Такой масштабной полицейской операции Финляндия не видела давно. Правоохранительные органы при поддержке береговой охраны и военных в предыдущие выходные провели обыски в двух компаниях, связанных с бизнесменами из России, Италии и Эстонии, а также — на их объектах, которые располагаются на 50 гектарах на архипелаге Турку. В спецоперации участвовали 400 человек. Один из пунктов назначения обыскивали 12 часов.
В ходе спецоперации изъяли три миллиона евро наличными (в разных валютах) и задержали двоих. По версии полиции, обыски связаны с делом об отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. А некоторые финские политики и представители спецслужб уже заявили о том, что это дело непростое, поскольку российские предприниматели скупали земли и острова неподалеку от финских стратегических объектов, вблизи основных судоходных путей, и могли использовать эти территории не только для шпионажа, но даже и в военных целях. В ответ российский премьер Дмитрий Медведев назвал все это «параноидным бредом».
Напор
Компании, которые привлекли внимание полицейских, — это зарегистрированные в Турку Airiston Helmi и ее «дочка» Suomen Saaristomatkailu. Первая появилась на свет в 2007 году, вторая — двумя годами позже. С тех пор Airiston и ее владелец успели купить на архипелаге Турку около 50,45 гектара земли, охватив 12 островов. Airiston потратила на это порядка 3,8 миллиона евро. А ее собственник приобрел остров за 4,5 миллиона евро. На территориях появились домики для отдыха, коттеджи-бани, массивный бетонный причал и множество камер наблюдения.
Как выяснила «Новая газета», компания Airiston первоначально принадлежала владельцу нескольких крупных и хорошо известных в России сантехнических брендов Павлу Мельникову — предпринимателю из Петербурга, который также владел патентом на «счетный блок» бытовых счетчиков воды. Подобные счетчики настойчиво обязывают установить в каждой российской квартире. Компании, связанные с Мельниковым и его партнерами, входили в число крупных производителей подобных счетчиков. В целом группа компаний Мельникова заработала в прошлом году больше 10 миллиардов рублей.
Кроме российского гражданства у Мельникова есть паспорт Мальты. Он также упоминался среди тех, кто обращался за видом на жительство в Венгрии (согласно материалам, полученным нашими коллегами — венгерским центром расследовательской журналистики Direkt36 и новостным порталом «444»). В этих списках Мельников был не одинок, там же обнаружились фамилии статусных россиян — руководителей госкомпаний, политиков и ближайших родственников директора российской разведки Сергея Нарышкина.
В начале 2000-х среди деловых партнеров Мельникова был экс-руководитель секретариата председателя Совета Федерации Сергея Миронова — Василий Аржанцев. Вместе с Мельниковым он значился миноритарным совладельцем петербургской компании «Петрослак»
Справка
Сантехнические бренды
Павел Мельников был правообладателем таких известных сантехнических брендов, как Valtec и Minkor, под которыми выпускают не только водосчетчики, но и трубы, соединительные муфты, шаровые краны, клапаны, фитинги и другую сантехнику. А также брендов Tenrad, Brixis и Tenax Therm — радиаторы отопления и другое оборудование.
Предприниматель активно отстаивал свои права на интеллектуальную собственность — судился с другим крупным производителем счетчиков воды — компанией «Метер» и в 2015–2016 годах отстоял в арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области, а также в суде по интеллектуальным правам свое право на патент относительно «счетного блока» водосчетчика.
Мельников — основатель розничной сети сантехнических изделий и отопительного оборудования «Веста трейдинг» с магазинами в Петербурге, Москве и Самаре, которая появилась в 1998 году. Ему же принадлежал товарный знак Vesta Trading.
Общая выручка шести российских компаний, связанных с группой Мельникова, в 2017 году превысила 10 миллиардов рублей, по данным СПАРК. Основную выручку — больше 9 миллиардов рублей принесла зарегистрированная в Московской области компания «Веста регионы», которая торгует сантехнической арматурой, водопроводным и отопительным оборудованием. Мельников полностью владеет этой компанией.
Давление
Схема владения Airiston Helmi, попавшей на глаза финской полиции, была непростой. С 2007 года компания принадлежала Мельникову на 10%. А остальные 90% были у гонконгской Trade Bridge Limited, которую представлял тот же Мельников. Он также входил в руководство финской Airiston. К 2013 году эти 90% ушли двум польским фирмам. И, наконец, в 2016 году единоличным владельцем Airiston стала итальянская Pelargo.
Итальянские фирмы давно присутствовали в схеме владения российских сантехнических компаний Мельникова. На сайте Valtec сказано, что идея этой торговой марки «принадлежит группе российских и итальянских специалистов», которые решили создать инженерную сантехнику, максимально подходящую для сложных российских условий.
Продукция Valtec появилась на российском рынке в 2003 году. Мельников передал исключительные права итальянской фирме Valtec, зарегистрированной в Брешии. По одному с ней адресу располагалась фирма Immobiliare KP, которая в прошлом владела некоторыми российскими компаниями Мельникова. Ее администратором был итальянец Джорджио Гастиелло, который входил в руководство финской Airiston.
По данным российской таможни, к концу 2007 года итальянская фирма Valtec была второй по объему зарубежной сантехнической арматуры, поставленной на российский рынок.
Аресты
Пока что финская полиция задержала всего двух человек — россиянина Глеба Еремина, который в прошлом был переводчиком и помощником Мельникова, и некоего гражданина Эстонии. Им задают вопросы по поводу отмывания денег и уклонения от уплаты налогов, но адвокаты задержанных уверяют, что их клиенты ни в чем не участвовали: эстонец ни о чем не знал, а роль Глеба Еремина в делах финской компании была невелика.
Родственники Еремина пока не ответили на вопросы «Новой» о том, почему он оказался в подобной ситуации. Мельников также не ответил на письма, направленные в его компании. В руководство финских компаний входили также россияне Вячеслав Лобанов, Елена Романова и Шота Шамугия. Связаться с ними не удалось.
Эксперты, знакомые с ситуацией, говорят о том, что этот бизнес в Финляндии мог стать своего рода заложником российской внешней политики.
После санкций и скандала, связанного с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля в Великобритании, многие страны Европы стали обращать пристальное внимание на российских предпринимателей и опасаться возможных скандалов.
Еще несколько лет назад невозможно было представить, чтобы власти упрекнули российских бизнесменов в том, что они скупают земли рядом с военными объектами и острова, расположенные неподалеку от важных морских путей, — ведь эти земли и острова им были проданы, а никаких легальных ограничений на тот момент не существовало. Теперь все выглядит иначе. И правоохранительные органы европейских стран, похоже, будут вникать в мельчайшие нюансы бизнеса россиян.
Роман Шлейнов
Петр Саруханов