За шесть лет с того момента, как московскую мэрию возглавил Сергей Собянин, расходы города увеличились более чем вдвое - с 6,2 миллиарда рублей, выделенных соответствующему департаменту в 2011 году, до более 14 миллиардов в 2018-м. Как правило московские власти размещают заказные статьи СМИ и посты в соцсетях через систему бюджетных субсидий. Отдельный бюджет существует для местных СМИ, сообщает Daily Storm.
«Три Москвы, три Собянина»
Каждый год столичные власти проводят конкурсы между журналистами и компаниями, готовыми взять на себя их функции по «информированию населения». Делать это нужно двумя способами: через окружные газеты, такие «Москва. Северо-Запад» или «Восточный округ», а также через интернет-сайты, которые закреплены за управами, например: novokosino.vaonews.ru или nashe-severnoetushino.ru.
В техническом задании для этих конкурсов можно найти много информации о выпуске окружных сайтов и газет: сколько номеров печатных изданий должно выйти в течение года (50 номеров), какие должны быть тиражи (сотни тысяч экземпляров, точнее — в зависимости от округа), сколько пользователей должны посмотреть видео, размещенные в социальных сетях (36 тысяч пользователей), но самого интересного там нет!
Журналисту Алексею Ковалеву, который опубликовал серию материалов о медиа, обслуживающих столичную мэрию, сотрудники окружных изданий рассказали железное правило: «три Москвы, три Собянина». В каждой статье о мэре необходимо три раза назвать его фамилию и город, где он работает, чтобы статья попала в «Яндекс.Новости».
Мы проверили, работает ли это правило и сейчас, — зашли на сайт «Наше Северное Тушино», вбили в поиске «Собянин» и начали изучать статьи, посвященные мэру. Оказалось, что требование «три Собянина» до сих пор актуально!
Миллиард на окружные газеты
Конкурсы на издание окружных газет в 2019 году столичные власти проводили в декабре прошлого года. Заказчиками выступали префектуры. В сумме они заплатили более 1,1 миллиарда рублей.
Больше всего контрактов сумела собрать компания «Единая редакция». Ее пакет соглашений на 2019 год превышает 450 миллионов рублей, а заказчиками стали Восточный, Юго-Восточный, Северный и Северо-Западный административные округа.
По документам владельцев у компании «Единая редакция» двое. Это Михаил Власов, которому принадлежат 90% капитала, и Александр Латышев с 10%. Последний раньше работал пресс-секретарем префекта СВАО. Михаил Власов с точки зрения бэкграунда гораздо интереснее. Вернее, не он сам, а его связи.
До того как стать основным владельцем компании, получающей контракты на сотни миллионов рублей, Михаил Власов работал у Юрия Сорокина, издателя газеты «Звездный бульвар».
Беглец из «КП», выходец из «Новой»
О журналисте Юрие Сорокине (до того как мы занялись мэрскими контрактами на СМИ) в Daily Storm не слышал никто. Только выходцам из «Новой газеты» это имя показалось смутно знакомым.
Оказалось, что он был одним из бунтовщиков, покинувших «Комсомольскую правду» в 1993 году, чтобы основать «Новую газету». Об этом периоде подробно рассказал изданию «Сноб» [теперь Republic] в 2010 году главный редактор «Новой» Сергей Кожеуров.
Имя Юрия Сорокина упомянул дважды. Когда перечислял имена «бунтовщиков», которые ушли, чтобы сохранить старые редакционные принципы: честность в политике, порядочность в бизнесе, независимость от власти:
«Где-то человек 35–40. Из 13 членов редколлегии семь ушло. Да ладно бы редактора или заведующие отделами. А журналисты, которые могли составить цвет любой редакции. Зоя Ерошок, Сергей Кушнерев, Леонид Никитинский, Лена Дьякова, Акрам Муртазаев, Юра Сорокин, Дима Сабов, Володя Умнов… Или вот Сережа Брилев, которого вы знаете по российскому телевидению».
И второй раз — рассказывая о тех людях, кто помогал редакции, когда трудно было с деньгами:
«Так вот, на самом первом этапе нам очень помог и материально, и морально, а мне — еще и советами по части бизнеса (я тогда мало что в этом смыслил) — Блюдин Анатолий Михайлович. Когда-то он был первым секретарем Ульяновского обкома комсомола. Из комсомольских работников, внутренне либерально настроенных. Хорошо знал нашего Юру Сорокина — земляки».
