С 2011 г. компании, которые принадлежат создателям передачи «Пока все дома», получили на тендерах Министерства образования и науки, а также региональных властей (данные сайта госзакупок и «СПАРК-Интерфакса») около 110 млн руб. на создание видеороликов о детях-сиротах. Ведущий «Пока все дома» Тимур Кизяков называет эти ролики вместе с сопровождающими их документами о сиротах видеопаспортами. Производство такого видеопаспорта стоит 100 000 руб., следует из документов закупок. Видеопаспорта размещаются на одноименном сайте и выходят в эфире
«Первого канала» в рубрике «У вас будет ребенок».
Представитель «Первого канала» Лариса Крымова сообщила, что канал на коммерческих условиях покупает у производителя лицензию на всю передачу, в том числе на рубрику «У вас будет ребенок». Сумму она не раскрыла. Каналу не было известно, что ролики о сиротах производятся за счет государства, утверждает Крымова. Телекомпания разбирается, нарушил ли производитель условия контракта, добавила она.
«Пока все дома» выходит в эфире «Первого канала» с 1992 г. Производитель передачи — структуры Трансконтинентальной медиакомпании Александра Митрошенкова. Источник, близкий к «Первому» знает, что за один выпуск «Пока все дома» канал платит около 1,5 млн руб., кроме того, у рубрики «У вас будет ребенок» есть отдельный спонсор — производитель плитки Kerama Marazzi, часть этих денег также получают создатели передачи.
О госфинансировании видеопаспортов стало известно после совещания в
Минобрнауки, где, как утверждает корреспондент ТАСС Татьяна Виноградова и газета «Комсомольская правда», сотрудник министерства Евгений Сильянов сообщил, что Кизяков получает из бюджета деньги на создание роликов о сиротах и судится с другими благотворительными фондами, если те пытаются использовать термин «видеопаспорт». Представитель министерства вчера не ответил на вопросы.
Кизяков рассказал, что за 10 лет они вместе с женой Еленой Кизяковой и съемочной группой «Пока все дома» создали около 3000 видеопаспортов детей, ролик в эфире «Первого» — маленькая трансформированная версия видеопаспорта. Он признает, что ролики снимаются за счет как выигранных на тендере средств, так и выплат телеканала и спонсоров: «Госфинансирование нашей работы никогда не было секретом, никто этого не скрывал». Реальная себестоимость одного ролика больше 100 000 руб., настаивает Кизяков, только все три источника финансирования позволяют создавать видеопаспорта: «Мы на этом ничего не зарабатываем». Он уверяет, что не заявляет на тендерах реальную стоимость ролика, поскольку 100 000 руб. и так выглядит пугающей суммой: «И мы не сможем обосновать по смете непредвиденные расходы, если дети, которых мы приехали снимать, заболели». Экономить на качестве роликов нельзя, уверен он.
Тендеры на создание видеопаспортов о сиротах выиграли четыре компании, учредители которых — Кизяков, его жена и Митрошенков: ООО «Видеопаспорт», ООО «Видеопаспорт ребенка», НКО «Благотворительный фонд «Видеопаспорт» и ООО «Дом». Большую часть закупок роликов о сиротах региональные власти в 2011–2014 гг. произвели у единственного поставщика — компаний, связанных с «Пока все дома». Чиновники обосновывали такую закупку тем, что компания зарегистрировала на себя товарный знак «видеопаспорт» и альтернативных поставщиков этой услуги поиск в интернете не обнаруживает. С благотворительными организациями, которые пытались использовать этот термин, создатели «Пока все дома» судились. Мы обнаружили два таких иска, один отозван, по второму обладатель товарного знака получил компенсацию в 20 000 руб.
В 2015–2016 гг. чиновники в части тендеров перестали закупать видеопаспорта у единого поставщика и перешли к открытым конкурсам на создание видеосюжетов о сиротах — с несколькими участниками. И в
тендере Минобрнауки на создание видеосюжетов на 15 млн руб. в 2015 г. участвовали три компании: телерадиокомпания «Башкортостан», благотворительный фонд «Видеопаспорт» и ООО «Видеопаспорт ребенка». Заявка телерадиокомпании была отклонена из-за отсутствия платежного поручения, и конкурировали две компании с одними и теми же владельцами. Победил благотворительный фонд. В аналогичном тендере министерства в этом году на сумму 10 млн руб. вообще участвовали только две компании, принадлежащие создателям «Пока все дома»: «Дом» и благотворительный фонд «Видеопаспорт». Снова выиграл фонд.
Директор благотворительного фонда «Измени одну жизнь» Юлия Юдина рассказала, что этот фонд снимает в год 7000–9000 роликов о детях, стоимость каждого ролика около 3000 руб.: «Мы экономим за счет того, что ролики снимаются местными жителями, часто непрофессиональными операторами». Ролики создаются за счет фонда, т. е. частных пожертвований. Фонд хотел бы получать и госсредства, указывает Юдина, это позволило бы помочь большему числу детей: «По участию в тендерах для нас был ряд ограничений, в частности выход роликов на
федеральном ТВ. Кроме того, в тендерной документации часто прямо указано создание видеопаспортов, правами на этот товарный знак владеет другая организация».
