Судостроительный комплекс (ССК) "Звезда" - громадный проект "Роснефти" в Приморье стоимостью около 200 млрд рублей. В 2014 году по протекции главы госкорпорации Игоря Сечина куратором стройки стал Юрий Фильченок, руководивший военным Дальневосточным заводом (ДВЗ) "Звезда", а в 2016 году возглавивший Дальневосточный центр судостроения и судоремонта (ДЦСС). За эти годы сроки строительства регулярно срывались, были разорваны договора с крупнейшим подрядчиком.
Слишком пассивен
То, что 25 июня Фильченок уволился с поста гендиректора ДЦСС по собственному желанию, подтвердили РБК два человека, близких к акционерам судоверфи и представитель ДЦСС. Исполняющим обязанности гендиректора назначена его заместитель по финансам и экономике Людмила Лифшиц, сообщили они. Высокопоставленный источник, близкий к акционерам "Звезды", предположил, что за увольнением Фильченка вряд ли последует уголовное дело. По его словам, для завершения масштабного проекта по строительству судоверфи нужен "более активный" человек.
ДЦСС контролируется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка «Современные технологи судостроения» (СТС), а также участвует в капитале ДВЗ «Звезда». Также СТС напрямую владеет ССК «Звезда», который занимается строительством новой гражданской судоверфи рядом с военным заводом. Проект находится под личным контролем президента Владимира Путина и должен обеспечить российские компании судами, танкерами и платформами для освоения шельфовых месторождений.
Инженер Фильченок, даже будучи назначенным директором ДЦСС фактически оставался куратором военного завода: ДЦСС стал управляющей компанией ДВЗ «Звезда». В 2016 году ДВЗ активно проводил конкурсы и перезаключал уже разыгранные контракты на строительство первой очереди гражданской судоверфи (цеха, блок корпусных производств, тяжелый открытый достроечный стапель и т.д.). А примерно с 2017 года ССК «Звезда» сам стал активно устраивать конкурсы. Например, именно эта компания провела тендер на строительство крупнейшего и самого дорогого пока объекта судоверфи — сухого дока — стоимостью почти 20 млрд рублей. Его построит китайская CCCC. Объекты гражданской судоверфи, заказанные ДВЗ, должны быть переданы на баланс ССК.
В последнее время Фильченок участвовал в обсуждении строительства новой верфи лишь опосредованно — «заседал на штабах, представлял информацию по подключению и выносу коммуникаций и прочей инфраструктуре», рассказал информированный источник.
Проблемы с подрядчиками
В 2017 году Фильченок написал курирующему стройку вице-президенту «Роснефти» Андрею Шишкину письмо о том, что на «Звезде» сложилась тяжелая ситуация с подрядчиками. «План закупок для строительства «Звезды» сорван, план капитальных вложений систематически не выполняется, есть риск отставания от сроков реализации проекта», — написал в ответ Шишкин и поручил Фильченку представить план «оздоровления ситуации» до 15 января 2018 года. Кроме того, вице-президент поручил командировать Фильченка в бухту Большой Камень, где строится «Звезда», и возложить на него персональную ответственность за устранение проблем, о которых менеджер сам и доложил.
В марте 2017 года судостроительная верфь "Звезда" разорвала все контракты с одним из крупнейших подрядчиков, ООО "Комплексные энергетические решения" (КЭР) Игоря Лукашенко, - это были контракты на строительство четырех крупных цехов, а также камеры для чистки, сушки и окраски конструкций танкеров, газовозов и других судов на общую сумму более 17,5 млрд рублей. КЭР появилась на верфи еще в 2015 году и первый и самый крупный свой контракт на 9 млрд рублей получила без конкурса, а последующие пять — еще почти на 9 млрд рублей — на тендерах в 2016 году, став по итогам года крупнейшим подрядчиком верфи. Сроки строительства нескольких объектов были сорваны, при этом КЭР и "Звезда" взаимно обвиняли друг друга.
«Звезда» уже объявила конкурсы на все недостроенные КЭР объекты, а пресс-служба «Роснефти» сообщала, что все работы будут выполнены в срок. Однако неожиданное увольнение топ-менеджера может означать, что управляющая компания ДЦСС по-прежнему не справляется с проектом строительства «Звезды».
«Звезда» и ДЦСС известны высокой коррумпированностью менеджмента. Под судом побывал директор ДВЗ Юрий Шульган, растративший 29 млн рублей из фондов, выделенных Японией на утилизацию российских атомных подводных лодок. Его преемник Владимир Аверин лишился своей должности в октябре 2013 года из-за пожара на атомной подводной лодке "Томск" и пропажи миллиарда рублей при ремонте российских субмарин. Бежали из России обвиняемые в многомиллиардных хищениях на ДВЗ "Звезда" экс-директор ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», бывший руководитель департамента ПАО «НК «Роснефть» Игорь Борбот, а также исполнительный директор холдинга «Владивосток девелопмент» Алексей Бойцов.
Министр транспорта Денис Мантуров лоббирует законопроект, ограничивающий движение судов иностранной постройки Северным морским путем. Предположительно, этот закон подготовлен в интересах Игоря Сечина и кораблей, которые будут строится на "Звезде". Бежавший в Америку Борбот называл свое уголовное преследование инспирированным Денисом Мантуровым, которому он якобы отказался дать взятку.