В
Перми бывший ректор Пермской государственной фармацевтической академии Татьяна Одегова приговорена к четырем годам колонии общего режима. Она признан виновной в нескольких эпизодах мошенничества, в результате чего федеральному бюджету был причинен ущерб в особо крупном размере. Как установил суд, хищение средств происходило под видом исполнения договоров на выполнение работ и оказание услуг академии. По данным "Ъ", госпожа Одегова обвиняется также в фиктивном трудоустройстве сотрудников, зарплату за которых получала она сама.
Дзержинский районный суд вынес приговор в отношении бывшего ректора ФГБОУ «Пермская государственная фармацевтическая академия» Татьяны Одеговой и ее подельницы — предпринимателя Ольги Мошевой. Госпожа Одегова обвинялась в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы), а также ч. 4 ст. 160 УК РФ (присвоение в особо крупном размере). Татьяна Одегова приговорена к четырем годам колонии общего режима со штрафом 400 тыс рублей, а госпожа Мошева получила условное наказание в виде трех лет лишения свободы с испытательным сроком четыре года и штрафа 300 тыс рублей.
Уголовное дело в отношении Татьяны Одеговой было возбуждено в 2015 году СЧ УМВД Перми по материалам УФСБ по Пермскому краю. Ранее, в конце 2014 года, она покинула должность ректора вуза после проверки
Минздрава РФ. По версии следствия, преступной деятельностью госпожа Одегова занялась еще в 2009 году, когда возглавляла кафедру микробиологии академии. Тогда она решила похитить денежные средства, которые выделялись для стимулирующих выплат сотрудникам. Татьяна Одегова формально устроила на кафедру четырех человек, в том числе и на должность доцента, убедив ректора подписать соответствующие документы. Потом она потребовала от сотрудников составлять фиктивные табели рабочего времени, начисляла премии и отпускные. При этом злоумышленница фактически завладела зарплатными картами указанных лиц.
По мнению следствия и гособвинения, став в 2011 году ректором ПГФА, госпожа Одегова продолжила преступную деятельность. Наряду с этим она решила применить схему хищения средств под видом исполнения обязательств по договорам возмездного оказания услуг. Для этого Татьяна Одегова привлекла двух ведущих бухгалтеров, заведующую учебно-методическим отделом и ряд других сотрудников. С бухгалтерами она подписала договоры о прошивке документов и сдаче их в архив, а части ученых были начислены премии за научную деятельность и стимулирующие надбавки. При этом денежные средства должны были передаваться ректору на «представительские расходы». Всего Минздраву РФ этими действиями был нанесен ущерб около 5,7 млн рублей.
Еще одна схема хищения средств федерального бюджета касалась заключения договоров с юрлицами на выполнение работ и оказание услуг ПГФА. Так, уже будучи ректором, в 2012–2013 годах Татьяна Одегова заключила фиктивные договоры с ООО «ТГВ Альянс» на ремонт вытяжных шкафов и с ООО «Геология, геодезия и строительство» на
укладку асфальта перед общежитием академии. При этом, по версии следствия, фактически асфальт был уже уложен, а ремонт шкафов подрядчик не проводил. Тем не менее денежные средства были перечислены в общества, а часть из них затем передана госпоже Одеговой.
Некоторые преступления ректор, по изначальной версии следствия, совершила вместе с бизнесменом из Екатеринбурга Ольгой Мошевой, с которой вступила в сговор на хищение средств академии. Она предложила последней подыскать организации для заключения договоров, под видом исполнения которых будет совершаться хищение денежных средств академии и обналичиваться денежные средства. Как следует из обвинительного заключения, реализуя общий преступный умысел, предприниматель привлекла ООО «Стройэнерго», ООО «Алькор», ООО «Стройэнерготехнологии» и ряд других фирм. С ними также заключались договоры на оказание различных услуг и выполнение работ для ПГФА. Например, ООО «Стройэнерготехнологии» по бумагам выполняло ремонт в комнатах общежитий, хотя на самом деле его делали студенты, ООО «Стройэнерго» поставляло академии медицинскую посуду и одноразовую одежду. Подобные договоры были заключены на обслуживание программного обеспечения, глажку и стирку постельного белья, мойку окон, ремонт дверных блоков и ремонт жалюзи. От их совместных действий ущерб Минздраву следователи оценили в 13,5 млн рублей.
На допросах госпожа Мошева позже заявила, что за счет своего бизнеса произвела ремонт в квартире ректора и купила для нее мебель на общую сумму более 3 млн рублей, а также оплатила ей туры в
Доминиканскую Республику и США и предоставила в пользование автомобиль «Ауди». В ходе следствия обе злоумышленницы заявили о полном признании вины, но, как установил суд, признали ее лишь частично. Представитель гособвинения Александр Захаров просил приговорить бывшего ректора к семи годам лишения свободы со штрафом 500 тыс рублей, а госпожу Мошеву — к четырем годам колонии общего режима со штрафом 200 тыс рублей. По словам господина Захарова, назначая наказание, в качестве смягчающих обстоятельств суд учел частичное возмещение ущерба, а также состояние здоровья Татьяны Одеговой.
В итоге суд несколько скорректировал схему обвинения. Он посчитал, что хищение средств академии, совершенное ректором вместе с Ольгой Мошевой, охватывается единым умыслом. Таким образом, эти действия должны квалифицироваться как одно преступление, а не несколько. Такой же подход суд применил и к другим периодам преступной деятельности госпожи Одеговой. Кроме того, махинации с «мертвыми душами» он квалифицировал как мошенничество. В итоге она была признана виновной в четырех преступлениях, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ.
Рассказывало о загадочном самоубийстве замминистра образования Татарстана Елены Шишмаревой, находившейся под домашним арестом. По версии следствия, чиновница заставляла руководителей подведомственных лечебно-профилактических учреждений заключать контракты с подконтрольной ей организацией «Прогресс» по заведомо завышенной стоимости.