Вообще-то
Владимир Путин – не большой охотник. В буквальном смысле. То есть он, конечно, порою охотится, но без особой охоты.
Порыбачить – да, может: загарпунить кого-то или подцепить на крючок. Но иногда и президенту тоже бывает охота.
Маральное поведение на Ламе
Не так чтобы часто, но в окрестностях госрезиденции «Русь» в
национальном парке «Завидово» попадаются не только сотрудники ФСО, но и браконьеры. В прошлом году, например, охрана президента прищучила на реке Инюха сразу троих. Причем прищучила в буквальном смысле – поймала с незаконно выловленными щуками (в количестве семи штук).
– Офицеры у нас хорошие, не разбалуешься, – гордится Людмила Алексеевна из соседней с резиденцией деревушки Клусово. – Вся территория под контролем. И ФСО есть, и ГАИ, шлагбаум. Въезд в деревни разрешен только собственникам и по спецпропускам. Можно, конечно, попасть и на автобусе, но не успеете с него сойти, уже будут знать, что приехал чужой.
И правда, свои люди на автобусах сюда не путешествуют. Для этого у них есть вертолеты. И летают эти вертолеты обычно не в саму
резиденцию «Русь» в Тверской области, где находится администрация госкомплекса, а в ту часть «Завидово», что расположена на самом севере Подмосковья. Именно здесь, на берегу речушки Лама, и расположена ближайшая к столице секретная охотничья заимка президента.
На «Викимапии» объект озаглавлен загадочно – «Медвежья берлога». С комментарием: «ФСОшная или Фэсэровкая дача точно! 100 проц поверьте». Впрочем, в выписке из Росреестра на расположенную там металлическую радиобашню К-45 высотой под сто метров, которая действительно находится под управлением госкомплекса «Завидово» ФСО, указан более точный адрес: закрытый военный городок 15/2 «Шалаш». То же название можно встретить и в нескольких контрактах. В 2011 году, например, из казны потратили 25 млн рублей на установку сигнализации и видеокамер как раз на объекте «Шалаш».
– У нас все тоже так его называют – «Шалаш», – подтвердили в ближайшей к объекту деревне Максимово.
– Там ведь многие из местных тоже работают в обслуге. Говорят, и Путин нередко бывает, и родственники его. Часто прилетает
Владимир Жириновский.
Если гостям захочется, для них устраивается охота: тут и вышки стоят для стрельбы по кабанам, и деревянные кормушки для копытных. Еще в августе 2011-го, во время президентства
Дмитрия Медведева, ФСО завезла сюда сотню
маралов. Так что в плане охоты президенту можно лишь позавидовать. И Жириновскому тоже. Остальных браконьеров тут схватят за щучьи жабры.
Заимку охраняют с «Тиграми»
Но вот на новогодних каникулах Путин посетил не «Завидово», а Сибирь. Причем добровольно.
– Так он у нас регулярно бывает, раза два-три в год точно, – не скрывают в хакасском Усть-Бюре, ближайшем к месту отдыха президента селе. Речь идет о заимке под названием Караташ на берегу Харатаса.
– Не знаю, кто сколько раз прилетает, но в тайге у нас и медведи есть, и много кого, – не спешит откровенничать глава поселения Лариса Чешуина. – Рыбалка хорошая, кедр, ягоды, грибы. А воздух!
– Что там уникального? Словами не описать. Там надо побывать. Красиво, – рассказал местный житель Алексей Игнатов. – Насколько мне известно, на Караташе у Путина заимка имеется. Другим даже поблизости охотиться не дают – там заповедник. А на саму заимку попасть могут только приближенные.
Как оказалось, не только. Несколько лет назад, например, когда группа путешественников из Красноярска проезжала на великах мимо, на заимке их не только накормили и спать уложили, но и в баньке попарили.
