Под домашний арест отправлен глава управления МВД России по Тюменской области Юрий Алтынов. Генерала обвиняют в получении взятки хронометрами, iPhone X и сумкой Montblanc. Аксессуары силовику вручил подозреваемый в вымогательстве 85 млн рублей владелец компании «Сибнефтехимтрейд» Олег Гузенко. Подельник Гузенко, активист «Ночных волков» Валерий Калалба обвиняет следователей ФСБ в выбивании показаний на Алтынова, который слишком активно занимался делом местной банды чекистов-киллеров.
Юрий Алтынов проработал в УМВД по Тюменской области относительно недолго — пять лет. До этого служил замначальника управления МВД по Ставропольскому краю и был оперативником в Красноярске. В Тюмени был не самой приметной фигурой: запомнился, разве что, скандалом со служебным автомобилем, на котором якобы были установлены подложные номера и «висели» неоплаченные штрафы на 80 тысяч рублей (за это наказали его водителя). Да еще приобретением квартиры в доме бизнес-класса: ее стоимость оценили в 9-12 млн рублей при доходах начальника полиции в 1,7-2,3 млн рублей. Алтынов объяснил, что для покупки жилья взял ипотеку.
В крупном скандале фамилия генерал-майора впервые всплыла весной этого года. 22 марта сотрудники ФСБ провели обыск в областном управлении МВД, и задержали замначальника управления экономической безопасности ипротиводействия коррупции Дмитрия Габова, а вместе с ним — оперуполномоченного Георгия Шелию. В тот же вечер был допрошен и сам Юрий Алтынов. Ему присвоили статус свидетеля по уголовному делу о вымогательстве. Из тех обысков и растет нынешнее уголовное дело генерала.
Его канва такова. В начале года на личный прием к Алтынову пришел предприниматель Олег Гузенко, занимающийся торговлей нефтепродуктами. Бизнесмен рассказал, что его компания «Сибнефтехимтрейд» отгрузила другой тюменской компании «РК Т-Ойл» топлива на 90 млн рублей. Большую часть денег «РК Т-Ойл» платить не стала. Алтынов поручил начальнику управления экономической безопасности Габову разобраться в ситуации.
Пожаловавшись в полицию, бизнесмен Гузенко начал звонить представителям «РК Т-Ойл», предлагая им вернуть деньги «полюбовно». В противном случае грозился возбуждением уголовного дело по статье «Мошенничество». В какой-то момент к переговорам присоединился друг Гузенко, бывший начальник филиала паспортно-визового центра МВД Валерий Калалб.
В «РК Т-Ойл» разговоры с Гузенко записали, и передали их в РУ ФСБ по Тюменской области. Представители компании Анатолий Лаврентьев и Азад Мамедханов заявили, что Гузенко вымогает у них 85 млн рублей. Несмотря на то, что долги действительно существовали, уголовное дело по п. «б» ч. 3 статьи 163 УК РФ («Вымогательство, совершенное организованной группой») было заведено.
Фигурантом дела, помимо Олега Гузенко и Валерия Калалба, стал и Дмитрий Габов, которому глава УМВД изначально поручил заняться проблемой «Сибнефтехимтрейда». По мнению следствия, он «создал условия» для вымогательства.
Спустя три недели после задержания Валерий Калалб объявил в СИЗО голодовку, заявив, что ФСБ склоняет его дать «заведомо ложные показания» против начальника УМВД Юрия Алтынова. Адвокат Валентина Кокорина в апреле этого года в беседе с корреспондентом местного издания 72.ru говорила, что сотрудники ФСБ «говорили Калалбу и Гузенко, что «они оба — всего лишь звено в цепочке, а главной целью всего происходящего является генерал Юрий Алтынов». И если Калалб в итоге ничего говорить не стал, то Гузенко осенью этого года — заключил сделку со следствием. И, судя по всему, дал показания на генерала. Но чем именно бывший глава тюменского УМВД мог так не угодить спецслужбам?
