В конце августа стало известно об уголовном деле, которое расследует Московское межрегиональное управление на транспорте по фактам злоупотреблений в «Трансаэро» – возглавлявший компанию с ноября 2015 по сентябрь 2017 года Александр Бурдин подозревается в невыплате зарплат сотрудникам свыше двух месяцев, растрате и злоупотреблении полномочиями.
Но в материалах дела (с ними ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердил человек, участвующий в следственных действиях) есть и другой эпизод: «Неустановленные лица из числа руководителей «Трансаэро» злоупотребили своими полномочиями против интересов авиакомпании в целях извлечения выгоды для других лиц <...> необоснованно подписали дополнительное соглашение, лишив компанию права на получение не менее 610 млн руб. субсидий за перевозки».
В августе 2015 г. второй на тот момент перевозчик страны заявил, что не в состоянии выполнять обязательства, в сентябре правительство хотело спасти «Трансаэро» путем продажи ее «Аэрофлоту». В октябре от плана отказались, у «Трансаэро» аннулировали сертификат эксплуатанта, в декабре 2015 году в ней было введено наблюдение, в сентябре 2017 году – конкурсное производство.
Это допсоглашение от 13 ноября 2015 г. к договору о субсидируемых перевозках на Дальний Восток подписали руководитель Росавиации Александр Нерадько и руководивший тогда «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин. В документе без указания причин говорится, что сумма в договоре меняется с 1,095 млрд рублей на 485 млн рублей. Сапрыкин был замгендиректора «Аэрофлота», в сентябре 2015 года также стал гендиректором «Трансаэро» с целью ее интеграции в «Аэрофлот». Следствие хочет провести комплекс следственных мероприятий, чтобы проверить законность действий руководства «Трансаэро» и Росавиации, в том числе назначить почерковедческую экспертизу подписей Нерадько и Сапрыкина, говорится в материалах дела.
Такие допсоглашения не редкость, «Трансаэро» просто не отлетала на всю сумму субсидий и Сапрыкин отказался от части, чтобы Росавиация успела распределить средства среди других авиакомпаний, говорят знакомый Сапрыкина и человек, близкий к Минтрансу. Но бывший менеджер «Трансаэро» утверждает, что компания выполнила все обязательства и ей причиталась вся сумма. В 2015 году бюджет выделил 3,4 млрд рублей на субсидирование полетов на Дальний Восток, «Трансаэро» перевезла 28% всех пассажиров этой программы, сообщала Росавиация. В простой пропорции на «Трансаэро» пришлось бы 950 млн рублей.
«Без знания мотивов эти действия действительно можно трактовать как злоупотребление полномочиями и растрату, – говорит управляющий партнер коллегии «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Ковалев. – Конкурсный управляющий «Трансаэро» может взыскивать с бывшего гендиректора сумму ущерба в суде. Также по заявлению компании или ее акционеров это может быть расценено как основание для уголовного дела».
Росавиация не выплатила «Трансаэро» и оставшиеся 500 млн рублей субсидий по той причине, что у авиакомпании имелась задолженность по уплате налогов. Верховный суд указал, что решение Росавиации незаконно, но арбитражные суды все же отказали «Трансаэро» во взыскании субсидий. Планировали сначала взыскать ту сумму, которую Росавиация не оспаривала, а потом обжаловать соглашение Сапрыкина и отсудить остальное, говорит бывший сотрудник «Трансаэро».
Сапрыкин сразу после «Трансаэро» возглавил крупнейшую «дочку» «Аэрофлота» – «Россию». Но на прошлой неделе он покинул компанию. Сапрыкин станет гендиректором
аэропорта «Внуково», уверяет его знакомый.