Реформа автострахования завершилась на повышении тарифов. Эту реформу лоббировал
глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. Формально реформа должна была спасти ОСАГО от мошенников и приносимых ими убытков. Хотя даже близкие к МВД люди заявляли, что к мошенническим схемам могут быть причастны функционеры самого РСА. Можно подумать, что глава РСА и не заинтересован в чистке рынка от полукриминальных схем, реализуемых известными ему людьми. Тем более, что неподнадзорность РСА позволяет создавать любые схемы по личному обогащению его руководства.
Причем, рынку хорошо известно, что во главе этих схем может быть давно уже освоившийся и известный на рынке страховщик Михаил Гришин, которого в сети называют «теневым королем ОСАГО» и «серым кардиналом РСА». Некоторые даже считают его, чуть ли не старшим партнером
Юргенса. Не может быть, чтобы человек, нанесший рынку автострахования и РСА миллиардный ущерб, был неизвестен Игорю Юргенсу. А потому не удивляет вопрос: почему глава РСА, реформируя
ОСАГО, не предпринял ничего, чтобы защитить рынок от схем «похоронной команды» Гришина?
Страсти по выплатам
Объем выплат из компенсационного фонда РСА в 2018 году стал рекордным с 2004 года, то есть за весь период действия закона об обязательном автостраховании, и превысил сумму в 9,5 млрд. рублей. Благодаря этому РСА, который не ведет самостоятельной страховой деятельности на рынке, превратился в одного из крупнейших плательщиков на рынке автострахования, заняв 6-е место по объему произведенных в 2018 году выплат. И это притом, что выплаты из гарантийных фондов РСА производит лишь за страховщиков-банкротов.
Примечательно, что второй год подряд своего рода лидерами рейтинга по наибольшим объемам выплат из компенсационного фонда РСА стали компании которые связывают с Михаилом Гришиным. В 2017 году – одним из лидеров рейтинга была АО «СК «Подмосковье», в 2018 - СК «Московия», а выплачено было более 4 млрд .рублей.
Суммарный ущерб, нанесенный «похоронной командой» Гришина рынку автострахования, может быть сопоставим с крахом «Росгосстраха» в 2017 году. Тогда убытки компании оценивались в десятки рублей. Хотя непосредственно топ-менеджерам компании следствие вменило в вину объем хищения всего лишь в размере немногим более 1 млрд рублей. «Детский сад» на фоне похождений Михаила Гришина. По разным предположениям, ущерб от деятельности которого на рынке ОСАГО уже за первые три месяца этого года при подсчете составил около 2 млрд. рублей.
Операция «Прикрытие»
Если самого Гришина называют «теневым королем ОСАГО», то очевидно его «светлая» ипостась – глава РСА Игорь Юргенс, который почему-то делает все чтобы все убытки автострахования списать на неких автоюристов, но при этом принципиально не замечает действий одного из самых известных, скажем так, авантюристов, на рынке.
Можно подумать, что он прикрывает, таким образом, сообщников.
А ведь только в прошлом году РСА пришлось проводить выплаты за семь страховщиков ОСАГО, ушедших с рынка в 2017-2018 году. Среди них, что не название, то напоминание о Михаиле Гришине.
МВД не обошло вниманием такую компенсационную активность РСА и намекнуло, что в ходе этих выплат должностные лица РСА могли иметь отношение к выводу средств из компенсационного фонда на счета физических лиц. В ставшем достоянием гласности частности докладе ГУЭБиПК МВД РФ говорится, что Российский союз автостраховщиков, который в таких случаях должен произвести выплаты из компенсационного фонда, не пытается повлиять на ситуацию.
«На наш взгляд, это сокрытие преступления, если не соучастие в нем», – говорится в докладе.
Проверила деятельность РСА и
Генеральная прокуратура. По некоторой информации, у прокуроров якобы тоже вызвало удивление, что перед банкротством многие страховщики успевали вывести все ликвидные активы.
Но в ответ на все проверки Игорь Юргенс заявил, что замечания носили технический характер, и в генпрокуратуре даже отметили работу РСА по противодействию мошенничеству. И как будто непонятно почему же депутатов Госдумы и МВД так беспокоит деятельность самих страховщиков ОСАГО и РСА. В частности, отказ РСА занять активную позицию в борьбе с мошенниками, включиться в борьбу против компаний и их руководителей.
Тем более, что еще два года назад РСА признал, что
«многие страховщики уходят с рынка недобровольно и не осуществляли свои обязательства, получив при этом премии по договорам. Сумма выведенных недобросовестными игроками денег с рынка ОСАГО за 2003-2017 гг. составляет около 24,4 млрд рублей». И «похоронная» деятельность на рынке команды Михаила Гришина наверняка не была для Юргенса секретом. Но тогда Юргенс, по всем признакам, просто проигнорировал предупреждения и дал всем понять, что РСА не намерено избегать выплат и предотвращать кражу денег автолюбителей.