– Заимку, правда, охраняли патрули на больших джипах «Тигр», которые ездили с периодичностью 5 минут. Один такой нас догнал: кто такие, как оказались, куда двигаем. Наказали, чтобы никуда не сворачивали дороги, – вспоминает Евгений Марьенков. – Но за шлагбаумом оказались домики европейского вида на фоне снежных гор, и голые мужики бегали к ним от бани. Приняли нас они хорошо: накормили нормальной едой от пуза, сводили в баню. Правда, возможно, мы были в доме для обслуживающего персонала, так как вся красота оказалась чуть выше по течению Харатаса – красивые здания в стиле шале, непривычные для таких глухих мест.
По словам Евгения, привечали их местные эмчеэсники, да и на карте «Викимапии» заимка обозначена как «База МЧС». Вот только, кто бы ее ни охранял, по документам у заимки совсем другой хозяин.
Сибирской тайги хозяйка
До 27 декабря 2014 года территорией Караташа, согласно выписке из Росреестра, владел хакасский предприниматель Владимир Дерюшев, которого в местных СМИ называют бизнесменом, «приближенным к губернатору» Виктору Зимину. Правда, в прошлом году этого Дерюшева, у которого гостил Путин, приговорили к двум годам за пособничество в хищении бюджетных средств.
Знал ли президент, кто именно накрывает ему таежную поляну, неизвестно, но до ареста Дерюшев успел подарить «заимку Путина» некоему Сергею Закурдаеву. Именно подарить, а не продать – в документах упомянут договор дарения. То есть, видимо, люди эти были не чужие друг другу.
И Закурдаев тоже, вот совпадение, оказался близок к губернаторской семье. Вместе с заимкой Дерюшев уступил ему охотничье-промысловое хозяйство «Сибирские просторы» вместе с почти 100 тыс га заповедной земли, которую республиканские власти за символическую сумму передали ему в аренду. Именно этот участок, на котором кишат кабаны, медведи и маралы, и окружает таежные шале.
А вот полгода назад собственником 90% «Сибирских просторов» неожиданно оказалась Татьяна Викторовна Зимина. Так зовут младшую дочь губернатора 22 лет. Именно она сегодня владеет теми гектарами, которые «Просторы» за копейки получили от подчиненных ее отца и на которых охотятся почетные московские гости. Это в ее хозяйство пожаловал на новогодние праздники Путин.
От знакомства с президентом Сергей Закурдаев, правда, отрекся, но общий бизнес с дочкой губернатора подтвердил.
– А вы свою долю ей сами продали? Или, может, пришлось подарить?
– Да нет, как я мог подарить?!
– Но много она вряд ли заплатить могла? Откуда у нее деньги? На стипендиях сэкономила?
– Извините, мне некогда.
Получить комментарий от губернатора также не удалось. Все, что касается досуга президента – государственная тайна.
Повар тоже попал
При этом наведывается Путин и на другие биваки. Ранее уже сообщалось о закрытых угодьях под Питером, принадлежащих его старому другу
Николаю Шамалову. Владимир Путин и к нему заглядывал на огонек охотничьего костра. А точнее, в 700-метровую рубленую избу с бильярдной, сауной и вертолетной площадкой.
– Тогда охранники путинские ко мне все бегали, – припомнил живущий по соседству бывший егерь Леонид Андреев. – То «костер погаси», то «песни не пой». А я ведь не матерные, я патриотические пою.
В окрестностях Геленджика, рядом с которым находится так называемый «
дворец Путина», прописано целых три охотничьих хозяйства, но на краевой карте общедоступных угодий ни одного из них обнаружить не одного из них обнаружить не удалось. Еще бы – все они довольно близки к Кремлю. Соучредителем «Клуба спортивной охоты «Динамо – Геленджик» является
Болат Закарьянов, которого в Краснодаре называют Повар (прежде он был смотрителем «дворца Путина», а сейчас возглавляет кремлевский общепит). Соседним хозяйством «Восток-Запад» руководит его сын Тимур. А «Перспектива» имеет прямое отношение к семье
Олега Дерипаски, на заводе которого Путин заявил о своем выдвижении в президенты.