Оперативно-розыскная часть уголовного розыска на Тульской, 3 в Тюмени имеет неоднозначную репутацию. В местных СМИ можно найти десятки публикаций о том, что ее сотрудники используют пытки: мешок на голову, избиение, прыжки на задержанном, электрический ток, подвешивание, — стандартный арсенал. Но в апреле 2017 года сотрудники ОРЧ задержали в Ялуторовске двоих мужчин — Алексея Короткова и Евгения Гладких. Их заподозрили в двойном убийстве.
То, что полицейские узнали дальше, легло в основу одного из самых громких уголовных дел в России, начиная с 90-х годов. Оно получило название «Дело тюменской «банды ФСБ».
Оба задержанных оказались сотрудниками спецслужбы: Коротков был лейтенантом, Гладких — прапорщиком. Допросив их, сотрудники МВД вышли еще на четверых членов банды: капитана ФСБ Владимира Гилева, сотрудника управления экономической безопасности Сергея Зозулю, тренера ФСБ по самбо Александра Кобылина и безработного Сергея Синякова.
Членов банды заподозрили как минимум в 53 убийствах (18 сумели доказать), в десятках эпизодов разбойных нападений и похищений людей. Глава УМВД Алтынов лично держал это дело на контроле. Репутации ФСБ был нанесен колоссальный удар.
Сразу же после возбуждения дела по «банде ФСБ» в тюменском управлении спецслужбы сменился руководитель: на смену Вадиму Пятилетову пришел первый замначальника управления ФСБ по Приморскому краю Игорь Кочнев, которого собеседники «Новой газеты» характеризуют словом «волкодав» (специалист по зачисткам элит — И. Ж.). Достаточно сказать, что он был единственным на Дальнем Востоке сотрудником ФСБ, которому Лубянка сообщила о разработке экс-губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина.
Кочнев «закусился» с тюменским УМВД. И, несмотря на то, что весенние обыски в главке результата не дали, кажется, все-таки выиграл партию.
Все сказанное выше, конечно, не свидетельствует о том, что Юрий Алтынов — идеальный полицейский. Более того, по словам собеседников «Новой газеты», при нем полиция в Тюмени «потеряла вес». И было, отчего.
За шесть дней до отставки Алтынова, 28 октября 2019 года, в торговом центре «Рио» в Тобольске покончил с собой подросток. Известно, что за день до самоубийства его допрашивали в полиции по делу о краже. По информации местных СМИ, беседа была «жесткой».
За две недели до этого депутат думы Тобольского района Ринат Урамаев обвинил начальникаОРЧ СБ по Тюменской области Евгения Мокроусова в том, что он «оказал давление на сотрудников ГИБДД, задержавших за пьяную езду дочь Мокроусова Алену». По словам депутата, из-за давления со стороны полицейского чиновника к ответственности был привлечен невиновный человек.
Сообщения о пытках в оперативно-розыскной части на Тульской стали массовыми с 2016 года — также после прихода Алтынова. Но это — не более, чем характеристика общего состояния дел.
На суде по избранию бывшему начальнику УМВД меры пресечения следователь и прокурор неожиданно оказались по разные стороны баррикад: следователь попросил отправить Алтынова в СИЗО, а прокурор — под домашний арест. Адвокат, разумеется, поддержал гособвинителя.
Причудливым образом, в деле Алтынова ФСБ и СКР пока оказываются противостоящими прокуратуре и МВД. Может быть, на противоречии ведомств генерал-майору в отставке и удастся добиться для себя справедливого расследования и суда. Пка что по ч. 5 ст. 290 УК РФ ему грозит до 12 лет лишения свободы.
СМИ сообщают о том, что сотрудники четвертого следственного управления СК РФ провели обыск в квартире сына Юрия Алтынова. По данным адвоката, были изъяты огнестрельное оружие с разрешением, загранпаспорта, акты, счета-фактуры, договоры купли-продажи и техпаспорт квартиры. В квартире Юрия Алтынова следователи забрали бумаги на автомобиль, документы по уплате налогов, страхованию, на открытие счетов и ряд других, также загранпаспорта, телефоны и огнестрельное оружие с разрешением на него. В рабочем кабинете экс-начальника региональной полиции изъяли рабочий компьютер.