Продолжается «ползучая капитуляция» предпринимателя Олега Дерипаски перед Министерством финансов США. В ближайшее время российский миллиардер с кипрским паспортом собирается расторгнуть соглашение акционеров UC Rusal, рассказал «Ведомостям» близкий к одному из совладельцев металлургической компании человек. Это необходимо ради вывода компании из-под санкций США, говорит человек, близкий к другому совладельцу металлургической компании. Информацию о предстоящем расторжении соглашения подтверждает и топ-менеджер банка-кредитора UC Rusal.
Впрочем, En+ пока не предлагала миноритариям аннулировать акционерное соглашение и каких-либо предложений о реорганизации бизнеса на обсуждение не выносила, утверждает один из собеседников издания. Разрыв соглашения – единственный выход из сложившейся ситуации и другой возможности спасти компанию Дерипаска не видит. Соглашение гласит, что En+ считается контролирующим акционером компании до тех пор, пока ее доля превышает 40% (сейчас – 48,1%).
С другой стороны, изначально документ был создан для защиты прав миноритарных акционеров, отмечает близкий к одному из совладельцев металлургической компании человек. Это подтверждает и человек, близкий к другому совладельцу металлургической компании.
Соглашение между En+, Glencore и Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника было подписано при создании UC Rusal в 2007 году. Тогда партнеры объединили свои активы в алюминиевой промышленности – En+ внесла «Русал», Sual Partners – «Суал», Glencore – глиноземные и металлургические заводы в странах дальнего зарубежья.
С одной стороны, соглашение дает En+ право выдвигать половину кандидатов (кроме независимых) в совет директоров, включая его председателя, назначать гендиректора UC Rusal, предлагать двух независимых директоров. Но с другой – миноритарные акционеры, Sual Partners (26,5%) и Glencore (8,8%), имеют право вето при голосовании по вопросам о сделках со связанными сторонами, о смене регистрации, делистинге, допэмиссии.
Соглашение акционеров не обязательно расторгать, уточняет близкий к одному из совладельцев UC Rusal человек. Компания недавно объявила об уходе из совета директоров представителей En+ и грядущей замене их на независимых кандидатов. Как только совет директоров UC Rusal станет независимым, соглашение формально перестает действовать, говорит близкий к одному из совладельцев UC Rusal человек. Но и формально документ тоже предполагается расторгнуть, добавляет он.
Разрыв акционерного соглашения – это серьезный аргумент для En+ и UC Rusal в дискуссии с минфином США, но автоматического выведения из-под санкций он не гарантирует, уверен партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. «При принятии решения минфин США будет учитывать не только юридические аспекты акционерного соглашения, но и фактические аспекты: кем и как принимаются решения при управлении компанией», – говорит он. К тому же UC Rusal оказалась под санкциями как самостоятельная компания, а не как дочерняя структура En+. Поэтому прекращения акционерного соглашения, где En+ названа контролирующим акционером, может быть недостаточно для выведения из санкционного списка, считает Тертычный.
28 мая UC Rusal опубликовала список кандидатов в новый состав совета директоров. Представителей En+ предполагается заменить специалистами с заводов UC Rusal. Этих кандидатов по правилам корпоративного управления нельзя считать независимыми, говорит Тертычный: «Все предложенные кандидаты имеют рабочие и материальные связи с эмитентом».
По мнению партнера консалтинговой компании Urus Advisory Алексея Панина, ситуация осложняется и тем, что не совсем ясно, что именно будет квалифицироваться США как «утрата контроля над компанией». «Удовлетворит ли минфин формальная потеря голосов или им важно понимать, что санкционное лицо не будет участвовать в операционном управлении компанией? Ведомство оставляет слишком большое поле для правовой казуистики», – уверен он.
Уменьшение доли Олега Дерипаски в En+ не привела к автоматической отмене санкций, так как более 11% компании продолжают контролировать члены семьи миллиардера.