ФАС подозревает в картельном сговоре с компанией «Р-Фарм» Алексея Репика «дочку» американской Bristol-Myers Squibb (BMS), ООО «Бристол-Майерс Сквибб». Нарушения выявлены при поставках государству лекарства от ВИЧ атазанавир на 4,6 млрд рублей. Проживающий в США Репик в интервью называет себя «относительно русским», главным лоббистом его интересов на прежней родине считается новый вице-премьер Татьяна Голикова. Благодаря высокому покровительству, компания «Р-Фарм» неоднократно избегала попадания в Реестр недобросовестных поставщиков, вместо этого получая крупные заказы от Минздрава.
«Мы подозреваем компанию [BMS] в участии в антиконкурентном соглашении при проведении аукционов по закупке [лекарства от ВИЧ] атазанавир в 2017–2018 гг», – уточнил «Ведомостям» начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Представитель Минздрава счел комментарии преждевременными, поскольку рассмотрение дела, связанного с проверкой «Бристол-Майерс Сквибб», продлено до апреля 2019 года. Представитель штаб-квартиры BMS лишь заявил, что компания сотрудничает с властями.
«Р-фарм» в 2017 году был крупнейшим поставщиком лекарств для госнужд с долей 8,3%, согласно «IQVIA Россия и СНГ».
В марте 2018 года ФАС проверила Минздрав и выявила признаки нарушения закона «О защите конкуренции», а в июне возбудила три антимонопольных дела. По данным ФАС, Минздрав мог создать «Р-фарму» преимущества при закупке препаратов против вирусов (ВИЧ, гепатиты В и С), туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью и других антивирусных и антибактериальных препаратов. По мнению службы, из-за нарушений «Р-фарм» должен был быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков и не участвовать в торгах, но компания продолжает это делать. Ни одно дело пока не рассмотрено – требуется «дополнительное изучение материалов», сообщала ФАС. Нарушители могут заплатить от 10 до 50% цены контракта, рассказывал Тенишев.
BMS производит реатаз (атазанавир) на заводе «Р-фарма» в Костромской области. По данным «Ремедиума», в 2017 году доля BMS в госзакупках – 1,38% (4,6 млрд рублей).
С конца 2015 года для участия в госзакупках иностранные производители должны локализовать производство в России, напоминает руководитель практики здравоохранения «Пепеляев групп» Александр Панов, иначе при наличии двух препаратов с одинаковым МНН, произведенных в России и ЕАЭС, иностранный не допускался на аукцион. Крупные национальные игроки, как «Р-фарм», стали партнерами международных, продолжает Панов. Помимо реатаза «Р-фарм» поставляет аналог атазанавира – симанод российского производителя «Фармсинтез».
В июле 2018 года «Технология лекарств» (входит в «Р-фарм») зарегистрировала аналог атазанавира – атазанавир-ТЛ. В 2016 году американская компания Janssen через суд запретила «Технологии лекарств» продавать аналог лекарства против ВИЧ – дарунавира, находящийся под патентной защитой. Однако с аппаратным повышением Татьяны Голиковой Janssen была вынуждена подписать со структурой Алексея Репика мировое соглашение, разрешив выпустить одну партию дженерика – 1,305 тыс упаковок таблеток с дозировкой 400 мг и 870 упаковок с дозировкой 600 мг. Объем годовых продаж дарунавира - более 2,5 млрд рублей.