После ареста во Франции российского бизнесмена и сенатора Сулеймана Керимова за уклонение от уплаты налогов, интерес к поместьям россиян в этой стране не стихает. Центр по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP) обнаружил на французской Ривьере виллу, принадлежащую Борису Ротенбергу. В отличие от брата Аркадия, финский гражданин Борис Ротенберг не попал под санкции, что не помешало ему тщательно замаскировать свою связь с поместьем на Лазурном Берегу. Схема владения особняком в Грассе намного более замысловата, чем та, которую использовал Керимов.
Три виллы
Связи Ротенберга с Францией разнообразны. Например, в городе Ле-Люк тренируются автогонщики основанной им команды — SMP Racing, которая, как сказано на ее сайте, занимается популяризацией автоспорта в России. Детский автоспорт, который также развивает SMP Racing, поддерживает «Газпром» в рамках своей благотворительной программы. Вместе они устраивают в России детские турниры «SMP Racing/Газпром — детям».
В полутора часах езды на автомобиле от Ле-Люка, в коммуне Эз, у Бориса Ротенберга 2,5 гектара земли и прочая недвижимость, которая в 2008 году была оценена французским банком Societe Generale в €2,5 млн.
Расположенная между Ниццей и Монако, Эз — это деревня, известная с древнейших времен, — поселение на крутой горе, уходящей в море. Такие стали появляться здесь до господства римской империи. Еще Эз памятна своей хорошо сохранившейся средневековой архитектурой. И тем, что здесь жил философ Фридрих Ницше. Эз расположена на скале, так что подъем довольно утомителен. Перепад высот знаменитой тропы Ницше, по которой прогуливался философ, — несколько сотен метров.
Но у Бориса Ротенберга тут не совсем убежище философа-затворника: у предпринимателя две виллы общей площадью 1300 квадратных метров и общежитие для прислуги. Когда Ротенберг получил разрешение на строительство в ноябре 2009 года, он планировал отремонтировать обе виллы, а также добавить бассейн, теннисный корт и частный фуникулер. Как мы смогли убедиться, в декабре 2017 года бассейн был уже построен.
В феврале 2015 года Ротенберг подал документы на получение нового строительного разрешения. Он пожелал возвести третью виллу в 1000 квадратных метров. Она, по данным местных источников, может быть еще в стадии строительства.
Планы по расширению удивительны, учитывая, что местные не видели ни Ротенберга, ни его супругу Карину почти десять лет. Их отсутствие может быть связано с затянувшейся судебной тяжбой, вызванной тем, что Ротенберг отказался платить подрядчикам за строительство, заявив о различных дефектах и непредвиденных расходах. Суд вынес решение в его пользу в 2015 году, установив, что подрядчики выполняли работы, которые он не утверждал.
Планы на третью виллу могут свидетельствовать, что Ротенберги намерены вернуться в Эз. На фотографиях, сделанных в декабре 2017 года, заметны люди, которые, по-видимому, работают над сохранением территории, а также строительная техника и материалы.
Последний, кто там жил, — гражданин Франции украинского происхождения Сергей Павленко. Местные жители считают его человеком, представляющим интересы Бориса Ротенберга. Он, видимо, наблюдал за тем, что происходит на участке.
По данным реестров, Павленко был директором французского филиала SMP Racing в Монако (который сейчас не действует). В адресной книге Франции его местом жительства числится дом в Эз, а также адреса в Ницце и Грассе — в городе французской Ривьеры к северу от Канн.
Крепость в Муан-Сарту
Прямо через дорогу от дома Павленко — в коммуне Муан-Сарту, находится уединенное поместье, которым пользуются Борис и Карина Ротенберги, размером примерно 17 гектаров и буквами «K B R», выведенными на воротах.
К воротам ведет малозаметная боковая дорога. А само поместье со всех сторон окружено стенами и защищено камерами наблюдения. По периметру на одинаковом расстоянии установлены прожекторы. Все это своими размерами и закрытостью сильно выделяется посреди скромного окружения.
В 2016 году в интервью российскому журналу Tatler Карина Ротенберг упомянула об этом поместье, заявив, что они проводят время здесь и в своем доме в России. Она также упомянула о конном комплексе рядом с главным домом. Владение в 17 гектаров она называла «дачей».
«Они арендуют эту собственность», — настаивает человек, близкий к Ротенбергу. Сам он на вопросы не отвечает.
В Tatler, после беседы с Кариной Ротенберг эта недвижимость названа «поместьем Ротенбергов», отмечено, что их семейные вензеля есть не только на воротах, но и на каменной стене обеденной терассы и так далее. «Дача», как писал Tatler, затевалась для лошадей, поскольку Карина Ротенберг занимается конным спортом.