На самом деле, в «Новой» Юрий Сорокин проработал недолго. По словам собеседника, близкого к основателям газеты, он ушел примерно в 1995 году. Начал заниматься районными изданиями. Начинал со «Звездного бульвара», а затем, как утверждает наш собеседник, стал работать уже с десятками газет.
Примерно теми же словами масштаб деятельности Юрия Сорокина описывал в 2013 году у себя на сайте Владимир Шахиджанян:
«Известный журналист, прекрасный организатор. Он ходил на мой семинар почти пять лет. Работал в «Комсомольской правде», «Новой газете», «Неделе» (в этой газете был главным редактором), а сейчас отвечает за 20, если не ошибаюсь, газет городского масштаба».
Компании и компаньоны
Домены сайтов «Звездный бульвар», «Восточный округ», «Единая реклама» (услуги по размещению рекламы в окружный и районных изданиях СВАО, ВАО, ЮВАО, СЗАО и САО), а также неактивный домен edinred.ru, согласно «СПАРК-Интерфакс», записаны на компанию «РИЦ Северо-Восток».
Ее главный владелец — Юрий Сорокин. У него 77% капитала. Оставшиеся доли — у бывшего заместителя пресс-секретаря мэра Москвы Станислава Оганяна и основателя Национальной профессиональной киберспортивной лиги Сергея Широкова.
А одним из основателей «РИЦ Северо-Восток» был бывший комсомольский работник, который помогал «Новой», Анатолий Блюдин. Ему в 2004-м принадлежало 20% компании. Но сейчас у Блюдина другой бизнес — ему принадлежит доля в компании OMI, занимающейся маркетинговыми исследованиями.
Генеральным директором «РИЦ Северо-Восток» с 2015-го по 2019 год был действующий владелец «Единой редакции» Михаил Власов (до 2015-го, а также после 23 января 2019 года эту должность занимал/занимает Юрий Сорокин).
Еще одна важная для понимания деталь — капитал «Единой редакции» перешел к Михаилу Власову относительно недавно: в 2016-м у Юрия Сорокина было 100% капитала главного подрядчика мэрии по окружным газетам, а в 2018-м — 50%.
Вечный «проигравший»
Одновременно с получением контроля (во всяком случае, номинального) над «Единой редакцией» Михаил Власов и Александр Латышев создали компанию «Местные новости». Она была зарегистрирована в ноябре 2018 года, а уже спустя месяц выиграла контракт на «информирование населения» от префектуры СВАО на 124 миллиона рублей. Единственным ее соперником на торгах был… Юрий Сорокин.
Более того, согласно «СПАРК-Интерфакс», экс-журналист «Новой» и «КП» присутствовал на всех торгах, где первенствовала «Единая редакция». Его участие на конкурсе заметно добавляло ощущения реальной конкуренции — журналист смело играл на понижение цены, но префектуры отдавали предпочтение «Единой редакции», так как Сорокину формально недоставало опыта.
Это правило не сработало только на одних торгах, где победили «Местные новости». Там были другие критерии — выбрали того, кто больше снизил цену (Юрий Сорокин предложил минус 0,5% к цене контракта, а «Местные новости» — минус 1%).
Еще одни торги, на которых присутствовал журналист, проводила префектура ЮЗАО. На них контракт на 125 миллионов получило акционерное общество «Окружная газета Юго-Западного административного округа». Согласно «СПАРК-Интерфакс», 11,77% акций этой компании принадлежат городскому департаменту имущества. Кто другие совладельцы — неизвестно.
Единственный государственный контракт, который Юрий Сорокин получил лично, — договор с ГКБ №67 на размещение рекламы. Там он указал свой контактный телефон: +7 (495) 681-00-86. Согласно «СПАРК-Интерфакс», этот номер телефона используют компании «Единая редакция», «Местные новости», «РИЦ Северо-Восток».
Сообщало, что в период избирательной кампании на агитацию за Собянина было выведено из бюджета и потрачено $300 млн. Через компанию «Московские информационные технологии» мэр коррумпировал «Яндекс-новости», закупил миллионы бот-комментариев и раздал взятки сотням знаменитостей. Любимый Собяниным хэштег #жизньналаживается за деньги рекламировали Ольга Бузова, Айза Долматова и певица Нюша.