А после - вместо уголовных дел за нанесение ущерба РСА и очевидное мошенничество и хищение средств его компенсационных фондов, функционеры союза заявили, что в будущем постараются предотвращать подобные случаи за счет лимитирования количества бланков полисов ОСАГО, которое страховщик может получить в зависимости от показателей его деятельности.
Хотя и эта угроза коснулась кого угодно, но только не Михаила Гришина. Парадоксально, но зная о его схемах с полисами, РСА в последние годы под любыми предлогами наращивал лимиты выдаваемых бланков страховщикам.
Гешефт по-братски
«Гришин действительно известная личность — его команда скупает компании, потрошит их, выстраивает пирамиду — и в течение нескольких месяцев фирмы прекращают свое существование. К сожалению, такие вещи сегодня возможны, они, видимо, не преследуются по закону. Судя по тому, что эти люди продолжают заниматься тем же самым, никому нет дела до того, что после них остаются тысячи брошенных клиентов. Прошло раз, другой, третий — это приносит деньги, люди живут этим: покупают компанию, вытаскивают из нее все что можно, кости выбрасывают на улицу», - рассказывал вице-президент союза страховщиков
Татарстана Рустэм Сабиров.
То, что можно назвать «схемой Гришина», работает аж с 2008 года, будучи «обкатанной» на компании «Гранит». Тогда два года компания Гришина, дышавшая на ладан, оперировала получаемыми от РСА полисами. В итоге, после ее банкротства, и краха аффилированных с ней компаний РСА пришлось погасить долги этих организаций на рекордную даже по нынешним временам сумму - почти в 1,5 млрд рублей.
С приходом Юргенса в РСА схема, которую связывают с Гришиным и фигурировавшая в истории с «Гранитом», была апробирована и банкротстве страховых компаний «Национальное качество», «Континенталь», «Восток-Альянс», «Генеральный страховой альянс», СК «Инвест-Альянс» была усовершенствована.
Теперь бизнес-модель строилась не на выводе активов из близких к банкротству страховых компаний. Зачастую об этом уже позаботились прежние владельцы страховщиков. Гришину, судя по всему, оставалось лишь позаботиться о «достойных похоронах» таких компаний: накачке их бланками полисов, их реализацией и последующей передачей долгов в ведение РСА с обналичиваем средств компенсационных фондов. И получается, что РСА во главе с Юргенсом фактически гарантировал прикрытие Гришину и бесперебойное обеспечение его полисами.
Тем более, что РСА может распоряжаться полисами фактически по собственному усмотрению, так как сам союз никому не подотчетен и не подконтролен.
Только в течение каких-то нескольких месяцев в конце 2017 – первой половине 2018 года по такой схеме, вероятно, именно Гришиным при участии Юргенса были обанкрочены «Московия», «Южуралжасо», ООО «СГ "АСКО"» и АО «СК "Подмосковье”». Ситуация выглядит примерно так: Гришин при безучастном отношении РСА («сокрытие преступления, если не соучастие в нем», не об этом ли говорили в МВД) чуть ли не оптом скупал страховые компании, находящиеся в предбанкротном состоянии, помогая их владельцам уйти вместе с активами. По некоторым подсчетам на счету Гришина уже не менее 25 таких компаний, причем это не считая «успехов» нового сезона 2019 года.
Какая от этого выгода Гришину и Юргенсу? Вопрос риторический. Если не считать не условной благодарности менеджеров и владельцев страховых компаний, которым тандем, похоже, помогал уйти от ответственности, а также обналичивание средств компфондов, самое сладкое – это операции с полисами.
На рынке хорошо известны расценки на «левые» полисы. В интернете не трудно найти компании, предлагающие за две тысячи рублей электронный полис ОСАГО без выплат всего за 2000 рублей. Можно приобрести и бумажный по цене от 100 рублей за тысячу, или за 1000 рублей, если вам нужен только один бланк. А вот если бланк ОСАГО проведенный по официальной базе РСА, то цена за каждый будет 4000 рублей, и ни каких скидок. Игорь Юргенс говорит о фальшивых – поддельных полисах. Но очевидно, что без помощи функционеров РСА такая услуга невозможна.
Таким образом, за каждый бланк страхового полиса, «отгруженный» в проблемную страховую компанию, ответственные лица РСА могут получать вполне ощутимую «благодарность». Продав в такую «мутную» компанию, как положено, 15 тысяч полисов в квартал, функционеры РСА, судя по всему, получают около 40 млн. рублей. Похоже, что доходы Гришина, реализующего благодаря щедрости РСА эти полисы автовладельцам под крышей страховщиков-банкротов, минимум в пять раз больше.
