уже рассказывало о коррупционной составляющей Государственной автоматизированной системы (ГАС) «Правосудие», входящей в структуру судебного департамента при Верховном Суде РФ во главе с Александром Гусевым. Как отмечали аудиторы Счетной палаты, основная масса работ по ее «техническому обеспечению функционирования» выполнялась не силами учреждения, а многочисленными подрядчиками, с которыми заключал контракты руководитель ГБУ «ГАС «Правосудие» Леонид Юхневич. На их счета «перекочевали огромные суммы, выделенные из бюджета на реализацию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России». В числе субподрядчиков оказались и фирмы, как принадлежащие иностранным владельцам, так и зарегистрированные в офшорах. При этом сама система отстает от зарубежных аналогов на десятки лет. Сейчас люди, связанные с ГАС «Правосудие», готовы получать миллиарды рублей из рук главы ВС Вячеслава Лебедева на оборудование залов судебных заседаний по конкурсам, заранее прописанным под конкретные ирмы.
«ГАС «Правосудие» для своих
Система ГАС «Правосудие» — это главный в нашей стране государственный инструмент по поиску судебных решений. Журналисты, адвокаты, судьи, простые граждане — все те, кому нужно отыскать приговор по какому-либо уголовному делу или ознакомиться с практикой по отдельной статье («Хулиганство», «Незаконный оборот наркотиков», «Наемничество» и другим), должны идти на сайт ГАС «Правосудие» и пытаться совладать с не слишком дружелюбной системой.
Разрабатывать эту систему еще в 2004 году начал НИИ «Восход», который в тот момент возглавлял Леонид Юхневич. Он же в 2012 году стал руководителем «дочки» Судебного департамента — ГБУ «ГАС «Правосудие», учрежденной после того, как система заработала. ГБУ «ГАС «Правосудие» каждый год размещает контракты на сумму от двух до пяти миллиардов рублей (в 2018 году — 2,99 миллиарда). Сотни миллионов по ним получают компании бывших коллег Леонида Юхневича и экс-министра связи Леонида Реймана.
Мировые судьи
Осенью 2018 года ГБУ «ГАС «Правосудие» объявило конкурс на поставку комплексов оборудования для аудио- и видеозаписи заседаний (с функцией протоколирования) в мировых судах Московской области — 334 комплекса за 143,8 миллиона рублей. На торги вышли две компании — ООО «Орбита-сервис» и «ЦРТ-инновации», но полноценной борьбы не получилось. Первая фирма снизила цену на 1%, а вторая — всего на 0,5% и проиграла. На самом деле итоги торгов были практически предрешены в тот момент, когда ГБУ «ГАС «Правосудие» опубликовало техническое задание. Чиновники из Судебного департамента поместили в ТЗ схему комплекса под названием ПАК САВФИП. Она в точности повторяет схему комплекса «Актуариус» из презентации компании ООО «Орбита-сервис».
Техническое задание «ГАС «Правосудие» (2018 год). Ниже — презентация ООО «Орбита-сервис» (2016 год)
Но вряд ли представители компании ООО «ЦРТ-инновации» сильно расстроились из-за результатов торгов и их организации, потому что с ними ГБУ «ГАС «Правосудие» тоже плодотворно взаимодействует.
Арбитражные суды
В апреле 2018 года «дочка» Судебного департамента проводила конкурс на поставку почти таких же комплексов, но только не для мировых судов, а для арбитражных. Почти — потому что в техническом задании находилась немного другая схема, которая называлась ПАК СВСЗ. Она, как брат-близнец, была похожа на схему комплекса «Нестор» из презентации ООО «ЦРТ-инновации».
Слева — техническое задание «ГАС «Правосудие» (2018 год). Справа — презентация ООО «ЦРТ-Инновации» ( не позднее 2017 года)
Цена на весенних торгах снизилась минимально: с 73,5 миллиона рублей до 75,1 миллиона (спарринг-партнером ООО «ЦРТ-инновации» на этом аукционе выступила фирма отца генерального директора «Почты России» Николая Подгузова под названием «НПП Телда» — у этой компании нет контрактов с Судебным департаментом, она зарабатывает на конкурсах МВД).
