Обедневший Дерипаска собирает пивные банки

by topbloger 29. мая 2018 03:00

4 апреля в Государственную думу внесен законопроект о запрете продажи алкогольной продукции в пластиковой таре. Его авторы — депутаты Михаил Тарасенко, Раиса Кармазина, Геннадий Онищенко и Николай Герасименко, а также сенатор Валерий Рязанский. Законопроект предполагает фактически полный запрет на производство и оборот алкогольной продукции в пластиковой таре объемом более одного литра с 1 января 2019 года и более 0,5 литра — с 1 января 2020 года.

«Ценовая доступность пива в полимерной (пластиковой) таре большого объема способствует алкоголизации населения, в первую очередь – молодежи с последующим переходом на потребление более крепких напитков либо комбинированное потребление пива и крепких напитков (таких, как водка)», – утверждают авторы законопроекта. Помимо предполагаемого влияния на здоровье граждан у законопроекта высокий коммерческий потенциал: его главными выгодоприобретателями могут стать производители алюминиевой тары и алюминия, в частности, компания «Русал» Олега Дерипаски.


Кто выиграет от закона


США ввели санкции в отношении российских должностных лиц и бизнесменов 6 апреля 2018 года, через два дня после внесения законопроекта. Среди бизнесменов, попавших под санкции, был и Олег Дерипаска. Если инициатива депутатов будет принята, пиво фактически будут разливать только в алюминиевую и стеклянную тару. При этом компания «Русал», как ведущий производитель алюминия в России, сможет отчасти компенсировать потери от американских санкций, увеличив прибыли от производства пивной алюминиевой тары.

В 2015 году долю алюминиевой тары в производстве пива оценивали от 16% до 20%. По оценке издания «Деньги», в случае прохождения законопроекта доля может увеличиться до 50%. Депутаты Государственной думы Михаил Тарасенко и Раиса Кармазина уже вносили похожий законопроект в 2013 году, но президент подписал его только в 2016 году. Тогда закон проводили под эгидой того, что на пиво приходится 80% продаж, а оно чаще всего производится в пластиковой таре, из-за чего и стоит значительно дешевле. Тогда производители пива добились запрета на розлив пива в тару емкостью более полутора литров, а не 0,5 литра, как первоначально планировалось в законопроекте.


Как работает алюминиевая отрасль в России


Российскую ассоциацию «Объединение Производителей, Поставщиков и Потребителей Алюминия» в 2015 году учредили компании АО «Русал Саяногорский Алюминиевый Завод» и ОАО «Объединенная Компания Русал — Торговый Дом». Четверо из восьми членов правления ассоциации (Ирина Казовская, Владислав Иваненко, Идрис Закриев и Наталья Куденкова) связаны с группой компаний «Русал». В частности, Наталья Куденкова возглавляет в ассоциации сектор «Товары народного потребления» и занимает должность руководителя проектов товаров народного потребления в «Русале».

Среди членов ассоциации — корпорация Ball, ООО «Кэн-Пак» и АО «Арконик СМЗ». В России Ball владеет тремя заводами по производству алюминиевой банки, в том числе для пива, в Наро-Фоминске (Московская область), Всеволожске (Ленинградская область) и Аргаяше (Челябинская область). У Кэн-Пак завод по производству алюминиевых банок расположен в Волоколамске (Московская область). Компания Арконик СМЗ — это крупнейшее предприятие по производству алюминиевых полуфабрикатов в России, которое выпускает баночную ленту для алюминиевых банок.

Поставщиком сырья для баночных лент и самих алюминиевых банок могут выступать заводы «Русала». Например, Красноярский алюминиевый завод (АО «РУСАЛ КРАСНОЯРСК») производит сплавы фольгового качества для производства алюминиевых банок, визуально в виде «слитка». Из одного такого слитка можно прокатать до двух миллионов алюминиевых банок. Таким образом, мы видим, как выстроена работа алюминиевой отрасли в России от добычи алюминия до производства конечного продукта для потребителя (см. схему ниже). Поэтому от принятия законопроекта выиграют не только производители самих алюминиевых банок, но и поставщики сырья, а это главным образом «Русал».

