,9 миллиарда рублей.
С тех пор количество госконтрактов, получаемых «Ростелекомом», стало только расти. Именно «Ростелеком» обеспечивает веб-трансляцию президентских и парламентских выборов, видеонаблюдение за проведением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и работу дистанционного электронного голосования.
Уж после прихода Владимира Кириенко «Ростелеком» стал единым поставщиком услуг фиксированной телефонной связи для ряда федеральных органов власти. А в 2019 году выиграл аукционы для подключения к интернету социально значимых объектов (СЗО) на территории половины российских регионов — к таким объектам относятся школы, органы государственной и муниципальной власти, отделы полиции и пожарные части. Кроме того, «Ростелеком» участвует в программе устранения цифрового неравенства, которая предусматривает прокладку каналов связи в небольшие поселки и деревни.
Еще один проект, выполненный «Ростелекомом» для государства, — это цифровизация Всероссийской переписи населения. Теперь переписчики вместо традиционных бумажных блокнотов ходят с закупленными «Ростелекомом» планшетами отечественного производства. Для них купили 360 тысяч планшетов, а «Ростелеком» получил от государства на этот проект девять миллиардов рублей. В ситуационных центрах Росстата следят за передвижениями переписчиков и могут дистанционно управлять ими через сотовую сеть, услуги которой тоже предоставил «Ростелеком».
Дополнительно «Ростелеком» получил эксклюзивные контракты на «обеспечение защиты данных и фильтрации трафика для школ и избирательных комиссий» — подразумевает в том числе запрет доступа к заблокированным сайтам и «экстремистским материалам».
Эксперты связывают такие успехи «Ростелекома» в том числе и с фигурой Владимира Кириенко. «Кириенко — эффективный руководитель: благодаря своим лоббистским возможностям укрепил позиции „Ростелекома“ в сфере обслуживания госструктур», — говорит гендиректор аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин.
Сам Кириенко-младший тоже говорил, что «Ростелеком» в первую очередь сосредоточен на работе с «государственными заказчиками» и крупным бизнесом. Впрочем, иногда государственные инициативы Кириенко-младший комментировал и в негативном ключе: например, заявил, что «Ростелекому», у которого крупнейшая региональная сеть обработки данных, было бы неправильно делать бизнес на «законе Яровой», по которому операторы связи обязаны в течение полугода хранить переписку, телефонные звонки и исходящий трафик пользователей. А также предоставлять эти данные по запросу в правоохранительные органы.
Охранитель
С недавних пор интересы Сергея Кириенко и его сына переплелись еще сильнее. После неудачной попытки заблокировать Telegram у власти появилась идея о создании так называемого суверенного интернета. Соответствующий закон приняли в 2019 году — он предполагает установку на сетях провайдеров специальных устройств (технические средства предотвращения угроз, или ТСПУ), через которые Роскомнадзор сможет сам управлять маршрутами трафика пользователей.
Одним из инициаторов создания в России «суверенного интернета» был Сергей Кириенко, писали BBC и Forbes. Изначально утверждалось, что эта инициатива направлена на «защиту» российского интернета в случае попыток отключить его извне. Но Роскомнадзор получил возможность управлять сетями связи — и начал ею пользоваться. Например, ведомство теперь самостоятельно может решить, что Twitter в России нужно «замедлить».
На этих устройствах ТСПУ, которые Роскомнадзор устанавливает компаниям-провайдерам, используется программное обеспечение от компании «РДП.ру» — ею владеет «Ростелеком».
Этим роль «Ростелекома» не ограничивается. Исторически крупнейшей точкой обмена трафиком в России была компания MSK-IX. В начале 2010-х годов она вошла в состав группы Safedata, объединявшей также ряд крупных центров обработки данных (ЦОД). Сейчас 100% Safedata (была переименована в «РТК-ЦОД») принадлежит именно «Ростелекому».