Совместный бизнес
До 2016 года ООО «ЦРТ-инновации», в принципе, не получало контрактов от ГБУ «ГАС «Правосудие». Пока в 2015-м аудиторы Счетной палаты не упрекнули чиновников, что у них слишком часто на торгах побеждали ООО «Орбита-сервис» и ООО «Итерион», в котором до перехода в Судебный департамент на посту генерального директора работал Леонид Юхневич.
Связи ГБУ «ГАС «Правосудие» с производителями «Актуариуса» проследить несложно, часть из них лежат буквально на поверхности. ООО «Орбита-сервис» расположено по тому же адресу, что и ООО «Итерион» (Москва, Научный проезд, дом 19), у них общие телефонные номера, они вместе работают над оборудованием залов заседаний. В 2011 году на конференции ЭОС по документообороту эти компании были записаны как единая: «ООО «Итерион» (Орбита сервис) — Россия, Москва».
Одним из трех представителей связки «Итерион — Орбита-сервис» на конференции был Митрохин Александр Владимирович, заместитель директора. С 2013 года Митрохин работает в ГБУ «ГАС «Правосудие» на должности первого заместителя Леонида Юхневича.
Специалисты с юга
На самом деле ООО «Орбита-сервис» и «Итерион» — это осколки огромной системы по организации информационной безопасности, существовавшей на юге России в прошлом десятилетии. У нее было три столпа — ЗАО «Орбита» (более ранее название «Атлас-групп»), владевшее частью его акций ФГУП НТЦ «Атлас» (до 2006 года оно относилось к ФСБ России) и НИИ «Восход».
Основной задачей «Атласа» были работы в области информационной безопасности и защите государственной тайны. С учреждением в начале нулевых «Орбиты» сфера деятельности компаний стала расширяться. По словам экс-сотрудника ФГУП Артема Агеева, компания «Орбита» размещалась в одном из кабинетов «Атласа» (в городе Краснодар) и после того, как получила лицензии и начала наравне с «Атласом» участвовать в тендерах. По словам Агеева, в те времена многие сотрудники «Атласа» на полставки числились и в «Орбите».
НТЦ «Атлас» в середине нулевых под эгидой ФСБ занималось созданием ЕГАИС — Единой государственной автоматизированной информационной системы для учета объема производства и оборота этилового спирта. Однако в 2006 году оказалось, что НТЦ не успел разработать программное обеспечение в обозначенные сроки, и в стране случился малый алкогольный кризис — в ряде регионов с полок магазинов исчезло все легальное спиртное. Этим скандалом сумел воспользоваться министр связи Леонид Рейман, который в 2008 году забрал НТЦ «Атлас» от ФСБ в свое ведомство. Так под контролем Мининформсвязи оказались два главных ФГУП, работающих в сфере информационной безопасности, — НТЦ «Атлас» и НИИ «Восход».
Скриншот сайта научно-технического центра (НТЦ) "Атлас"
ЗАО «Орбита» тем временем перешло в частные руки — его совладельцем через ростовское ООО «Ай-Пи-Ти» стал экс-директор НТЦ Игорь Алексеев. При нем компания заключила договоры с ФСБ, МВД, Центробанком, Центризбиркомом, работавшим над системой ГАС «Выборы», Федеральным казначейством, ФМС, ФНС, администрациями Краснодарского края и Ростовской области.
«Инженеры «Орбиты» катались по всей России — от Сахалина до Калининграда, от Дербента до Петрозаводска. Игорю Викторовичу Алексееву удалось построить компанию, которая в отдельные годы практически монополизировала рынок ИБ в ЮФО», — пишет у себя в блоге Артем Агеев.
