Министр здравоохранения Вероника Скворцова по итогам торгов заключила с компанией «Р-фарм» контракт на поставку «Терифлуномида», применяемого для лечения рассеянного склероза. Это единственный новый препарат, включенный в программу семи высокозатратных нозологий. Сумма контракта — 994,2 млн рублей, следует из документов закупки. Компания поставит препарат под брендом «Абаджио», который производит «дочка» французской Sanofi — Genzyme, а упаковывает «Р-фарм». Дистрибутор должен поставить 10,2 млн упаковок лекарства до 1 сентября 2018 года.
Принадлежащая Алексею Репику «Р-фарм» стала единственным участником аукциона, хотя в феврале 2017 года «Валента фарм» зарегистрировала дженерик «Феморикс». Его стоимость, по данным госреестра лекарственных средств, не должна превышать 34,6 тыс рублей за упаковку, тогда как цена «Абаджио» может достигать 43,4 тыс рублей. В «Валента фарм» не стали обсуждать причины, по которым компания не стала участвовать в тендере. В ФАС сообщили “Ъ”, что не обладают информацией о причине неучастия «Валента фарм» в закупке.
В марте антимонопольная служба заподозрила «Р-фарм» в сговоре с Минздравом РФ, благодаря чему компания могла получить преимущества на госзакупках. Речь шла о 19 контрактах на 8,2 млрд рублей на поставку препаратов против вируса иммунодефицита человека, вирусов гепатитов В и С, туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, а также других антивирусных и антибактериальных препаратов. «Р-фарм» — один из крупнейших операторов госзаказа. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2017 году компания заключила госконтрактов на 33 млрд рублей.
По данным Headway Company, в 2017 году Москва и регионы провели 79 аукционов на поставку «Терифлуномида» общей стоимостью 46,9 млн рублей, из которых 28,7 млн рублей достались «Р-фарм». В то же время в Москве производство «Терифлуномида» будет локализовано «Биокадом», то есть на российском рынке появится еще один производитель этого препарата. В этом проекте намеревалась участвовать «Р-фарм», но ее заявка была отклонена из-за несоответствия конкурсной документации.
План-график закупок Минздрава РФ в 2018 году, по данным Headway Company, предусматривал только один тендер на поставку «Терифлуномида». Впрочем, директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов не исключает, что министерство проведет дополнительные аукционы. Он предполагает, что сейчас у «Валенты» нет нужного для участия в крупном тендере количества произведенного «Феморикса», но она может достичь соответствия требованиям тендера и подать заявку на участие к середине года. В противном случае, по мнению господина Мелик-Гусейнова, проект создания дженерика, в который было вложено несколько десятков миллионов долларов, станет провальным.
«Валента фарм» не первая компания, создавшая дженерик и не вышедшая с ним на госзакупки. Так, в 2017 году иркутский «Фармасинтез» Викрама Пунии зарегистрировал препарат «Калидавир» — первый дженерик «Калетры», препарата AbbVie, одного из самых востребованных лекарств от ВИЧ, закупаемого по госпрограмме («Лопинавир + Ритонавир»). В 2017 году Минздрав РФ потратил на его закупку более 5 млрд рублей, все контракты были заключены с «Р-фарм». В этом году министерство провело уже три аукциона на поставку этого лекарства, победителями которых стала «Р-фарм», заключившая контракты на 1,2 млрд рублей. «Фармасинтез» не подавал заявок на участие ни в одном тендере.
В январе начальник управления по борьбе с картелями возглавляемой Юрием Исаевым Федеральной антимонопольной службы сообщил, что во время проверки "Р-фарма" было обнаружено более 20 ключей для участия в электронных торгах, то есть компания Репика побеждала на тендерах созданные ею же "прокладки". За эти нарушения компанию должны были включить в Реестр недобросовестных поставщиков, однако «Р-Фарм» продолжает участвовать в торгах.