Между тем вопрос об аренде, как и о собственности во Франции, теперь далеко не праздный, учитывая дело Керимова, которое началось с расследования сложной офшорной схемы владения виллой. Если будет доказано, что человек — реальный собственник недвижимости, но схема построена так, что он будто бы ее арендует у своих же компаний, — это может привести к неприятностям и обвинению в уклонении от уплаты налога на имущество. Во Франции к тому же есть еще немалый налог на роскошь.
Согласно местным муниципальным записям, собственник «дачи» Ротенбергов в Муан-Сарту скрывается за непрозрачным офшорным холдингом. Недвижимость принадлежит компании под названием Tannor 2, которая зарегистрирована в Монако — юрисдикции, не раскрывающей информацию о владельцах. Монако всего в 50 км от «дачи» Ротенбергов, и там нет большинства налогов, которые есть во Франции. Княжество часто используют для налоговой оптимизации.
О Tannor 2 известно, что она зарегистрирована по адресу фирмы С Getad, которой управляет Эдмонд Патрик Лекур (Edmond Patrick Lecourt ) — почетный консул Люксембурга в Монако. Именно Лекур в 2014 году подавал в Муан-Сарту заявление с просьбой разрешить новое строительство в усадьбе Ротенбергов. Лекур от комментариев отказался, только подтвердил, что Getad предоставляет регистрационный адрес для желающих создать компанию в Монако.
Французские лошади
Еще одну связь Ротенберга с поместьем Муан-Сарту можно проследить через увлечение его супруги. Ротенберги владеют компанией SСEA des Canebiers, которая, по данным французского реестра, занимается торговлей и разведением лошадей. Эта компания зарегистрирована по адресу поместья.
Один процент ее акций — у люксембургского адвоката Майкла Дандуа (Michael Dandois), бизнес которого заключается в регистрации фирм и создании сложных корпоративных схем. А 99% — у фирмы Equus, принадлежащей Борису и Карине Ротенбергам. Майкл Дандуа отказался комментировать эту схему собственности. Кстати, его юридическая фирма Dandois and Meynial — деловой партнер панамской компании Mossack Fonseca, известной благодаря утечке «панамского досье» зарегистрированных ей офшорных компаний.
Карина Ротенберг была директором SCEA des Canebiers до января 2014 года. В том же году ее заменил Сергей Павленко, о котором уже упоминалось.
Чем, по мнению экспертов, может быть теоретически интересна схема владения поместьями через компании в Монако?
Помимо конфиденциальности, регистрация компаний в Монако для владения недвижимостью во Франции может быть частью стратегии экономии или оптимизации налогов. Иностранная структура может помешать французским налоговым органам отследить связь между имуществом и его настоящим владельцем, что позволяет избежать налогов на имущество, а также специального налога «на роскошь», который применяется к богатым иностранцам, владеющим французскими активами.
Кроме того, схема может генерировать ложные расходы, которые, как правило, уменьшают налоговое бремя. По такой схеме человек арендует собственность у монакской фирмы. А его французская компания декларирует арендную плату в качестве затрат. И это дает ему право требовать вычета из налогов, которые он должен заплатить во Франции. Заявленные французские расходы станут, таким образом, доходами для компании в Монако, что выведет их из-под французской юрисдикции и, следовательно, защитит от французского налогообложения.
«Использование компании в Монако для владения недвижимостью во Франции было распространенным явлением. И этим интересовались нерезиденты. Если бы речь шла о минимизации налогов, возможно, у французских властей возник бы вопрос о бенефициарах собственности. Они довольно серьезно отслеживают налоговых уклонистов. После дела российского сенатора Сулеймана Керимова аренда дорогостоящей недвижимости во Франции стала более рискованной. Но в случае если владелец платит все положенные налоги, компания в Монако может быть использована просто для сохранения анонимности», — делится мнением партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
Отвечая на вопрос, есть ли для Ротенберга какие-либо риски, связанные с владением недвижимости во Франции, близкий к нему человек говорит, что никакого особого беспокойства ситуация с Керимовым у Ротенберга не вызывает. «Они в этом режиме живут с 2014 года. Все, что могли, им уже перекрыли. С точки зрения права — ничего уже сделать нельзя», — говорит знакомый в интервью «Новой газете». Он полагает, что других шагов от европейских властей теперь ожидать сложно.
Однако в следующем месяце европейские дипломаты планируют пересмотреть список россиян, которым запрещено въезжать и пользоваться активами на территории Евросоюза. Опасаясь санкций, Борис Ротенберг активно переписывает имущество на своего сына. Роман Ротенберг, правда, тоже находится под санкциями, но не европейскими, а американскими.