Крах империи
Параллельно с работой в сфере информационной безопасности владельцы «Орбиты» занимались строительным бизнесом. Его Игорь Алексеев вел через компанию ООО «Проектный институт «Гипроком». В 2015 году эта фирма прославилась тем, что подала рекордный иск РПЦ — 292 миллиона рублей «Гипроком» потребовал за строительство православной гимназии в Муроме, куратором которой был глава Счетной палаты Сергей Степашин. «Гипроком» проиграл суды по этому делу во всех инстанциях.
К этому моменту компания была уже признана банкротом, как и другие фирмы Игоря Алексеева — «Ай-Пи-Ти» и «Орбита».
Сам Игорь Алексеев в 2012 году стал фигурантом в деле об уклонении от уплаты налогов на сумму 500 миллионов рублей, однако информации о том, что дело было направлено в суд, Daily Storm не обнаружил.
«Восход»
Помимо «Орбиты» НТЦ «Атлас» был тесно связан с еще одним учреждением — НИИ «Восход». Вместе они работали не просто над крупными контрактами, а над теми, что по-настоящему меняли быт граждан нашей страны.
В 2005 году НТЦ «Атлас» выиграл тендер Гознака на поставку чипов для паспортов, а генподрядчиком на поставку спецоборудования стал НИИ «Восход». Только за первые пять лет работы системы по выпуску биометрических паспортов государство потратило на нее восемь миллиардов рублей. Несмотря на финансовые вливания, оборудование, поставляемое «Восходом», периодически выходило из строя, что приводило к сбоям в выпуске паспортов (крупные проблемы были в 2007-м и 2010 году).
Другой знаковый проект НИИ «Восход» — ГАС «Выборы». Институт являлся разработчиком основных подсистем. Пост главного конструктора ГАС «Выборы» в начале нулевых занимал директор НИИ Александр Калинин. Сейчас он успешный предприниматель, а в годы работы в «Восходе» был больше известен как бывший офицер КГБ и советник Леонида Реймана, который с 1999 года возглавлял Министерство по связи и информатизации.
В 2003 году Александра Калинина на посту директора НИИ «Восход» сменил Леонид Юхневич, который продержался на этой должности до 2010 года. Его уволили после конфликта со сменившим Реймана на посту министра связи Игорем Щеголевым из-за работы над биометрическими паспортами (министерство пыталось лишить НИИ «Восход» этой функции, а в защиту института выступал Леонид Рейман).
В благодарственном письме ЦИК 2008 года (за активное содействие и существенную помощь в организации и проведении выборов президента Российской Федерации) упомянут еще один человек из НИИ «Восход», который имеет непосредственное отношение к закупкам 2018 года: заместитель Юхневича в ГБУ «ГАС «Правосудие» Митрохин Александр Владимирович получил поощрение как начальник отделения 31 НИИ «Восход».
Там же, в НИИ «Восход», работали Наталья Тятых (до прихода в НИИ она была вокалисткой капеллы «Московский Кремль»), которая с 65% капитала числится основным собственник ООО «Орбита-сервис», и Андрей Карханов, генеральный директор ООО «Орбита-сервис».
Работа над патентами
Все эти люди, работая в НИИ «Восход», сумели создать для себя неплохой задел на будущее в виде пакета патентов на оборудование для судов. Например, над патентом номер 98607 «Автоматизированная система типового сайта судебного участка мирового судьи» работали вместе Юхневич, Митрохин и Карханов.
Митрохин и Юхневич зарегистрировали более десятка патентов, связанных с работой судебной системы: «Автоматизированное рабочее место ведения электронной картотеки судебных дел на участках мировых судей», «Автоматизированная система организационного обеспечения функционирования подсистем ГАС «Правосудие», «Автоматизированная система интернет-портала судебного делопроизводства федеральных судов общей юрисдикции и судебного департамента» и другие.
Но для того, чтобы начать на них зарабатывать, требовалось, чтобы руководство Судебного департамента и ГБУ ГАС «Правосудие» благоволило их разработкам и внедряло их на практике.
Судя по информации, размещенной на сайте НИИ «Восход», часть полезных моделей Юхневича и Митрохина была внедрена. Это означает, что в течение десяти лет с момента начала использования модели правообладатели будут получать за нее вознаграждение — либо от НИИ «Восход», либо от Судебного департамента.
