Контроль над пенсионными фондами владельца O1 Бориса Минца переходит к офшору Riverstretch Trading & Investments, ранее захватившему активы Максима Блажко в пользу главы "Роснефти" Игоря Сечина. Кредит, по которому заложены НПФ, продает офшору Роман Авдеев — формальный владелец Московского кредитного банка, подконтрольного "кошелькам Сечина" Сергею Сударикову и Андрею Жуйкову из группы "Регион". Ранее переговоры о покупке фондов шли с Германом Грефом, но после процедуры due diligence Сбербанк категорически отказался от покупки. Покупать фонды, входящие в финансовой группы (ФГ) "Будущее", отказались и в НПФ "Благосостояние", реализующем корпоративную пенсионную систему ОАО "РЖД". Акции группы с осени прошлого года обесценились в пять раз, у Бориса Минца сейчас нет денег на покрытие сделанных им долгов.
О том, что принадлежащий Роману Авдееву концерн «Россиум» продал кредит, залогом по которому выступают 75% плюс 1 акция ФГ «Будущее», объединяющей НПФ «Будущее», «Образование» и «Телеком-Союз», рассказал "Ъ" со ссылкой на собственные источники. В феврале 2015 года O1 Group — мажоритарный акционер ФГ «Будущее» — взяла кредит в МКБ на €106 млн, а затем в июне того же года еще один — на 9 млрд рублей. Залогом стали акции НПФ «Будущее» и «Телеком-Союз». В марте 2016 года кредит взяла ФГ «Будущее» — также под залог акций НПФ «Будущее» и приобретаемых бумаг НПФ «Уралсиб». Затем все залоги были трансформированы в залог акций ФГ «Будущее». При раскрытии информации по сделке продажи O1 Group был указан ее долг перед МКБ в размере около 25 млрд рублей. Тогда же владелец «Россиума» Роман Авдеев заявил, что концерн выкупил кредит у банка, а для дальнейшей работы с задолженностью была нанята RT&I.
Суммарные активы фондов, входящих в ФГ «Будущее», составляли на конец первого квартала 345 млрд рублей. Клиентами НПФ являются более 5 млн человек. ФГ провела IPO осенью 2016 года. Ее капитализация на конец торгового дня четверга составляла 15,7 млрд рублей. Борис Минц готов был отдать свои фонды еще минувшей зимой и проводил по этому поводу консультации в ЦБ. Речь шла о санации НПФ, рассказывает информированный источник. Весной, по данным Reuters, O1 Group все еще искала покупателей. Однако связываться с таким опасным активом желающих не нашлось.
Теперь ФГ «Будущее» переходит под контроль структур, тесно сотрудничающих работающих с НК «Роснефть». «Операционный контроль еще находится у предыдущих собственников. Передача идет тяжело»,— уточнил один из собеседников “Ъ”.
В начале мая НПФ «Будущее», «Образование» и «Телеком-Союз» заключили договоры доверительного управления с УК «Регион Траст» (входит в ГК «Регион»). газета РБК связывала RT&I с ГК «Регион», однако в группе заявили, что не имеют отношения к оффшору. При этом «Регион» тесно сотрудничает с НК «Роснефть», в том числе управляет пенсионными средствами ее НПФ, выступает организатором размещений ее облигаций, участвует в ряде компаний вместе с НК. В то же время, в ГК «Регионе» заверили, что группа «никак не связана с "Роснефтью"». «Никто никогда ни от самого господина Минца, ни от его структур к нам ни с какими предложениями о продаже его активов не обращался. Никакого интереса к приобретению этих структур у НК нет и быть не может»,— заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.
Как отмечает управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов, «передача долга игроку с сильной переговорной позицией похожа на помощь МКБ и "Россиуму". Судя по последним событиям, в частности по техническим дефолтам компаний, связанных с O1 Group, платить заемщику по кредиту, выданному МКБ и переданному "Россиуму", нечем».
Московскому кредитному банку угрожают санкции из-за сделок с "Роснефтью". С другой стороны, именно сотрудничество с Игорем Сечиным позволяет Роману Авдееву не повторить судьбу других кредитных учреждений из так называемого "Московского банковского кольца".