На базе технических ресурсов MSK-IX работал и «Технический центр интернета» (АО «ТЦИ»), выполнявший функции технического администратора доменных зон .ru, .РФ и .su. Владельцем компании был КЦ, Координационный центр национального домена сети интернет — независимый регулятор доменных зон.
Независимость Координационный центр со временем потерял: в 2015 году государство вошло в число учредителей КЦ, а в 2017 году «Ростелеком» создал свое ООО «ТЦИ», которое получило от Координационного центра функции технического управлениям корневыми серверами российских доменных зон. Теперь он управляет серверами, в которых хранятся записи о доменах, их собственниках и IP-адресе. Работа «РТК-ЦОД» и создание ТЦИ входили в компетенцию именно Кириенко-младшего, говорит «Медузе» источник в «Ростелекоме».
При этом с точки зрения финансов период Владимира Кириенко в «Ростелекоме» был успешен. Выручка компании в 2016 году, когда пришел Кириенко, составила 297 миллиардов рублей. А в 2020-м — уже 546 миллиардов. На корпоративных клиентов и госсектор пришлось 33% выручки, и основным драйвером роста стали именно цифровые сервисы, которые курировал Кириенко. Например, он отвечал за запуск успешной мультимедийной платформы Wink. «У „Ростелекома“ сейчас наиболее понятная и прозрачная экосистема цифровых сервисов. Да, не все сервисы востребованы, но все они связаны между собой», — отмечает телеком-аналитик Сергей Половников.
Руководитель
Прежних акционеров — структуры миллиардера Алишера Усманова — такой актив, как VK, тяготил, писал The Bell. Компания не приносила больших денег. Чистая прибыль «Металлоинвеста» Усманова в 2020 году составила 1,34 миллиарда долларов, чистая прибыль VK — 138 миллионов долларов. Три первых квартала 2021 года компания закончила и вовсе с убытками, а на бирже за последний год подешевела на 40%. «По всему было видно, что VK — не то, во что [USM] хотели инвестировать. А вот для администрации президента это был больной вопрос», — говорил один из источников The Bell.
«Из данных по аудитории разных площадок было видно, как растут в России зарубежные сервисы и как, по сути, деградирует „ВКонтакте“. Государству политически не хотелось бы, чтобы „ВКонтакте“ терял контакт с российской аудиторией. И Усманова с точки зрения ответственности перед государством это положение дел не могло не угнетать», — добавлял собеседник The Bell. А источник Forbes в правительстве подчеркнул, что исправить такую ситуацию в течение ближайших двух-трех лет должен Сергей Кириенко.
При этом Кириенко-старший, по словам близкого к АП собеседника «Медузы», «скорее не хотел», чтобы его сын перешел в ВК: «Он работал по факту в госкорпорации на хорошем посту — это деньги и работа с железом без политики».
Однако источник допустил, что Кириенко-младший мог сам уйти из «Ростелекома» из-за обысков в компании весной этого года: «Мало ли бы до чего там докопались в итоге».
При этом Кириенко-младший всегда был очень осторожным руководителем, из-за чего работать с ним было трудно, вспоминает другой собеседник «Медузы» в одной из компаний — партнеров «Ростелекома»: «Он постоянно как будто боялся. Не решался делать такие стандартные вещи, как подписывать внутренний документ „стратегия взаимодействия“ и предоставлять комментарии для пресс-релизов, давая понять, что с него потом спросят». В целом собеседник «Медузы» охарактеризовал Кириенко как «ни рыба ни мясо».
«Он въедливый до занудства, — говорит собеседник Forbes в „Ростелекоме“. — Он не такой человек, который выслушает позитивный отчет и успокоится, всегда помнит детали и обязательно задаст вопрос по той части, где все не так блестяще».
Другой собеседник издания из числа подрядчиков «Ростелекома» так описывает Владимира Кириенко: «Люди, которые выросли в семьях, наделенных властью, бывают с причудами. Однако Кириенко-младший производит впечатление умного и спокойного человека: он разбирается в финансах и бизнесе, уважительно общается. Никого не оскорбляет».