26012018maslennikov5
Схема поставок алюминия «Русала»

Как депутаты Тарасенко и Кармазина связаны с алюминиевой отраслью


Внесший законопроект депутат фракции «Единая Россия» в Государственной Думе Михаил Тарасенко работал в горно-металлургической сфере с 1996 года. В 1996-2012 годы он был председателем Горно-металлургического профсоюза России. Сейчас Тарасенко входит в центральный совет Горно-металлургического профсоюза России и курирует связи профобъединения с Федеральным собранием РФ. Примечательно, что среди членов профсоюза также есть и представители «Русала». В первичной профсоюзной организации «РУСАЛ Красноярск» председательствует Иван Володин, он же в правлении кредитного потребительского кооператива «ППО Русал Красноярск». Как первое лицо Горно-металлургического профсоюза, Тарасенко может лоббировать интересы всей горно-металлургической отрасли на федеральном уровне, тем более, что отвечает именно за связь профобъединения с парламентом. Что касается «Русала», то депутат уже вносил законопроект, отвечающий интересам компаний Олега Дерипаски: в июне 2009 года Михаил Тарасенко и Андрей Исаев безуспешно пытались провести законопроект о передаче в федеральную собственность ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево», ЗАО «Пикалевский цемент» и ЗАО «Метахим» по рыночной стоимости (на момент внесения законопроекта стоимость оценивали в 1,5 млрд. руб). Предприятия составляли единый производственный комплекс в моногороде Пикалево. ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» входил в структуру холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

Соавтор законопроекта Раиса Кармазина, бессменный депутат Госдумы от Красноярского края, также может иметь связи с горно-металлургической и алюминиевой отраслями в целом, и «Русалом» в частности. В Енисейском одномандатном избирательном округе, по которому два из четырех созывов избиралась Кармазина, расположены город Норильск и горно-обогатительные комбинаты «Норильского никеля» (27,8% компании принадлежит «Русалу»). До избрания в Госдуму Раиса Кармазина более 15 лет проработала в Норильске в органах Федерального казначейства и в городском совете депутатов, затем три года была депутатом Красноярского краевого Совета народных депутатов. В Красноярском крае расположены Красноярский и Богучанский алюминиевые заводы, принадлежащие «Русалу». В марте 2016 года депутат предложила освободить от НДС вторичные алюминиевые сплавы, изготавливаемые из лома и отходов алюминия; «Русал» ведет вторичную переработку алюминия с 2005 года. В мае 2017 года Кармазина инициировала налоговые льготы для компаний, реализующих природоохранные инвестпроекты на сухопутной территории Арктической зоны России. Согласно указу президента РФ от 2 мая 2014 года, к таким территориям относится, в частности, Норильск; «Русал» владеет 27,8 % «Норильского никеля», который в 2017 году презентовал комплексную экологическую инвестиционную программу в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове.

Инициативу Тарасенко и Кармазиной поддержали депутаты Герасименко и Онищенко, которые выступают за ограничение производства и продажу табака и алкоголя в России. Это может повысить шансы на принятие законопроекта.


Заключение


Сейчас в России отсутствует правовое регулирование лоббизма, а сами понятия «лоббизм», «лоббист» и «лоббистская деятельность» законодательно не закреплены. Отсутствие нормативно-правовой базы для продвижения частных интересов в органах власти формирует объективные предпосылки для возникновения коррупции. Частные встречи представителей российского бизнеса с публичными лицами часто ставят под сомнение беспристрастность принятия решений последними.


Если законопроект о запрете продажи алкогольной продукции в пластиковой таре будет принят, то выгоду, главным образом, получат производители стеклянной и алюминиевой тары. Поскольку основными авторами инициативы выступили депутаты, связанные с металлургической отраслью в целом и с алюминиевой отраслью в частности, можно говорить о лоббировании интересов представителей отрасли в Государственной Думе. На фоне введения санкций в отношении Олега Дерипаски, законопроект может быть расценен как дополнительная мера поддержки группы компаний «Русал».

Мы также обращаем внимание, что в 2017 году Россия прошла четвертый раунд оценки экспертов Группы стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) по теме «Предупреждение коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров» и получила 22 рекомендации по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной работы. Восемь рекомендаций ГРЕКО касаются членов российского парламента: организация подчеркивает необходимость урегулировать взаимодействия парламентариев с лоббистами, в том числе, со стороны исполнительной власти и путем обсуждений законопроектов с группой экспертов. Соответствующий пункт присутствовал в Национальном плане противодействия коррупции с 2008 по 2015 годы, а в 2016-2017 годах из плана исчез. Поэтому «Трансперенси Интернешнл - Россия» призывает Федеральное собрание России проработать вопрос регулирования лоббистских практик в российском законодательстве. Нормативное регулирование лоббизма повысит доверие к институту парламентаризма и поможет вывести российских парламентариев из кризиса доверия, в котором они оказались в последние годы. Также, разработка нормативной базы для регулирования лоббистских практик позволит снизить коррупционный потенциал законотворческого процесса.

blog comments powered by Disqus

Добавить комментарий



Список Компроматов

Избранное