«Орбита» и «Итерион»
От краснодарско-ростовской империи Игоря Алексеева ООО «Орбита-сервис» откололось в 2011 году, когда у предпринимателя начались проблемы с налоговой.
До этого момента ему через ООО «Региональный центр информационного содействия бизнесу» принадлежало 34% капитала компании, а оставшиеся 66% находились у таинственного ЗАО ТЦ «Альфа-Контакт». Это общество ни разу не открывало данных о своих акционерах. Очевидно только, что «Альфа-Контакт» (до 2006 года компания называлась «Атлас-контакт») тесно связано с НТЦ «Атлас».
Во-первых, с 2015 года «Альфа-контакт» заключило соглашения на 40 миллионов рублей на тестирование программных средств ЕГАИС. Заказчиком выступает АО «Центринформ» — его выделили из НТЦ «Атлас» после смены кураторов в 2008 году с «чекистов» на «связистов» (именно АО «Центринформ» стал отвечать за подключение к системе ЕГАИС).
Во-вторых, у ЗАО ТЦ «Альфа-Контакт» была целая россыпь региональных «дочек» с похожими названиями: «Атлас-Тюмень», «Атлас-Калуга», «Атлас-Волга» и так далее (субподрядчиков по обслуживанию ЕГАИС). В большинстве случаев у ЗАО ТЦ «Альфа-Контакт» было 90% капитала, а еще 10% принадлежало местному гражданину. Обычно влиятельному. В Петрозаводске — бывшему начальнику отдела по маркировке алкогольной продукции регионального управления МВД, в Тюмени — родственнице чиновника Госстройнадзора.
В августе 2011 года ЗАО ТЦ «Альфа-Контакт» вышло из капитала ООО «Орбита-сервис», а у компаний Игоря Алексеева осталось только 10% (спустя несколько месяцев он лишился и их). Оставшиеся 90% отошли к бывшей вокалистке капеллы «Московский Кремль» и сотруднице НИИ «Восход» Наталье Тятых.
Схему владения «Итерионом» изменили после скандала 2015 года с отчетом аудитора Счетной палаты. Тогда компании ставили в вину два факта: что первым ее генеральным директором был Леонид Юхневич (сам глава ГБУ «ГАС «Правосудие» не видел в этом конфликта интересов) и что 97,5% капитала принадлежало кипрской Auguratorium Enterprises Limited (она на 100% принадлежит юридической компании A.T.S. Nominees Limited, засветившейся в офшорном скандале в Армении).
Сейчас капитал «Итериона» распределен между тремя физическими лицами: 89,99% у Владислава Попова (он сменил Юхневича на посту директора «Итериона»), 10% у Павла Потанина, 0,01% у Сергея Гурова (он был генеральным директором ООО «Орбита груп», наполовину принадлежавшего Юхневичу).
Кстати, именно после доклада Счетной палаты на торгах ГБУ «ГАС «Правосудие» вместо «Итериона» контракты стала забирать компания «ЦРТ» и ее «дочка» «ЦРТ-инновации».
Двойное дно
У компании «ЦРТ» (Центр речевых технологий) — сложная структура собственности. Часть капитала принадлежит Газпромбанку, часть — группе фирм, которые, как по кругу, владеют одна другой. По информации СМИ, за ними может стоять тот же Газпромбанк.
«Ведомости» в 2010 году связывали Леонида Реймана (он в тот момент занимал должность советника президента Дмитрия Медведева) с Центром речевых технологий в связи с проектом создания национального поисковика. Его разработку курировал экс-министр связи, а ЦРТ, по информации источников журналистов, выступал в качестве консультанта проекта.
Если изучить контракты ЦРТ с ГБУ «ГАС «Правосудие» (они выложены на сайте госзакупок), то можно заметить, что составной частью комплексов оборудования для аудио- и видеозаписи судебных заседаний является системный блок Kraftway KC44.