Например, к «Московии», согласно отчету АСВ в 2018 году было предъявлено 557 требований кредиторов на 82 миллиона рублей.
В свою очередь Арбитражный суд Москвы удовлетворил требования Агентства по страхованию вкладов
(АСВ) о признании недействительными сделок СК «Московия» на общую сумму 374,8 миллионов рублей, которые перед банкротством компании ушли на ряд вероятно аффилированных с Гришиным структур.
Это стало поводом для ГСУ ГУ МВД России по г. Москве возбудить уголовное дело о хищении денежных средств страховщика. Но маловероятно, что МВД сможет, да и захочет вернуть выведенные из компании миллионы. Не исключено, что часть этих денег активно тратиться им на подкуп тех же сотрудников МВД. Иначе удивительно, почему Гришин беспрепятственно проворачивает свои схемы уже много лет.
На «Московию» пришлись наибольшие выплаты РСА в 2018 году. За компанию из компенсационных фондов РСА было заплачено 2,1 млрд. рублей. Всего же Российский союз автостраховщиков по долгам компаний которые связывают с Михаилом Гришиным «АСКО» (1,0 млрд.), «Южуралжасо» (765 млн.), «Подмосковье» (1 млрд.), «Восток-Альянс» (256,4 млн.)
и другим выплатил около 5 млрд рублей.
При этом по традиции, из «Южуралжасо» еще и активов выведено более чем на 243 миллионов рублей. Из СК «АСКО», по данным ЦБ РФ, бывшее руководство и собственники группы могли вывести активы более чем на 900 миллионов рублей.
Теперь же друзья Гришина из РСА по некоторым оценкам готовятся заплатить еще 1,5 млрд по договорам «Сибирского спаса», после того как оттуда вероятно не без участия «теневого короля ОСАГО» выведены активы и провернуты традиционные схемы с полисами.
Надо отдать должное регулятору: ЦБ достаточно оперативно отозвал у АО СК «Сибирский Спас» лицензию и в связи с «наличием угрозы правам и законным интересам страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, стабильности страхового рынка в части ОСАГО» ввел здесь временную администрацию.
В ЦБ своевременно обратили внимание на вывод мошенниками средств из компании и лишили ее бенефициаров возможности продолжать свои махинации. При этом, как отмечается в сообщении регулятора, страховщик уже более чем на 20% нарушил минимально допустимое значение нормативного соотношения собственных средств
(капитала) и принятых обязательств, установленного законом. Но почему эту ситуацию прозевали правоохранители и РСА?
Левак укрепляет брак
Справедливости ради надо сказать, что Юргенс все же несколько раз «изменял» своему партнеру с другими страховыми баронами. Например, со страховой компанией «Дальакфес», которой выдавались полисы, когда та уже находилась в предбанкротном состоянии. Теперь вокруг «Дальакфеса» растет ком уголовных дел, банкротство страховщика оплачивает государство, РСА по традиции оплачивает, выданные компанией страховки,
При этом АСВ отказывается признавать большую часть предъявляемых кредиторами «Дальакфеса» требований, заявляя примерно то, что значительная часть средств была просто выведена собственниками. Речь в том числе идет и о традиционном уже для этого рынка хищении полисов ОСАГО.
Как такое могло случиться в АСВ и МВД хотели бы узнать у Игоря Юргенса, вежливо приглашая его на «встречи», но о их результатах, как и посещал ли их сам Юргенс пока неизвестно.
А впереди Юргенса еще ждут объяснения по
НАСКО, на менеджмент которой от ЦБ уже поступила жалоба в Генпрокуратуру . При этом Юргенс в своих публичных заявлениях не стесняется и заявляет о намерениях освоить аж 7 млрд. рублей совместно с деятелями из этой компании. Ведь выплатные дела - в компании, а компенсационные выплаты из фонда - у Юргенса. И даже сама компания не отрицает грандиозность планов РСА по выплатам и уже начала публично готовить почву для их освоения.
Кроме того, не без поддержки РСА собственники «НАСКО», похоже, уже избавились от более чем тысячи сотрудников, не выплатив зарплаты и выходные пособия. Дошло даже до того, что сотрудники несколько дней якобы даже проводили митинги возле офисов компании.
Но что такое заработок на «Дальакфесе» или «НАСКО», которые ни в какое сравнение не идут с системным партнерством с Гришиным.
Верхи не могут, низы не хотят
Глядя на совместную активность Юргенса и Гришина, невольно закрадывается подозрение, что такая бурная деятельность была бы невозможна без покровительства «погон». Не генералов, конечно, а такого вполне себе низового и/или среднего уровня - полковников. Именно низовой уровень, уровень «оперов от земли» гарантирует, что любое серьезное обвинение в адрес тандема будет развалено еще на этапе сбора доказательств и фактов.
