Оказывется, чтобы выживать в конкурентной некоррумпированной среде, как недавно поняла одна из бизнес-леди, надо всё же иметь хоть каплю ума. Юная дочь экс-министра спорта попробовала вести типично хипстерский бизнес так, как
рулил Минспортом ее папа - Виталий "Летмиспик-фроммайхарт"
Мутко, и о ее деловых приключениях рассказывает в своем материале baza.io. Может роль сыграло то, что "матча" и
"моча" отлично рифмуется, а может желание хайпануть на моде среди обеспеченной молодежи. Но жизнь внесла коррективы. Ведь матчу никакие чекисты не подменяли! И Мария Сомова прогорела.
Попробовать себя в бизнесе Мария решила пару лет назад. Как она рассказывала журналу Tatler, всё началось с того, что она увлеклась «растительным питанием». Но с «ребятами в дредах, садящихся есть в позе лотоса», ей было не по пути.
«...В нашем городе отсутствовали заведения для тех, кто не планирует вступать в
секту, а просто хочет съесть веганский салат, — рассказывала Мария. — Вот мне хочется так питаться, но никакой идеологии за этим нет. Мех, например, я ношу спокойно».
Осенью 2017-го она открывает веганский ресторан «Зелёный сад» в Петроградском районе Санкт-Петербурга, предлагая любителям здорового питания смузи, овощные супы, мороженое на кокосовом молоке, сырники из орехов, огуречную воду и коктейли с листьями алоэ. Впрочем, ресторан не был полностью веганским или сыроедческим — в меню были диетическая
индейка и рыбное филе.
Убежденный "трупоед" Мутко подключился к пиару веганства
Марии даже удалось приобщить к веганской кухне своего высокопоставленного папу. «Поначалу ему было сложно понять суть предприятия: он всё-таки бесконечно далёк от растительной пищи. Но после того, как мы открылись, стал активно ходить, всё пробовать. Даже завёл любимое блюдо: феттучини в „сливочном" соусе. Сливки в блюде на самом деле из кокосового молока», — рассказывала Мария в интервью.
В «Инстаграме» заведение прорекламировали бизнесмен и певец Эмин Агаларов, актёр Данила Козловский, телеведущая Юлия Барановская.
Несмотря на столь звёздную раскрутку, веганский формат питерской публике «не зашёл» и больших денег не приносил. Как следует из базы данных «Контур. Фокус», на конец 2018-го доходы «Зелёного сада» превысили расходы всего на 100 тысяч рублей.
В апреле 2018 года ресторан закрылся и вскоре переформатировался в небольшую торговую точку на Василеостровском рынке.
Дочь Мутко влезла в чужую тарелку и разочаровалась
А в октябре 2019 года Мария Сомова продала ООО «Зелёный сад» фирме «Территория Мытищи». Её владелец — Александр Задорин, у которого есть сеть ресторанов «Территория» в Москве и Подмосковье. Барная стойка, караоке, кальян, диджеи с модной музыкой и девушки, танцующие go-go. В общем, по духу эти рестораны — что-то совсем противоположное умиротворенному заведению, которое открывала дочь Мутко.
По мнению экспертов, веганов ещё слишком мало, чтобы на них можно было строить прочный бизнес. Как рассказала «Базе» гендиректор компании «Рестопрофи» Елена Перепелица, в Москве и Петербурге за последние годы открылось много вегетарианских заведений, но почти все они уже тихо умерли.
"В будущем, возможно, такой формат сможет приносить стабильную прибыль, потому что число людей, которые отказываются от мяса, растёт. Но пока это преждевременно," - откровенничает гендиректор компании «Рестопрофи» Елена Перепелица
Больше бизнеса (по крайней мере в России) у дочери Мутко, по данным «Контур. Фокус», нет. Зато есть две дочки, много свободного времени и деньги на путешествия. Мария сейчас, судя по её «инстаграму», активно путешествует: только за сентябрь-октябрь она поставила под фотографиями геотеги Милан, озеро Комо, Портофино, Ницца, Канны, Мюнхен, Сочи и Пхукет.
Кстати, мать Марии и жена Виталия Мутко Татьяна Мутко также недавно избавилась от бизнеса.
Виталий Мутко с женой. Фото: uznayvse.ru
С 2015 году она была владельцем компании «Виталема» — название собрано из имен Виталий, Лена (старшая дочь Мутко), Маша. Ранее эта фирма была владельцем 12% акций «национального достояния» — футбольного клуба «Зенит», а также в других компаниях («КСК Зенит», «Торговый дом Зенит»). При этом сразу после выхода из числа учредителей Татьяны Мутко начался процесс ликвидации компании.
В 2016 году «Зенит» был оценён в 3,2 млрд рублей, а после допэмиссии его стоимость увеличилась до 15,4 млрд рублей. Таким образом, доля семьи Мутко (во время владения Татьяной компанией «Виталема», до допэмиссии) оценивалась почти в 400 млн рублей.