Что интересно, вплотную к угодьям «Перспективы» примыкают земли фирмы «Аксис Инвестиции» (связана с
однокурсником Путина Николаем Егоровым), после инспекции которых на
краснодарского эколога Андрея Рудомаху было совершено нападение.
– Большая часть незаконного строительства ведется как раз на территории, арендованной Дерипаской, – рассказал Андрей. – Но они с «Аксисом» сотрудничают. Наших людей уже после нападения задерживали там егери Дерипаски и передали их потом охранникам «Аксис Инвестиций». Они вместе строят дорогу. Заборы Дерипаски плавно переходят в их заборы, хотя огораживать земли лесного фонда в принципе незаконно. Квоты на отстрел благородного оленя, косули у них есть, но это все для узкого круга лиц.
Что за круг, стало известно накануне Нового года после рейда
Росгвардии в охотхозяйство «Восток-Запад», по результатам которого местные экологи поинтересовались у министра природы края обстоятельствами задержания в числе браконьеров… самого Болата Закарьянова, у которого с собой не оказалось ни путевки, ни лицензии на охоту: «В ходе осмотра места сотрудники Росгвардии установили факт добычи указанной группой лиц одного кабана и, кроме того, со слов задержанных выяснилось, что ими был также обнаружен и подстрелен второй кабан».
Правда, в ответ на запрос чиновники отчитались, что никаких нарушений не обнаружено.
– Конечно, ведь хозяйство возглавляет сын Повара, поэтому и нужные документы оказались оформлены, только, очевидно, задним числом, – рассказали «Собеседнику» в ведомстве. – А «очевидно» потому, что разрешение на охоту было бесплатное. Задним числом платеж ведь провести нельзя. А вообще за сезон в районе без лицензии отстреливают десятки кабанов. Свои люди. Остальным в том же «Восток-Западе» можно охотиться на небольшом участке, да и то на зайца и без собак.
И подобное творится в разных регионах. Все в угоду президенту и его друзьям. И в угодья тоже.
Патнер Ротенберга Сакун прикылся женщиной
Преференции на охоте получают не только президент и его друзья, но и друзья друзей. В распоряжении СМИ оказалось коллективное обращение жителей смоленских деревень Обухово и Гряда, которое они 16 января подали в администрацию президента, жалуясь на охотхозяйство
Бориса Сакуна, делового партнера
Аркадия Ротенберга:
«Предприниматель Сакун Б. В. нагло и резво начал свою противоправную деятельность с поддержкой администрации правоохранительных органов: отъем участков у других охотхозяйств, захват водоемов около деревни Клоково, порча чужой паевой земли около д. Обухово, незаконная вырубка леса,безобразное отношение к диким лесным животным (вдоль сетчатых изгородей часто попадаются трупы)». – А еще он перекрыл нам короткую дорогу до станции, оставив только обход по бездорожью, – рассказали пострадавшие. – Деревню Гряда обнесли забором,закрыв воротами с замками выходы к реке и лесу. Началась травля тех, кто отказался продавать ему свои участки. Воруют сено, угрожают, прокалывают колеса. Дело дошло даже до избиений, но полиция закрыла дело, а прокуратура молчит. При этом вся лучшая земля у Сакуна в аренде, стоит копейки, затем переводится в собственность. Слышали, там были Собянин и Михалков. Двое сотрудников проговорились, что все это принадлежит самому главному. Возможно, и нет, но, когда однажды ктото приезжал, вся полиция была в оцеплении...
Может, и совпадение, но меньше чем через неделю после того, как крестьяне пожаловались в Кремль, Борис Сакун формально перестал был владельцем охотхозяйства «Дубровское», переоформив учредительные документы на свою знакомую.
– Возможно, прикрылся женщиной, чтобы самому не отвечать за действия сотрудников, – предполагают селяне.