Их производит еще один партнер ГБУ «ГАС «Правосудие» по госзакупкам (за последние три года — контракты более чем на 1,4 миллиарда рублей) — ООО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС».
У этой компании длинная история отношений с экс-министром связи Леонидом Рейманом. Совладелец ООО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» Алексей Кравцов входил в комиссию по вопросам развития информационного общества, которую в конце прошлого десятилетия возглавлял Рейман. При экс-министре связи «Крафтвэй» завершил строительство своего завода в Обнинске. А с 2016 года компания Леонида Реймана «Ангстрем» стала поставщиком микросхем для ООО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС».
Оценить, насколько выгодны для государства контракты с ООО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС», можно, изучив закупки ГБУ «ГАС «Правосудие». В 2018 году «дочка» Судебного департамента заказала у «Крафтвэя» 5645 компьютера — те самые Kraftway KC44. Каждый — за 49 тыс рублей. Здесь выводы делать сложно — производитель сам волен оценивать свои блоки. Но вместе с компьютерами ООО «Крафтвэй корпорэйшн ПЛС» обязалось поставить программное обеспечение (в документации указано, что речь идет не о «коробке», а просто о лицензии — «праве на использование»):
— Windows 7 Professional за 13 650 рублей;
— Microsoft Office Standard за 13 480 рублей.
На официальном сайте Microsoft в России самая дорогая версия Office продается за 6699 рублей. Windows 7 купить у производителя уже нельзя (система считается устаревшей), но на «Яндекс.Маркет» цены на операционную систему стартуют с 7000 рублей.
Эволюция поставок
Закупать технику для одних и тех же нужд довольно сложно, очевидных поводов для повторных торгов всего два — устаревание оборудования и выход из строя. Но есть другой вариант — менять конкретную сферу назначения техники. Так, с 2014-го по 2016 год ГБУ «ГАС «Правосудие» приобретало у «Итериона» комплекты для видеоконференцсвязи.
С 2014-го по 2018 год ООО «Орбита-сервис» отвечало за сопровождение, модификацию и гарантийное обслуживание специального программного обеспечения ГАС «Правосудие». В 2018 году это же общество начало поставку комплексов оборудования для аудио- и видеозаписи заседаний. Пока речь идет только о мировых судах Московской области, где на внедрение новой системы будет потрачено почти 150 миллионов рублей. Если система будет распространена на всю Россию и закупочные цены не изменятся, то только на оборудование судебных участков мировых судей (их более пяти тысяч в РФ) придется потратить около двух миллиардов рублей.
ЦРТ и «ЦРТ-инновации» с 2016 года поставляют аналогичные системы в арбитражные суды.
В начале декабря стало известно, что ГБУ «ГАС «Правосудие» с июля 2018 года проводило опытную эксплуатацию робота-стенографиста в Свердловском и Шебекинском районных судах Белгородской области, и тот хорошо себя зарекомендовал. «Применение аппаратно-программного комплекса для распознавания речи позволяет в среднем почти в два раза сократить время подготовки протокола судебного заседания», — сообщили ТАСС в ГБУ ГАС «Правосудие».
В Управлении Судебного департамента в Белгородской области на момент выхода материала не смогли оперативно предоставить информацию о том, кто является производителем и поставщиком робота-стенографиста.
В презентации комплекса «Нестор» из презентации ООО «ЦРТ-инновации» говорится о том, что в ПО заложена функция распознавания речи. В презентации «Актуариус» от ООО «Орбита-сервис» указано, что «формирование протоколов судебных заседаний в автоматическом режиме, с помощью модуля распознавания речи» является одним из векторов развития системы.
ГАС «Правосудие» - не единственный коррупционный проект, связанный с руководством Верховного суда. Прокуратура обвиняет руководителей судебных департаментом Москвы и Подмосковья Вячеслава Липезина и Валерия Кузьмича в присвоении более 500 млн рублей на оплату труда переводчиков в судах. Непосредственный руководитель Липезина и Кузьмича — руководитель Судебного департамента Александр Гусев.