Подозрение укрепляется и тем фактом, что до сих пор ни одно дело в отношении Гришина так и не было доведено до конца. По скольким из 25 с лишним обанкроченных компаний или десятков выведенных миллиардов его привлекли к ответственности? Правильно. Ни по одной и ни по одному.
Одно время данным вопросом занимался начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции
Андрей Курносенко, но и он оказался бессилен перед лицом той системы коррупционных связей в низах МВД, которыми активно могут пользоваться Юргенс и Гришин разводя то, что обычно называется «коррупцией».
А группа Гришина–Юргенса, похоже, как работала, так и продолжает работать. Только, конечно, это не такая организованная группа с убийствами и рэкетом, а дельцы, по всем признакам пользующиеся поддержкой правоохранителей. Но от этого социальный вред от их деятельности скорее всего только больше. Не даром телеграмм-каналы прозвали команду Гришина «похоронной».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что РСА, МВД и прочие надзорные и карательные органы позволяют Гришину безнаказанно потрошить страховой рынок, а уголовные дела, возбужденные по фактам мошенничества и хищений в страховых компаниях возбуждаются в отношении неизвестного круга лиц, а потом просто разваливаются. А ведь Гришин с друзьями из РСА даже не считают нужным особо скрывать свою деятельность, и хорошо известны рынку.
Судя по тем претензиям, которые накопились к Гришину и Юргенсу, руководство МВД пытается решить вопрос с главным российским страховщиком и его незаконными гешефтами.
Но, кажется, министерская машина дает сбой на среднем и нижнем уровне. В частности, когда заходит речь о тех же автоюристах и мошенничестве на получении выплат по ОСАГО, ни для кого не секрет, что эти схемы не могут работать без «плодотворного» сотрудничества с полицией и ГИБДД. А уж тем более, когда речь идет о таком масштабном бизнесе, как у Гришина-Юргенса. Можно предположить, что низы полицейской системы плотно повязаны Гришиным, иначе трудно объяснить, почему даже не пытаются прекратить его деятельность. Потому очевидно и все попытки руководства МВД решить вопрос с этой страховой «похоронной группой» напрасны, поскольку упираются в «крышу» из полицейских среднего и низшего звена, которые просто хоронят дела и не доводят их до суда.
При этом принято считать, что любой банк, страховая компания и иные сколь-нибудь крупные финансовые институты находятся под контролем ФСБ. Но после ареста полковников ФСБ, курировавших финансовый сектор, не трудно понять, почему похождений «команды» и её друзей из РСА в ФСБ в упор не замечают. Еще недавно показалось бы странным, что проблема столь масштабного воровства на финансовом рынке страны не интересна Федеральной службе безопасности. Теперь же не трудно предположить, что щупальца тандема Гришина и Юргенса дотянулись и до службы
Александра Бортникова, а потому многомиллиардные аферы на рынке автострахования не являются, видимо, проблемой национальной безопасности.
Вот, к примеру, как уже сообщалось, правоохранители заинтересовались выводом средств из компании «АСКО», и Генеральная прокуратура должна была передать дело в Следственный комитет. Но до Следственного комитета вопрос не дошел, а так и «завяз» где-то у сотрудников МВД. Возможно, то, что не смогли сделать Колокольцев и Бортников сделал бы Бастрыкин, но и тут ему не дали шанса. Так что через год мы будет продолжать считать новые компании, которые, судя по всему, похоронил Гришин в тандеме с Юргенсом, и цифры ущерба, нанесенного ими рынку автострахования.
«Старикам тут не место»!
Понятно, что все проблемы рынка автострахования Юргенс будет сваливать на автоюристов и прочих мошенников, хотя очевидно, что, имея такие лоббистские ресурсы, Юргенс давно мог пролоббировать необходимые изменения в законодательстве. Но, видимо, ему это не очень нужно. Скорее всего потому, что автоюристы позволяют прикрывать другие схемы, которые и наносят рынку основной ущерб.
А потому, пока РСА будет возглавлять Игорь Юргенс, все реформы автострахования так и будут ограничиваться повышением тарифов на ОСАГО, и добросовестные автовладельцы и страховщики так и будут платить разного рода мошенникам на рынке автострахования.
Отечественное автострахование сможет заработать нормально лишь только когда Юргенса заменит более молодой и энергичный, а главное опытный и принципиальный руководитель, который сможет избавить рынок от «похоронной команды» «теневого короля ОСАГО» и «серого кардинала РСА» Михаила Гришина и его схем. А заодно разобраться с криминальным наследием своего предшественника.
Остается надеяться, что при новом руководителе РСА и ВСС у МВД, ФСБ и Следственного комитета, наконец, получится привлечь Гришина по всей строгости закона и сократить рост страховых мошенничеств.