Заявлять только один товарный знак в тендерной документации незаконно — чиновники должны указать альтернативы, говорит руководитель антимонопольной службы Goltsblat Николай Вознесенский: «Но оспорить результаты тендера будет проблематично. В суд может подать только компания, которая подавала заявку на участие в тендере, но ее отклонили».
[tvrain.ru, 22.12.2016, "Ведущий "Пока все дома" ответил на обвинения в зарабатывании денег на "видеопаспортах" сирот": Тимур Кизяков, автор программы «Пока все дома» и проекта роликов «видеопаспортов» детей-сирот, назвал «неглубокой и враждебной» реакцию на то, что создание «видеопаспортов» оплачивает Минобрнауки. [...]«У нас командировка на командировке. Два дня дома мы, а все остальное — Мурманск, Хабаровск, Татарстан и так далее. И тогда получается результат», — рассказывает Кизяков. В сумму средств, выделяемых Минобрнауки, входит в том числе бронирование билетов для съемочной группы и аренда необходимого оборудования. В сюжете должна быть показана учеба ребенка, интервью педагогов, воспитателей, медицинского работника и самих детей. Отдельно в плане выполнения работ прописано обязательство показать на федеральном телеканале не менее четырех роликов — врезка К.ру]По оценке Mediascope, последний выпуск «Пока все дома» смотрели 13,9% зрителей России старше 4 лет, это 49-й результат среди всех шоу и сериалов за неделю (данные по жителям городов с населением более 100 000 человек).
Ксения Болецкая
Екатерина Брызгалова
****
"У вас будет ребёнок" без конкурентов и по 10 млн руб. в год
Корреспондент информационного агентства ТАСС Татьяна Виноградова рассказала о том, что Министерство науки и образования РФ ежегодно выделяет телеведущему Тимуру Кизякову 10 миллионов рублей на съёмки рубрики «У вас будет ребёнок», входящую в передачу «Пока все дома». Подробности тендера журналистка опубликовала в своём фейсбуке.
По словам Виноградовой, раньше она считала рубрику «У вас будет ребёнок» благотворительным проектом Первого канала, однако на одном из совещаний Минобрнауки узнала о выделении ведомством дотаций Кизякову. Журналистка добавила, что стоимость съёмки каждого из 350 роликов, снятых по заказу
Министерства образования, составляет около 100 тысяч рублей. [...]
["КП", 21.12.2016, "Пока все дома" обвинили в зарабатывании денег на сиротах": Первый канал покупает программу «Пока все дома» у компании «Дом» (ранее «ТМК» и «Пока все дома»), — пояснили в пресс-службе Первого. — Поскольку мы не участвуем в создании проекта, нам неизвестны детали взаимоотношений авторов с государственными организациями, в том числе финансовые. Мы всегда считали благотворительные проекты важным делом, и, конечно, рубрика о детях-сиротах приветствовалась каналом. Информация, которую вы сообщаете, является для нас новостью. Будем разбираться — врезка К.ру]Позднее Виноградова в комментариях под оригинальной записью отметила, что стоимость съёмки видеопрофиля у другого благотворительного фонда «Измени одну жизнь» (который журналистка называет основным конкурентом организации Кизякова) составляет около 3 тысяч рублей.
В комментариях Виноградова опубликовала и расшифровку речи главы департамента госполитики в сфере защиты прав детей Минобрнауки Евгения Сильянова, который подтвердил выделение федеральных денег авторам «Пока все дома».
Другие пользователи отметили под записью, что эффективность работы организаций существенно отличается. По их данным, фонд «Измени одну жизнь» в период с 2012 по 2015 годы снял около 38 тысяч роликов, благодаря которым новые семьи нашли более 10 тысяч детей. В случае с фондом Тимура Кизякова эти же цифры, но за восемь лет работы, составляют около 4 и 3 тысяч соответственно.
Согласно цифрам, опубликованным на сайтах обоих фондов, по состоянию на конец 2016 года «Измени одну жизнь» имеет в своей базе 28096 анкет детей, из которых 9744 отмечены как «уже в семье». На сайте фонда Тимура Кизякова данные значительно отличаются: актуальных анкет насчитывается 1062, а счётчик устроенных детей показывает цифру в 3003 ребёнка. [...]
Отдельный акцент Виноградова сделала на интервью Кизякова «Коммерсанту», опубликованном в ноябре 2016 года. По словам журналистки, в тексте ведущий упоминает о том, что получал финансирование от коммерческих организаций (например от кондитерской фабрики
«Ферреро»), но не упоминает получение денег от Министерства образования. [...]
Семейная развлекательная передача «Пока все дома» выходит на Первом канале каждую неделю на протяжении более двадцати лет. Широкую известность программе принёс её раздел «Очумелые ручки», в котором её ведущий Андрей Бахметьев собирал разные домашние предметы из пластиковых бутылок.
Рубрика «У вас будет ребёнок» была запущена в 2006 году, её ведет Елена Кизякова — жена основателя передачи Тимура Кизякова. Согласно данным, опубликованным на сайте Первого канала, за первые пять лет существования этого раздела телепрограммы, в её эфире были показаны видеопаспорта более двухсот детей, из которых 180 «обрели своих приемных родителей».
Александр Фаст
Источник: TJournal, 20.12.2016