Уголовное дело о выводе денег из Мосттрансбанка может задеть режиссера
Никиту Михалкова. Ведь в схеме вывода денег из кредитного учреждения были задействованы средства его организаций - Российского авторского общества (
РАО), Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российского союза правообладателей (РСП). Дело открыто следственной частью по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления (СЧ по РОПД СУ) при УВД по ЮЗАО по заявлению Агентства по страхованию вкладов (руководитель —
Юрий Исаев).
Следственные данные
Расследование начато в отношении пресловутых «неустановленных лиц». При этом бывший предправления Мострансбанка
Сергей Захариков задержан еще осенью 2015 года (находится под домашним арестом) по подозрению в незаконной банковской деятельности ч. 2 ст. 172 УК РФ — обналичивании 4 млрд рублей. Ныне Захариков находится под домашним арестом. В АСВ не стали давать комментариев, но источник в агентстве подтвердил, что госструктура работает над этим делом. Текст постановления находится в распоряжении Forbes.
Чтобы скрыть вывод денег, руководство Мострансбанка (банк входил в топ-600 по активам) использовало схему фальсификации отчетности, в которой были задействованы средства трех солидных организаций —
Российского авторского общества,
Всероссийской организации интеллектуальной собственности, и
Российского союза правообладателей. Эти организации контролировали
Никита Михалков,
Сергей Федотов и
Андрей Кричевский. Суть схемы заключалось в следующем — в последний рабочий день каждого месяца со счетов РАО, ВОИС и РСП на счета малоизвестной фирмы «Проммо» переводились деньги, с помощью которых компания гасила свои долги (овердрафт) перед банком. После того как отчетность с якобы погашенным долгом поступала в ЦБ, Мострансбанк возвращал структурам Михалкова, Федотова и Кричевского списанные со счетов РАО, ВОИС И РСП деньги и вновь выдавал кредит «Проммо».
Речь идет о выводе более 1,84 млрд рублей. Эту сумму, по данным АСВ, банк перевел компании «Проммо» по договорам временного безвозмездного пользования. Со стороны банка договоры были подписаны Захариковым. По версии следствия, впервые деньги были переведены на счет «Проммо» в апреле 2014 года — с тех пор сумма долга перед банком постоянно увеличивалась, а со счетов «Проммо» средства уходили на счета фирм-однодневок, открытых в других банках. Сама схема, называемая среди банкиров «насосом», работала в банке несколько лет.
Сомнительная схема «Проммо» вскрылась, когда после отзыва лицензии Мострансбанка АСВ занялось его банкротством в конце прошлого года. Тогда же агентство обратилось в правоохранительные органы с просьбой проверить руководство РАО, ВОИС и РСП на причастность к выводу денег из банка. Кроме того, по мнению АСВ, Мострансбанк мог схожим образом выводить деньги через ряд других фиктивных компаний — в этом случае объем хищений может составить 35 млрд рублей.
Правообладатели и правооблавзятели
Учредителями РСП, президентом совета которого является известный кинорежиссер Никита Михалков, а председателем правления — его сын
Артем Михалков, являются РАО, ВОИС и Союз кинематографистов России. Финансовый директор РСП Оксана Левашова подтверждает, что ее организация была клиентом Мострансбанка и имела расчетный счет, на котором хранились денежные средства, предназначенные для выплаты вознаграждения правообладателям. На момент отзыва лицензии часть этих средств были в банке.
«В конце октября 2015 года сотрудниками РСП после подключения к системе «банк-клиент» было обнаружено, что входящий остаток по дню отличался от исходящего (движения денежных средств по счету не происходило). По данному факту безотлагательно было направлено обращение в Мострансбанк с требованием представить объяснения. Ответственный сотрудник банка сослался на некие технические сбои в работе программного обеспечения», — рассказывает Левашова. По ее словам, в течение очень короткого времени корректные сведения об исходящем остатке по расчетному счету РСП в выписке в «банк-клиент» были восстановлены, и в результате этого инцидента средства правообладателей на счете РСП не пострадали.
В РСП говорят, что осенью 2016 года эта организация и другие клиенты Мострансбанка получили запросы из прокуратуры по вопросу отражения в отчетности банка сомнительных операций в конце отчетных периодов, а также касательно возможных операций с ООО «Проммо». Именно тогда в организации впервые узнали о том, что подобные инциденты не были единичными случаями и происходили в отношении счетов других клиентов банка. «Безусловно, сейчас на волне последних событий, в том числе разбирательства в отношении экс-менеджмента РАО, в публичном пространстве выстраиваются различные догадки, часто носящие не соответствующий действительности характер и не имеющие под собой никакой реальной основы», — говорит Левашова. Она объясняет, что запросы от прокуратуры и следственных органов в адрес РСП были исключительно как к пострадавшему клиенту банка и РСП поддерживает проведение проверки обстоятельств банкротства Мострансбанка и готов оказывать максимальное содействие правоохранительным органам.
Нетипичный случай
Партнер компании Tertychny Agabalyan Иван Тертычный говорит, что если средства действительно предоставлялись по безвозмездным договорам «временного пользования» — это очень нетипичный случай. «Непонятно, почему была использована именно такая схема. Обычно деньги из проблемных банков выводят через выдачу кредитов подставным компаниям, при этом до «часа Х» такие заемщики исправно обслуживают долг», — считает юрист. По словам сооснователя компании Forensic solutions Алексея Фролова, в случае с Мострансбанком вряд ли вывод средств в таком объеме можно было скрыть от акционеров, поэтому правоохранительным органам, скорее всего, потребуется проработать версию об их возможной причастности к злоупотреблениям.
Стоит отметить, что работа авторских обществ с небольшими банками уже вызывала беспокойство чиновников из-за потери миллиардов рублей. В своих предложениях Минэкономразвития предлагало перевести средства фондов авторских обществ из банков «второго эшелона» в Федеральное казначейство, а порядок распределения этих денег предлагалось утверждать правительством.
Гендиректор Российского авторского общества, автор проекта закона о налоге на интернет и владелец замка в
Шотландии Сергей
Федотов, ныне находится под арестом по обвинению в краже имущества РАО на сумму 200 млрд рублей.