На протяжении последних нескольких лет кредиторы
Виктора Батурина, в числе которых ФНС, Россельхозбанк, а с некоторых пор и
структуры А1 Михаила Фридмана, тщетно пытаются получить с него долги. Батурин давно объявлен банкротом, и поиском его активов занимается назначенный судом финансовый управляющий Эренцен Манжеев.
Расследование Манжеева выявило множество несоответствий между заявленными действиями и реальными фактами вокруг перехода акций небезызвестного ЗАО «
Интеко», которое в 90-е создали брат и сестра Батурина, распределив акции между собой в равных долях. Потом Виктор Батурин неудачно развелся и отдал свои 25%
бывшей жене (а та продала их Елене), но история оставшихся 25% — самая интересная. Брат с сестрой сделали множество официальных заявлений о судьбе этих акций, из которых так никто и не может понять, как же все-таки они смогли перейти к Елене Батуриной (за ней числится 100% владения). 25% акций Виктора Елена загадочным образом получила бесплатно, как раз перед чередой крупных сделок, за которые она выручила почти 1 млрд долларов. Оформлено это соглашением, в котором подпись ее брата, очевидно, подделана, что доказано уже двумя независимыми графологическими экспертизами.
Манжеев в интересах кредиторов выступает сразу в нескольких судебных процессах, чтобы доказать — Елена Батурина все еще должна своему брату деньги, которые тот в свою очередь должен государству и кредиторам. Ну а Елена Батурина в одном из европейских судов (в котором процесс ведется исключительно по причине ее постоянного проживания вне Родины) заявила, что самого Манжеева давно преследуют за правонарушения в России, в том числе за якобы попытку незаконно получить доступ к деньгам Батуриной.
У Батуриной есть и встречные претензии к Манжееву, но они рассматриваются в арбитражном суде. В ноябре, как следует из картотеки дел, она подала заявление о признании его банкротом. Ближайшее заседание состоится 10 января 2020 года. Возмущенный Манжеев подал заявление о клевете против Батуриной, судья направила ей несколько повесток. Но ни одного заседания Батурина не посетила, все время направляя в суд адвокатов, которые утверждают, что не имеют с ней прямого контакта и общаются через представителя. Письма, отправленные по адресу ее регистрации на 3-й Тверской-Ямской улице, вернулись отправителю из-за «неудачной попытки вручения», на звонки по домашнему телефону она не ответила.
По информации «
Роспрес», Батурина сама спровоцировала объявление себя в розыск, чтобы создать иллюзию борьбы с загадочными силами, «которые обижают вдову». Сделала она это для того, чтобы не дать общественности разобраться в очередном раунде семейных разборок с братом, которые на этот раз могут закончиться отнюдь не в ее пользу.
Логику Елены Батуриной понять просто — игнорируй российские суды, и дело о клевете само исчезнет за истечением срока давности. Батурина спровоцировала судью на объявления себя в розыск, чтобы создать дымовую завесу вокруг дела о краже акций своего брата.
Интересно, как британские власти, которые так щепетильно относятся к происхождению российских капиталов, отнесутся к этой истории? Елену Батурину может ожидать Unexplained Wealth Order (приказ раскрыть свое имущество, если подозреваемый или его семья не могут показать законный источник его появления). По закону, Национальное агентство по борьбе с преступностью может обратиться в Высокий суд с просьбой о конфискации имущества. С английским правосудием лучше не шутить, только если Елена не собирается посетить какую-нибудь экзотическую страну, куда не дотянется рука Фемиды (как, например, поступил осужденный за кражу десятков миллионов долларов в Японии менеджер концерна Рено-Ниссан
Карлос Гон, бежавший из-под домашнего ареста в ящике для мебели в безопасный для него Ливан).
Похоже, команде Батуриной пришло время подумать, насколько хорошей идеей было ее «объявление в розыск», а деньги, видимо, придется вернуть кредиторам брата.